Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Vladyshevskaya_T.F._Muzykalnaya_kultura_DR

.pdf
Скачиваний:
232
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
21.18 Mб
Скачать

Прокимен «Всякое дыхание» на 8 кондакарных гласов

403

 

 

стоящем гласе недели. В уставе сказано, «тоже поем и мы в той же глас. Диакон кадит олтарь токмо. Тажь певец стих “Хвалите Бога во святых его”. И мы: “Всякое дыха% ние”. Тажь певец: “Всякое дыхание”, и мы: “да хвалит Господа”»51. Пение прокимнов на утрени — это особый, небольшой, но яркий момент, в котором принимает участие священник, дьякон, канонарх и народ. В соответствии со Студийским уставом кано% нарх и хор (или народ) поют перемежаясь: первую часть стиха поет канонарх, вто% рую — народ, в Уставе дважды употреблено выражение «и мы» (т. е. весь народ). Таким образом и в пении прокимна продолжается та же особенность пения, что и в кондаках, — переклички певца и народа: «певец» — «людие».

Раздел прокимнов в ТУ прекрасно иллюстрирует это указаниями Устава. Приве% дем типическую последовательность чередований прокимна и стихов воскресных про% кимнов утрени 1%го гласа, точно записанную в ТУ (л. 99 об. — 100) и далее во всех пяти сохранившихся гласах:

Прокименъ на утрънии въскресьнъ предъ вьсяко дыханиемъ глас 1:

1)«Ныне воскресноу глаголеть Господь. Положюся въ съпасение и не обиноуся о немь».

2)стих «Словеса Господьня словеса пречиста». «Вьсяко дыхание поеться изъ осми гласов». Глас 1.

Далее (с. 100) изложен прокимен растянутым письмом со стихами:

3)«Вьсяхавоуавуа. навуа. аа. кооооо. дыхааанььiее. дахвалихихиивуи.ивуихивуи хи...» и т. д.

Глас 1

4)Въ нощьхъ въздежете роукы ваша въ святая и благословите Господа.

5)Благословить тя Господь от Сиона. Стих глас 1.

6)Святъ Господь Богъ нашь. Светилен глас 1.

В ТУ раздел прокимна и стихов завершает обширный раздел, состоящий из «Бог Господь», воскресных тропарей, степенных антифонов и тройного «аллилуия». Во всех гласах эти песнопения построены по одному принципу.

Текст прокимна «Всякое дыхание» растянут в ТУ на пять строк, он составляет кондакарную композицию, состоящую из кондакарных формул первого гласа.

Г. Мейерс сравнивает прокимен 1%го гласа из Типографского кондакаря и Благо% вещенского. Прокимен «Всякое дыхание», как он полагает, имеет греческий аналог в соответствующем разделе в Константинопольской песненной литургии. При этом он пишет, что присущая древнерусской церкви верность византийской практике позволя% ет утверждать, что здесь сохранились наиболее архаичные не только для Руси, но и для всей византийской ойкумены свидетельства константинопольской литургической и музыкальной традиции52. Поэтому так важно изучать эту древнейшую певческую рус%

51 ГИМ. Син. 330. Устав Студийский церковный и монастырский конца ХII века. Л. 76 об. См. об этом также: Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1910. С. 244.

52 Meyers G. «All That Hath Breath...»: Some Thoughts on the Reconstruction of the Oldest Stratum of Medieval Slavic Chant // Гимнология. Вып. 4. Византия и Восточная Европа. Ли тургические и музыкальные связи. М., 2003. С. 70—77.

404 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

скую традицию. Он сравнивает нотацию прокимнов с прокимном, изложенным в ме% диовизантийской нотации. На наш взгляд, целесообразно сопоставить эти кондакар% ные прокимны и с древнерусской версией этого же прокимна.

Традиция мелизматического пения прокимна «Всякое дыхание» сохранялась на Руси вплоть до конца XVII в., прокимен записывался знаменной нотацией. В одной из рукописей конца XVII в. из собрания Московской консерватории53 есть несколько ва% риантов прокимнов, записанных знаменной нотацией. Эти прокимны вполне поддают% ся расшифровке. Среди них мы выделили один наиболее мелизматический, исполняю% щийся «на Владычни праздники и Богородичны», то есть на двунадесятые праздники. Мы сравнили этот распев с кондакарным прокимном из ТУ.

«Всякое дыхание» в двух вариантах: кондакарного распева и знаменного в записи XVII в.

53Певческий сборник ХVII в. из собрания Московской государственной консерватории.

4 (21216).

Знаменные песнопения ТУ

405

 

 

