Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.86 Mб
Скачать

Глава 4. Сенсорные и гностические расстройства

4.7. Нейропсихология времени

Все анализаторные системы, традиционно рассматриваемые в нейропсихологии и психофизиологии, прямо или косвенно отражают различные параметры и свойства пространства, выражающиеся, главным образом, во взаимном расположении внешних объектов или частей тела либо их отдельных фрагментов по отношению друг к другу и рецепторному полю. Надэтими сенсорными и перцептивно-гностическими процессами надстраивается довольно крупный слой психических феноменов отражения времени как еще одной оси в системе координат, требующей к себе определенного приспособления.

Исследование закономерностей психического отражения времени в индивидуальном сознании является одной из наиболее сложных проблем психологии. В рамках философского подхода время определяется как последовательность и смена состояний объекта. Наиболее разработанным являлся анализ объективного времени как атрибута материи, но в современных научных исследованиях говорят и о существовании биологического, физического, социального, исторического и психологического (индивидуального) и даже художественного времени.

Представления о времени развиваются постепенно как у отдельного человека, так и у человечества в целом, и временные категории детерминируются той культурой, которая определяет индивидуальное и коллективное сознание. Идея времени возникает из двух психологических источников — субъективной регистрации повторяемости (например, суточные ритмы) и неповторяемости событий (процесс созревания).

По определению, восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений внешней действительности. Другими словами, представления о времени в значительной степени строятся на отражении информации об изменениях (часто циклических изменениях) в пространстве. В психологическом контексте важнейшей составляющей отражения времени должно быть признано и отражение изменений внутреннего состояния организма, выражающегося как однонаправленными, так и ритмическими (биоритмическими) трансформациями как на соматическом, физиологическом (ритмическая смена процессов возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга), так и на собственно психическом уровнях. Специфика подобного восприятия заключается в том, что не существует никакого специализированного нервного аппарата, который мог быть назван соответствующим анализатором. Как показывают исследования, в восприятии времени участвуют различные анализаторные системы, но наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения, то есть такие, которые теснейшим образом связаны с сук-цессивной формой восприятия информации.

Мозговые механизмы отражения времени, несмотря на большое число работ в этой сфере, не являются достаточно изученными, но очевидно, что важнейшую роль в них играют процессы памяти, обеспечивающие сравнение об-

тп

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

разов прошлого с актуальным состоянием тех же объектов (расположенных вовне организма и его самого), а возможно, и сопоставление динамики изменений между ними. На более высоком уровне время существует и как абстракция (квазивремя), включенная в общий понятийный аппарат взрослого человека (Д. Г. Элькин). Основными методами исследования осознанного восприятия времени являются такие процедуры, как словесная оценка, воспроизведение, отмеривание и сравнение интервалов различной модальности.

Начало исследований по изучению осознанной оценки времени относится ко второй половине прошлого века — еще в лабораториях Вундта ставились психофизические опыты, касающиеся оценки продолжительности хронометрических ударов. В современной психологии восприятия разработка проблемы хроноперцепции интенсивно ведется в трех направлениях: изучаются особенности функционирования «биологических часов», выявляются закономерности образования условных рефлексов на время, исследуются особенности восприятия времени при различных психических состояниях и в различных жизненных ситуациях.

На современном этапе исследований выделяют следующие основные направления изучения времени: социально-психологическое, личностное (индивидуальное) и психофизиологическое.

Социальное время. К социальному времени относится не только объективная его составляющая (длительность, последовательность, темп и периодичность социальных процессов), но и социальные представления о времени — то есть общепринятые в рамках какой-либо социальной группы представления о временных отношениях между культурно значимыми процессами и явлениями.

Возникновение и развитие представлений о времени в культуре вызвано, прежде всего, необходимостью синхронизации деятельности индивида и человеческого сообщества в изменяющемся мире, что и приводит к распространению единой системы счета времени. Нормы социального времени можно представить как культурную память, которая содержит такие представления о времени, которые в пределах общества помогают соотносить индивидуальные временные перспективы. Социальное время наиболее ярко представлено в актах межличностных коммуникаций, в художественных произведениях и в работе средств массовой информации.

Личностное время. Отношение ко времени можно характеризовать как систему аффективных, когнитивных и поведенческих особенностей переживания времени и распоряжения им (Т. А. Нестик).

Среди компонентов, которые можно отнести к аффективным, можно выделить два основных. Во-первых, это знак отношения к времени: положительное, отрицательное или нейтральное отношение к времени в целом, а также к отдельным его периодам (прошлому, настоящему, будущему). Во-вторых, это субъективная значимость времени для человека, тревожность в связи с «ускользанием, бегом» времени, субъективная оценка скорости жизни; «чувство времени»: ощущение того, быстро или медленно «течет» время, стоит ли оно на месте или вовсе не существует. К аффективному ряду явлений обычно относят и степень озабоченности конечностью своей жизни, страх смерти.

114