Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.86 Mб
Скачать

Глава 12. Проблема функциональной асимметрии в нейропсихологии

В соответствии с патологической теорией, левшество — результат травмы на разных этапах пренатальной и постнатальной жизни. Чаще всего это родовая травма из-за аномальности родовых путей, результат наложения щипцов при родовспоможении и т. п. В многодетных семьях это результат или первых, или последних родов либо качество ребенка из двойни-тройни.

Каждый конкретный случай левшества имеет свою обусловленность возникновения, которая может быть связана как с одной, так и с комбинацией причин. Мозг левши, по-видимому, уникален, так как в каждом индивидуальном случае схема латерализации функций не соответствует известным по исследованиям правшей закономерностям и вообще никаких постоянно встречающихся сочетаний нет (Н. В. Беломестнова). Подобное обстоятельство порождает некоторые противоречия в оценках когнитивного стиля таких детей, поскольку традиционные подходы к «правополушарному» или «левополушар-ному» характеру реагирования оказываются здесь несостоятельными. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

В отношении качественной оценки левшей по параметрам психической жизни за более чем 100 лет их описания накоплен достаточно противоречивый материал. С одной стороны, левши описываются как более эмоциональные, тревожные и предъявляющие большее число соматических жалоб, застенчивые, неуверенные, склонные к чувству вины, грубоватые, непрактичные, обнаруживающие более низкий уровень интеллекта, худшую моторную координацию и школьную успеваемость. У левшей отмечается большая частота нарушений сна, затрудненность засыпания, частые пробуждения, неравномерное развитие сторон психики, более слабое понимание изобразительного и вербального материала, большая чувствительность к наркотическим веществам, повышенная частота очаговых изменений в ЭЭГ, меньшая скорость и точность выполнения психомоторных тестов. С последним обстоятельством отчасти связана большая частота травм и автодорожных происшествий.

Но у левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям, они реже обнаруживают сосудистые расстройства в условиях экспедиционно-вахтенного труда. Массовое обследование младших школьников показало, что признаков различий в познавательных способностях правшей и левшей не выявляется. Самые способные среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут проявить высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности. Леворукие мужчины и женщины имеют более высокую «креативность», у них чрезвычайно выражены способности к оригинальному художественному творчеству, рукоделию, более точна пространственная локализация, они же в эксперименте лучше решают математические, числовые задачи. Преимущества левшей отчетливо выступают в спортивных достижениях — боксе, бейсболе, теннисе, баскетболе и фехтовании.

iЈi

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

У левшей с очаговыми поражениями мозга иногда встречаются феномены, не обнаруживающиеся у правшей с аналогичной патологией, что позволяет предполагать в подобных случаях иной способ организации восприятия пространства (Н. Н. Брагина, Т. А.Доброхотова).

Зеркальное восприятие — восприятие объекта, перевернутого на 180°. Переставляются местами правое и левое, реже — верхнее и нижнее. Иногда этот эффект реализуется только в сновидениях, где переворачивается знакомая обстановка.

Зеркальные формы деятельности:

□ неосознаваемое зеркальное письмо (в норме выявляется у 11% школьников — левшей, а также правшей при левшестве слуха или зрения), причем зеркально написанное иногда не может быть прочитано (у взрослых левшей это обычно признак патологии мозга);

□ зеркальное чтение — левша читает зеркально написанный текст так же быстро, как правша правильный, что, по-видимому, отражает существующую у левшей скрытую готовность, реализуемую только в случае поражения мозга (редко встречаемый феномен);

□ зеркальные движения, осуществляемые в направлении, противоположном предлагаемым в инструкции, одновременно может проявляться беспомощность при восприятии правого-левого;

□ выполнение в обратной последовательности ритмичных постукиваний (особенно если «пачками»).

Частные исследования в нейрохирургической клинике выявили новые факты: учащение левшества среди больных в сравнении со здоровыми; возможность у некоторых левшей исключительных явлений, например видения и слышания того, что может случиться в будущем (наличие подобного симптома вызывает подозрения в наличии более сложной патологии, лежащей в сфере интересов психиатрии); более быстрый (чем у правшей) регресс психических нарушений; проявление парадоксальной — противоположной требуемой (обозначенной в справочниках по нейрофармакологии) реакции левшей на прием лекарственных препаратов. Например, выражающейся в том, что в ответ на введение психостимулятора наступает седативное (успокаивающее) действие.

Существует и статистика, связывающая левшизм с вероятностью возникновения различной психической патологии. Левши среди больных Шизофренией встречаются чаще, чем в здоровой популяции, причем есть данные о клинических отличиях ее течения у левшей в пользу чувственной яркости переживаний. В 2,5 раза чаще у амбидекстров и в 1,6 раза чаще у леворуких встречается эпилепсия. Еще в начале века среди этих больных была зарегистрирована особая частота семейной леворукости (75% семей). Раннее, в основном в пренаталь-ный период, поражение мозга может вызывать сопровождающийся синхронным левшеством детский церебральный паралич. У 12% таких больных отмечается семейное левшество, а 90% предпочитают пользоваться левой рукой при правых асимметриях зрения и слуха. У 56% больных с паркинсонизмом обнаружены леворукость и амбидекстрия, а у почти 40% — семейное левшество.