Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Bugai-3

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
22.8 Mб
Скачать

Турки-месхетинцы в России: выбор пути,перспектива

100

Турки-месхетинцывСоюзеССР/Россиивусловияхперестройки:канун1980—начало1990-хгодов

101

Турки-месхетинцы в России: выбор пути,перспектива

<15>

Воспоминания доктора исторических наук,профессора Чеботаревой В. Г.о событиях в Фергане конца 1980-х годов*/

Москва,апрель 2021 г.

В конце 1980-х годов в Министерство по делам национальностей РСФСР, где я заведовала отделом Средней Азии и Казахстана, из Ташкента и других городов Узбекской ССР поступали письма о смене политического курса в стране. Было очевидно, что ведущие идеологи от заявлений о дружбе народов и торжестве социалистического интернационализма перешли к откровенной русофобии. Авторы писем сообщали о фактах враждебного отношения к русским и к представителям других не коренных национальностей. Все чаще им бросали в след: «Убирайтесь в свою Россию!»

Я — уроженка Узбекистана, не могла поверить, что всегда благожелательно настроенные узбеки и, как правило, хорошо воспитанная узбекская молодежь, вдруг превратились в злую враждебную силу. На память пришли факты военного времени — 1940-х годов, когда в связи с нападением на СССР фашистской Германии Узбекистан принял из центральной России сотню промышленных предприятий с оборудованием, техническим персоналом, а также тысячи эвакуированных женщин и детей, спасенных от фашистских бомбардировок. По призыву секретаря ЦК Компартии Узбекистана Усмана Юсупова сотни узбечек, проводившие мужей на фронт, приняли в семью детей из Украины, Белоруссии, России. В те годы можно было услышать рассказы, о том, как Усман Юсупов во время деловых поездок по республике, на полустанках подбирал беспризорных детей, потерявшихся на дальних дорогах при налетах вражеской авиации.

Согласно поручению руководства, после договоренности с Постпредством России в Узбекистане, я вылетела в Ташкент, и на следующий день стояла у железной ограды русского Постпредства.

102

Турки-месхетинцывСоюзеССР/Россиивусловияхперестройки:канун1980—начало1990-хгодов

Здесь собралась огромная толпа людей, бывших россиян, намеренных оформить документы для выезда из Узбекистана. Охранник неоднократно заявлял им: «Уходите, приема не будет, приходите через неделю». Толпа протестовала: «Обязаны принять! Многие из нас приехали из районов, не можем ждать еще неделю, и поездка в Ташкент нам дорого обходится!».

Постпред России был очень озабочен, сообщил, что помочь жалобщикам не может, обстановка меняется каждый день: тысячи россиян намерены бежать из Узбекской республики, добиваются выдачи соответствующих документов. Попытки согласовать этот сложный вопрос с Министерством иностранных дел СССР не увенчались успехом. В Москве, видимо, сами не знали, какое решение следует принять при в данной ситуации.

Из Ташкента я выехала в Ленинабад (Ходжент), чтобы узнать, какая обстановка установилась в Таджикской республике. В обкоме партии сообщили, что обстановка спокойная, два-три раза приезжали группы молодых «бородачей», называющих себя вахаббитами. Собрав к памятнику Ленину на берегу Сыр-Дарьи местную молодежь, «эмиссары» неизвестной исламистской организации призывали таджиков вернуться к истинному исламу, «отказаться от «русского влияния». На мой вопрос: «Какие у Вас сведения из соседней Ферганской долины?» сообщили: «Там последние два дня — кровавое побоище; молодые узбеки убивают

ижгут турок-месхетинцев … Езжайте в соседний Исфаринский район, он граничит с Ферганской областью, там узнаете подробности».

ВИсфаре в райкоме партии молодая женщина — секретарь райкома — рассказала об ужасах бандитизма, учиненного в Фергане,

идобавила: «Оставшиеся в живых турки-месхетинцы собираются приехать к нам в Исфару, чтобы отсюда перебраться от этой угрозы в соседнюю Киргизию, где у них есть родственники. Мы уже начали готовить для беженцев необходимое пристанище, но ферганские «головорезы» явились в Исфару с предупреждением: «Примете турок, перережем вас всех!»». Женщина была расстроена; несомненно, бандиты не пощадили бы исфаринцев.