Шесть столетий отделяют эти два музыкальных образца прокимна кондакарного и знаменного распевов. Возможно, знаменный распев прокимна восходит к кондакар% ному, напев его не столько мелизматичен, в напеве нет типичных попевок столпового знаменного осмогласия. Он схож с напевом фит: переливаясь, мелодия плавно сколь% зит от одного устоя к другому, создавая ощущение плавного движения. Если этот рас% пев и восходит к древнейшему кондакарному, то за тот огромный срок, который их от% деляет, многое сгладилось, возможно, вышли из употребления те мелизматические ук% рашения, которые составляли сущность кондакарного распева прокимна «Всякое дыхание». Текст кондакарного прокимна записан растянутым письмом. Текст про% кимна «Всякое дыхание» настолько обильно насыщен вставными слогами, что за раз% личного типа переливами его звуков — «оховуоховуо», «ивуи», «авуа» — так и слы% шится экстатическая древняя кондакарная мелодия. Если прочесть полностью текст прокимна «Всяко дыхание», то его трудно будет понять. Пространный кондакарный распев имеет особый характер распева текста — аненайки и хабувы с долго тянущими% ся гласными, которые соединяются с задненебными и носовыми звуками хи, хъ, хь, ху, ха, ни образовывали массу дополнительных посторонних звуков, которые тем не менее писец фиксировал. Кондакарная мелодия прокимна записана знаками кондакарной но% тации с большими ипостазями, и хотя мы и не можем прочесть кондакарную нотацию, как читаем позднезнаменную, можно отметить, что тип распева прокимна «Всякое ды% хание» в Кондакаре ТУ — самый мелизматичный распев, особенно инересно, что в нем полностью отсутствуют мартирии, даже выскобленные.

Прокимен ТУ «Всякое дыхание», как и кондаки и другие песнопения кондакар% ного распева, относится к песнопениям, текст которых распет с огромными глоссола% лическими вставками.

Знаменные песнопения ТУ

Кондакарь ТУ содержит две части: в первой помещены кондаки и икосы, а во второй — различные осмогласные песнопения Октоиха, записанные знаменной нота% цией, — кафизмы, степенные антифоны, подобны. Знаменная часть в ТУ не менее интересна, чем кондакарная.

Знаменный распев, просуществовавший на Руси около тысячи лет, и в наши дни выполняет важнейшую роль в русской православной культуре. Архаичность древне% русской певческой нотации и вообще культуры позволила сохранить на Руси многие виды старых византийских песнопений.

Песнопения, записанные в ТУ знаменной нотацией, раскрывают другой стиль русского церковного пения — знаменный.

Система осмогласия знаменного распева в Древней Руси основывалась на взаи% модействии трех музыкальных признаков — ладового, звукорядового и формульного гласов. Кроме того, осмогласные песнопения могли быть разной формы — строчными, как в кафизмах, или подобнах ТУ, или основывались на индивидуальном соединении попевок, мелодических формул, кокиз, как в степенных антифонах. Песнопения Ок% тоиха изложены в ТУ по принципу осмогласия, от 1%го до 8%го гласа.

406VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

ВТУ сохранилось, как уже было сказано, лишь пять из восьми гласов, но если бы сохранился лишь один из восьми гласов, этого было бы достаточно для того, чтобы со% ставить представление о певческом содержании рукописи. Большинство из этих пес% нопений уникальны, например сборник подобнов — «подобьници», заключающий редкие образцы для пения стихир знаменного распева.

Ранняя знаменная нотация в ТУ

ТУ, как уже было сказано, содержит два вида нотаций — кондакарную и зна% менную. Между ними есть ряд общих знаков: крюк, стопица, палка, запятая, статья, скамеица, крыж, строка, паук. Эти знаки входят почти во все древнейшие нотации (палеовизантийское невменное письмо, раннезнаменная нотация), которые имеют об% щие корни, восходящие к экфонетической нотации.

На основе нотированных знаменной нотацией песнопений второй части ТУ мы составили алфавит знаков знаменной нотации. Полученный результат — состав зна% ков знаменной нотации по ТУ — мы сравнили со знаками двух рукописей того же времени — Воскресенским ирмологионом, алфавит знаков которого составил С. В. Смоленский54, и Греческим стихирарем XII в. (Венский стихирарь)55.

Истоки знаменного пения и знаменной нотации лежат в палеовизантийской куль% туре. Знаменная нотация связана с куаленской (Coislin) и во многом ей соответствует.

В этой схеме мы использовали преимущественно славянские названия знаков, терминологию, заимствованную из азбук знаменной нотации.

Алфавит знаков раннезнаменной нотации

Алфавит знаков в этих трех рукописях различается по составу и количеству зна% ков. Особо богат по знаковым начертаниям Воскресенский ирмологион, в нем есть вкрапления даже кондакарных знаков (№ 20—35, 101—106). Второе место по коли% честву знаков занимает ТУ. Меньше всего знаков в греческой рукописи. Но количест% во знаков разное, интересно сравнить соотношение простых знаков и сложных — фит. Фиты — это наиболее сложные знаки, в которых среди других знаков обязательно содержится греческая буква фита.

ТУ содержит 81 знаковое начертание, 10 фит. Воскресенский ирмолог — 105 знаков, 16 фит. Греческий стихирарь — 58 знаков, 4 фиты.

54Смоленский С. В. Краткое описание древнего (ХII—ХIII веков) знаменного ирмоло гиона, принадлежащего Воскресенскому Ново Иерусалимскому монастырю. Казань, 1887.

С.15—16.

55Sticherarium Antiqum Vindobonense. Codex Theol. Gr. 136. Bibliothecae Nationalis. Photo typice depictus. — Pars Principalis, Pars Suppletoria. G. Wolfram (Ed.). Wien, 1987. Сердечно благодарю профессора Христиана Ханника за предоставленное мне издание этой рукописи.

Алфавит знаков раннезнаменной нотации

407

 

 

Алфавит знаков ранней знаменной и палеовизантийской нотации по русским и греческим рукописям XI—XII веков

408 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

Алфавит знаков раннезнаменной нотации

409

 

 

410 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

Алфавит знаков раннезнаменной нотации

411

 

 

412 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси