Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Bugai-3

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
22.8 Mб
Скачать

ТУРКИМЕСХЕТИНЦЫ В РОССИИ: ВЫБОРПУТИ, ПЕРСПЕКТИВА

(1990-е–начало

2020-х годов)

История в документах

Автор-составитель Н.Ф.Бугай

Москва

2022

ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ В РОССИИ:

ВЫБОРПУТИ,ПЕРСПЕКТИВА

(1990-е–начало 2020-х годов)

История в документах

Автор-составитель Н.Ф.Бугай

Москва

2022

Текст: электронный.

©Н.Ф.Бугай, 2022

©Редакция журнала ИСОМ, 2022

MESKHETIANTURKS IN RUSSIA: CHOOSINGAPATH,PERSPECTIVE (1990s–early2020s)

History in documents

Author and compiler N.F.Bugai

Moscow

2022

Text: electronic.

© N.F. Bugai, 2022 © Editorial Board of the HSEI journal, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..............................................................................................

6

Турки-месхетинцы в Союзе ССР/России в условиях

 

перестройки: канун 1980 — начало 1990-х годов.................

56

1993–2000. От границ «перестройки»

 

в СССР до конца 1990-х годов..................................................

129

После ферганских событий: адаптация и интеграция

 

в российский социум. 2000–2010 годы................................

287

На распутье дорог. Выбор:

 

Грузия — Россия — США — Турция.........................................

405

«Турки-мехетинцы — это не пятая колонна

 

в многонациональном объединении народов

 

России»: в условиях стабилизации обстановки

 

в регионах проживания.............................................................

555

Заключение...................................................................................

606

Приложения..................................................................................

609

Сведения об авторе и составителе........................................

658

5

ВВЕДЕНИЕ

Фактор объективности в изучении проблемы принудительного переселения народов Юга России. Вопросы изучения проблемы турок-месхетинцев

Поставленный вопрос и его исследование в историческом процессе выступают, скорее, составной частью политической антропологии, так называемого специализированного ее раздела — социальной антропологии.

Иесли обратиться к концепции предложенной темы, то она вполне монтируется в определение системы координат «конфликт — мир», предполагая исследование возникновения такого социального явления, как принудительное переселение народов в Союзе ССР, в том числе и с территории его южных регионов — Кавказа, Северного Кавказа, Калмыкии, Крыма. Процессы, связанные с этим на пути развития самих народов, оставили небогатое наследие, а, скорее всего, не очень приятное наследие. Все это требует изучения и предвоенной ситуации 1930-х — начала 1940-х годов, выступавшей основой для выработки в последующем механизма по стабилизации обстановки

врегионах страны, развития событий, связанных с этим периодом и непосредственно войной.

Ивторое направление — изучение ситуации с положением «наказанных» народов в послевоенное время, т. е. в условиях, когда уже не было прямой внешней угрозы государству. Именно это позволяло концентрировать внимание на внутренних вопросах обустройства жизни народов, общества, включая составляющие его элементов — отношение к этническим общностям, подвергшимся деструктивному воздействию со стороны государства в Союзе ССР, выработку механизма выхода из создавшейся обстановки при наличии контингента принудительных переселенцев. Этот аспект выступает самостоятельным разделом исследования. В связи с этим важно рассмотрение его составляющих с целью стабилизации положения в обществе, его успокоения, улучшения морального состояния, удовлетворения коренных интересов граждан. Эти кардинальные проблемы составляют основу предлагаемого документального исследования.

6

Введение

В центре внимания настоящего издания — история в документах непосредственно турок-месхетинцев, жителей южных территории Союза ССР. Их судьба переплеталась с судьбами других этнических меньшинств, приобретала определенную органичность как в реальности, так и исторических описаниях.

Понятие «этническое меньшинство» перестало быть чисто демографическим; оно несет на себе и определенную социально-психо- логическую нагрузку. К этническим меньшинствам, на наш взгляд, можно отнести группы:

1)численно меньше, чем этническое большинство в государстве;

2)находящиеся в недоминирующем положении;

3)обладающие этнокультурной спецификой и желающи сохранить ее.

Этнические меньшинства могут быть при этом либо частью этнической общности, либо этнической общностью, проживающей во многих странах и не имеющей своего государства (курды, турки-месхетинцы, хемшилы, цыгане и др.), или сообществом, обосновавшимся на постоянное жительство в прошлом иммигрантов.