103

Турки-месхетинцы в России: выбор пути,перспектива

Между тем, в Узбекистане события развивались по заранее кем-то разработанному плану. На дворе стоял 1988 г., еще не объявились первые неформальные организации, но процесс консолидации националистических групп набирал силу: по всей Ферганской долине активизировались ваххабиты с программой «очищения Ислама, ограничения прав женщин, формирования исламской армии». В Намангане, Учкургане и других городах Ферганской области собирались многочисленные сборища панисламистского характера. В Андижане распространялись листовки с призывом к узбекской молодежи: «Не уступайте русским… В Узбекистане им нет места. Давайте сплачиваться и объединятся!». 23–24 мая власти зафиксировали столкновения между узбеками и турками-месхе- тинцами в г. Кувасае.

В декабре 1988 г. состоялся многотысячный митинг в Ташкенте. На массиве Тансыкбаева транспаранты взывали к «чужакам»: «Русские, уезжайте в свою Россию, а крымские татары — сами уберутся!». В феврале 1989 г. возле завода «Ташсельмаш» более сотни узбеков блокировали движение трамвая, избивали прохожих с криками: «Русских зарежем! Русские в Узбекистане всем надоели, их нужно вешать на фонарных столбах!». В Ташкентском вузгородке в апреле 1989 г. была спровоцирована драка студен- тов-узбеков с иностранцами. Участвовало более 1 тыс. человек, многие были изувечены. Все те же требования: «Убирайтесь вон из республики!»

Местные власти расценивали такого рода факты как мелкое хулиганство. На многочисленные жалобы турок-месхетинцев, наблюдавших с тревогой, как на их домах появлялись специальные метки (чтобы при поджоге не путать с узбекскими домами), не было никакой реакции со стороны органов власти. Не трогали владык партийного «олимпа» и многочисленные обращения, и даже мольбы людей, понимавших, что над ними нависла смертельная угроза, искавших защиту в райкомах и обкомах партии. Они равнодушно наблюдали смятение людей, хотя в Ферганской области стояли внутренние войска, предназначенные для ликвидации исключительной ситуации, нарушающей мирную жизнь населения.

104

Турки-месхетинцывСоюзеССР/Россиивусловияхперестройки:канун1980—начало1990-хгодов

Не стану излагать все детали изощренных расправ над мужчинами турками-месхетинцами, об издевательствах над их женами и дочерями, и прочих зверствах, о разрушении и поджоге сотен домов и городских объектов. Попытаюсь ответить на важный, неизменно возникающий вопрос — каковы были движущие силы ферганского мятежа?

Специальное расследование показало: среди мятежников были не только обездоленные сельские жители, у которых урезали большую часть земельных участков. Обозначились в этих рядах и безработная, полуголодная, полуграмотная молодежь, лишенная жизненных перспектив; представители интеллигенции, грезившие о возрождении культа «отца народа» — великого Тимура; отдельные, «заблудившиеся» партийные и советские работники.

Ведущая роль принадлежала преступникам, уже отсидевшим срок в тюремном заключении, к ним примкнули члены бандитских групп. В 1980-х годах в Узбекистане было разоблачено 25 бандитских формирований, выявлено 7 тыс. преступных объединений, изъято 300 единиц оружия, денег и ценностей — на 15 миллионов рублей. Вспышки жестокой расправы с «чужаками» в Фергане и других городах Ферганской долины, для меня, историка, не были неожиданностью. В 1960–1970-х годах, занимаясь историей национальной политики в Центральной Азии, имела возможность знакомиться с официальными документами — отчетами, докладами, материалами научных конференций, характеризующих истинное положение экономики региона.

