Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.86 Mб
Скачать

Глава 8 функциональные механизмы памяти и ее расстройства..

комости» при встрече с незнакомыми объектами и наоборот (симптомы «deja vu» и «jamais vu» — «дежавю» и «жемевю»). Разновидностью парамнезий являются конфабуляции — расстройства памяти, при которых пробелы памяти «творчески» восполняются вымыслами или смешением воспоминаний прошлого и настоящего. Кроме хронического утомления эта симптоматика возможна при некоторых психозах, эпилепсии и травмах мозга.

Псевдоамнезия — память как таковая не нарушается, но страдает возможность постановки задачи что-либо запомнить (например, при, массивных конвекситальных лобных поражениях, приводящих к нарушениям процесса формирования планов, намерений и программ поведения). Больной не «принимает» задания, но узнает знакомые картинки и при чтении списка узнает знакомые слова. Активная мнестическая деятельность грубо нарушается и превращается в пассивное запечатление предлагаемого материала. Патологическая инертность раз возникших следов не позволяет перейти к активным поискам запомненного материала и приводит к стереотипным повторениям последнего без критического к тому отношения.

Персеверация — (применительно к памяти) навязчивое повторение слов, фраз, мелодий, движений, зрительных образов и др., в норме возникающее как следствие переутомлений, а также при неврозах и некоторой мозговой патологии.

Реминисценция — явление более полного отсроченного воспроизведения по сравнению с оперативным. В норме оно чаще встречается у детей, чем у взрослых.

8.2. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ

Память обеспечивается интегративной деятельностью всей нервной системы, и ни один участок мозга сам по себе не является критически необходимым для реализации мнестической деятельности. Однако роль тех или иных структурных элементов ЦНС неодинакова, что и выражается различной симптоматикой при их поражении. В качестве составных компонентов структурно-функциональной организации памяти чаще всего называют следующие.

Префронтальная кора больших полушарий — реализовывает так называемую «рабочую» память, благодаря которой в необходимый момент времени, например при возникновении проблемной ситуации, из других мозговых источников отбирается и извлекается именно та информация, которая может быть привлечена для ее разрешения. При повреждении префронтальных участков коры у человека в основном сохраняется накопленная в долговременной памяти информация, но в актуальной деятельности она оказывается неприменимой.

197

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Кора второго блока мозга в целом — зона хранения сенсорно-перцептивной информации, поступающей со стороны зрительного, слухового и кожно-ки-нестетического анализаторов. Искусственное раздражение этих участков мозга приводит к появлению простых и сложных галлюцинаций (образов, извлекаемых из долговременной памяти). Их разрушение своим следствием часто имеет утрату памяти на модально-специфическую информацию, связанную с работой конкретного анализатора, либо утрату комбинированной информации.

Кора височных долей — обеспечивает временное хранение и консолидацию следов памяти о недавних событиях. Особую роль в этом отношении играет медиальная поверхность височных долей.

Гиппокамп — имеет большое число связей со многими участками мозга и обеспечивает перевод информации (перекодирование) из кратковременной памяти в долговременную. Основная потеря при его поражении или недостаточном функционировании — неспособность к обучению. При этом память на события, предшествующие заболеванию, почти полностью сохраняется.

Миндалина — составная часть лимбической системы, которая предположительно связана с обеспечением эмоциональной памяти (при воспоминаниях об эмоционально значимых событиях прошлой жизни регистрируется заметная активация со стороны этого органа). Миндалина тесно функционально взаимодействует с гиппокампом и образует с ним единый комплекс.

Таламус — промежуточное звено в обработке почти всей информации, направляемой в кору головного мозга. Различные его ядра имеют связи с разными участками коры, из-за чего их поражение будет сопровождаться и соответствующими мнестическими потерями. При поражении дорсомедиально-го (дорсально — к спине) ядра таламуса утрачивается способность усваивать новый вербальный материал, поражение медиального ядра приводит к снижению способности переучиваться и т. д.

Полосатое тело (стриатум) — составная часть базальных ганглиев и экстрапирамидной системы. Его повреждения приводят к ухудшению выработки (запоминанию) автоматизированных движений.

Мозжечок — контролирует и координирует двигательные акты. Одновременно с корой формирует все виды классических условных рефлексов, главными из которых для мозжечка являются двигательные.

Подкорковые системы — обусловливают качество эмоций человека. Наличие эмоционального фона снижает пороговое восприятие для нейронов и существенно способствует процессам запоминания.

Ретикулярная формация и зоны ее распространения — обеспечивают формирование энграммы (устойчивость следа) и ее извлечение в нужный момент благодаря общему активационному потенциалу.

Нарушения памяти встречаются примерно у половины больных с очаговыми поражениями мозга и могут проявляться на различных уровнях мнести-ческой деятельности. В одних случаях они равномерно распространяются на все уровни, начиная с элементарных сенсомоторных процессов и кончая сложнейшими формами их смысловой организации. В других случаях проявления нарушения могут ограничиваться лишь одним из уровней (А. Р. Лурия).

198