Существует несколько определений понятия «национальное меньшинство». Все они имеют дискуссионный характер. Наверное, в такой ситуации большое значение приобретает вопрос: кого относить к национальным (этническим) меньшинствам? В этом плане существует определенное согласие. В первую очередь это будут граждане, принадлежащие к национальностям, проживающим

вРоссийской Федерации, других странах СНГ, и не имеющие своих государственных образований как в составе страны, так и за ее пределами (например, в Российской Федерации — курды, хемшины, турки-месхетинцы, греки, немцы, поляки, лазы и др.); граждане, принадлежащие к национальностям, проживающим в Российской Федерации, имеющим свои государственные образования за ее пределами (бывшие союзные республики, а также автономные республики и автономные области, национальные округа в их составе); граждане, принадлежащие к этническим общностям, проживающим

встранах СНГ, имеющие свои государственные образования за его пределами.

7

Турки-месхетинцы в России: выбор пути,перспектива

На стороне этнических меньшинств, в классическом их понимании, должен быть мировой порядок, государство (в частности, Российская Федерация, Турция, Республика Корея, Греция и другие страны, выступающие своеобразным посредником между личностью, конкретно репрессированными лицами разных национальных сообществ и международным порядком).

Такая ситуация в плане решения острейших вопросов жизнеобустройства и жизнеобеспечения этнических меньшинств, в частности, на территории Российской Федерации, вызывает необходимость совершенствования (зачастую новой разработки) нормативной базы, защищающей права этнических меньшинств. Именно этого правила придерживается на практике Правительство Российской Федерации в современных условиях.

Государство обеспечивает функционирование в конкретном случае законов, направленных на защиту интересов этнических меньшинств и реализацию принципов. Они определены Уставом Организации Объединенных Наций, а также компетентными органами ООН, в частности, такими как Управление Верховного Комиссара по беженцам (УВКБ ООН), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Международная организация по миграции (МОМ) и другие.

Национальные меньшинства, оказавшиеся в конфликтной ситуации, адекватно названным меньшинствам, разумеется, должны были стремиться к поиску возможного решения своих насущных проблем, предусматривая при этом единственную цель — выжить, сохраниться в той чрезвычайной, экстремальной ситуации, в которую они были ввергнуты. В связи с этим изучение трансформаций в обществе турок-месхетинцев показывает, что турки-месхетинцы Закавказья не были исключением из правил, оказавшись в водовороте событий периода Великой Отечественной войны, а также событий, связанных с политикой господства персонифицированного принципа.

Проводившиеся принудительные переселения, как свидетельствуют поиски ученых 1980–1990-х годов, оказались мерой не только неплановой, стихийной, вынужденной, но и протекавшей в крайне

8

Введение

сложных условиях, сопровождавшихся трудностями функциональной и природной адаптации переселенцев.

Налицо было нарушение принципа приверженности этносов к историческому месту проживания (практиковалось в СССР еще со времен административно-территориальной реформы, проходившей

всередине 1920-х годов), навязывание этническому меньшинству воли, установление против его волеизъявления нового порядка

врегионах, на территорию которых расселяли эти этнические меньшинства. К сожалению, так именно и было в истории многих народов Союза ССР.

ВКонцепции государственной национальной политики Российской Федерации (1996 г.) была определена позиция этнических меньшинств на территории России, которая затем нашла детальное отражение в законах Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1985) и «О национально-культурной автономии» (1995).

Правда, законы не получали распространения на те этнические меньшинства (например, на турок-месхетинцев), которые имели (получили) статус временного проживания в субъекте Российской Федерации без регистрации лиц турецкой национальности в местах их проживания (за редким исключением).

Вэтой ситуации в Российской Федерации придерживаются строгого правила, оставляя на первом плане задачу организации защиты прав этнических меньшинств, обеспечения для них нормальных условий жизни, активного участия в цивилизованном созидательном процессе. Это подтверждает такой основополагающий международный акт, как Копенгагенский документ по человеческому измерению. В нем провозглашается в числе первостепенных задач в национальной сфере уважение прав лиц, принадлежащих национальным меньшинствам, обеспечение возможностей их эффективного участия в государственных делах,

втом числе относящихся к защите и поощрению самобытности таких меньшинств.

Практика последних 20–30 лет показывает, что эта проблема становится общей, требует усилий многих стран для ее решения.

9

Соседние файлы в предмете Международные отношения Турция