Отдельные отрасли народного хозяйства Узбекистана и Таджикистана, Казахстана и Киргизии, Туркмении и Каракалпакской АССР, по данным специалистов, были настолько запущены, что нетрудно было предвидеть: в недалеком будущем неизбежен социальный взрыв. Но партийных деятелей провалы в экономике, экологии, здравоохранении, культуре не волновали. Руководители республик неизменно докладывали в Москве о грандиозных успехах по выращиванию хлопка, зерна и другой продукции. Каждый год счастливые труженики полей Центральной Азии с восхищением наблюдали по телевизору, как в Кремле всенародно любимый Леонид Ильич Брежнев прицепляет

105

Турки-месхетинцы в России: выбор пути,перспектива

к лацканам пиджаков их партийных руководителей ордена Ленина, знаки Героев социалистического труда и т. д.

И так каждый год! И что поразительно: судя по публикациям газет и журналов тех лет — никто из награжденных «не сгорел от стыда»! А краснеть было от чего. Вопреки успехам по выравниванию экономического уровня в Узбекистане, по сравнению с общесоюзными показателями, были допущены грубые просчеты в размещении производительных сил. Приоритет получила промышленность, связанная с добычей и первичной переработкой природного сырья и сельскохозяйственной продукции. Не было уделено должного внимания формированию науко- и трудоемких отраслей, ориентированных на производство готовых изделий с полным циклом технологической обработки. В Узбекистане перерабатывалось только 8–10% хлопка, остальные звенья технологической цепочки находились за пределами республики. Таким образом, главная отрасль экономики не участвовала в формировании национального дохода.

Огромные потери в экономике были связаны с господством хлопковой монокультуры. Именно она свела на низкий уровень производство овощно-бахчевых и плодово-ягодных культур. Проводимая в республике политика привела к тому, что в Узбекистане был самый низкий в стране уровень потребления продуктов питания. Ради расширения посевов хлопка у колхозников и работников совхозов наполовину урезали размеры приусадебных участков. Узбекский крестьянин не был хозяином на своей земле. К 1980-м годам в Узбекистане зафиксировали самый низкий доход на душу населения: в отдельные годы отмечалась по сравнению с среднесоюзными показателями самая высокая детская смертность, низкая продолжительность жизни.

Врач, член-корр. АМН СССР С. Хакимова с горечью отмечала: «Жители сельских селений, особенно женщины, годами не видят мяса и даже фруктов, они продают их на рынке».

Не могу без боли душевной вспоминать об одном эпизоде своей жизни. Мы с сестрой приехали в Ходжент навестить родственников. Советский Союз уже был обрушен, и местное население, оказавшись в нищете, отчаянно нуждалось. Чтобы порадовать фруктами родных, мы отправились на рынок. Покупателей было мало, но

106

Турки-месхетинцывСоюзеССР/Россиивусловияхперестройки:канун1980—начало1990-хгодов

продавцов — великое множество. Как сквозь строй мы прошли вдоль рядов женщин, сидящих на полу со своим товаром. В основном это были молодые красивые таджички. Они выставили великолепные по качеству виноград, персики, вишню и другие фрукты, и каждая просила: «Сестра, купи! Сестра, купи!». Торговля шла плохо… Мы были смущены, казалось — являемся единственными покупателями. Жалко их было, и мы купили столько фруктов, сколько могли унести. Прошло много лет, но этих лиц со следами древней красоты, их ласковых слов — «Сестра, купи!» я никогда не забуду. В далеком Ходженте мы воочию увидели, что женское население Средней Азии платит за ордена республиканских партийных вельмож своим здоровьем и жизнью своих детей.

Узбекистан был основным поставщиком хлопка в Союзе ССР, колхозники гордились этим, но эта гордость обернулась для них бедностью вследствие установления монокультуры хлопка. Эта ошибочная стратегия исходила из Москвы, восторжествовал диктат союзных министерств, что привело к катастрофическому падению уровня жизни. Монополия хлопка изменила облик цветущих анклавов Узбекистана. Академик Т. Койчуев замечал по поводу упадка Ферганы: «Посмотрите, во что превращена плодороднейшая Ферганская долина! Там, где цвели и плодоносили восхищавшие весь Восток сады, теперь сплошное хлопковое поле. О какой социальной и экономической гармонии можно говорить применительно к Фергане?» Ферганская область помимо аграрной специализации нуждалась в реформе система общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи. В 1989 г в республике была самая низкая занятость трудоспособного населения.

По данным социологов, причины июньских трагических событий в Ферганской области имели социально-экономический характер. Более 94% опрошенных назвали среди основных причин растущую молодежную безработицу. Число безработных в Ферганской долине ежегодно оценивалось в 22,5 тыс. человек.

Источник: Воспоминания профессора Чеботаревой Валентины ГеоргиевныособытияхвФерганевконце1980-хгодов.Данныеприведены:

107

Турки-месхетинцы в России: выбор пути,перспектива

Средняя Азия иКазахстан: приоритеты иальтернативыразвития. Круглый стол // Коммунист Таджикистана 1989, октябрь, 10. С.4–5, 29; Затмение // Огонек, 1989. Июль, № 29. М., Изд-во Москва, С. 29–30.

*/ Примечание: Чеботарева Валентина Георгиевна. Родилась в Ферганской области, Кагановический район, село Яйпан. В средней школе училась в Ленинабаде Таджикской ССР (в древности — Ходжент). В Ташкенте окончила Восточный факультет Среднеазиатского университета, после чего два года работала в узбекской школе Ташкента, преподавала язык хинди. Затем в АН УзССР защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Автор научных трудов по истории национальной политики в СССР,

Средней Азии в 1920–1930-х гг.

<16>

СПРАВКА О размещении семей турок-месхетинцев,вынужденно

покинувших место прежнего жительства в Узбекской ССР, в областях РСФСР

(по состоянию на 1 января 1990 г.)

 

Количество

Размещение

 

Расселение семей в:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жилыхдомахновой

 

 

Приспособленных

 

 

 

Район

Хозяйство

постройки икапитально

Общежитиях

 

Семей

Человек

помещениях

 

 

 

 

 

отремонтированных

 

 

 

 

 

 

 

Единиц

Единиц

Семей

%%

Семей

%%

Семей

%%

Всего

3247

14073

100

343

2636

81,2

321

9,9

290

8,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгородская

904

3837

19

66

645

71,3

121

13,4

138

15,3

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронежская

654

2820

25

62

586

89,6

17

2,6

51

7,8

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининская

23

128

3

4

23

100

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курская

526

2513

19

66

412

78,3

82

15,6

32

6,1

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орловская

728

3095

16

95

564

77,5

98

13,5

66

9

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленская

412

1680

18

50

406

98,5

3

0,7

3

0,8

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Текущий архив Миннац России. Коллекция документов.

108

Турки-месхетинцывСоюзеССР/Россиивусловияхперестройки:канун1980—начало1990-хгодов

<17>

Из материалов заседания Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета ССР по вопросу о положении турецко-месхетинского населения в Союзе ССР

20 апреля 1990 г.

20 апреля 1990 года Комиссия по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета ССР рассмотрела положение турко-месхетинцев в СССР, был заслушан по этому вопросу доклад председателя Комиссии по проблемам турецко-месхе- тинского населения Л. Горшкова.

К этому времени Узбекскую ССР покинули 66 тыс. турок-месхе- тинцев и представителей других этнических общностей. Было принято решение:

—  Правительству Грузинской ССР предпринять конкретные меры, направленные на создание в республике благоприятного морально-психологического климата для возвращения этого населения.

—  Совету Министров Грузинской ССР образовать государственную комиссию для решения практических вопросов, связанных с переселением турок-месхетинцев, а также не допускать нового обострения обстановки, давления на органы власти путем организации митингов, пикетирования и других массовых акций, затрудняющих конструктивное решение проблемы.

Источник: Решение Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета СССР «О проблемах турецко-месхетинского населения» от 20 апреля 1990 г. № 15/1 за подписью председателя Комиссии г. Таразевича. Коллекция документов. 1990 г. Архив института российской истории Российской академии наук (А ИРИ РАН). Ф. 56. Оп.1. Д. 1. Л. 8–9).

109

Соседние файлы в предмете Международные отношения Турция