Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Vladyshevskaya_T.F._Muzykalnaya_kultura_DR

.pdf
Скачиваний:
232
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
21.18 Mб
Скачать

270

IV. Древнерусская певческая культура и старообрядчество

 

 

Рис. 15

2. Об экспедициях к старообрядцам

271

 

 

Рис. 15 (продолжение)

272

IV. Древнерусская певческая культура и старообрядчество

 

 

Рис. 16

2. Об экспедициях к старообрядцам

273

 

 

Рис. 17

274

IV. Древнерусская певческая культура и старообрядчество

 

 

Рис. 17 (продолжение)

Песнопения знаменного распева

Большим достоинством старообрядческой певческой культуры является то, что в ней сохранилось крюковое пение. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно срав% нить фонограмму стихиры «Волсви персидстии», записанную у нижегородского хора с крюковыми рукописями ХVII в., с такой же стихирой в двознаменнике ХVII в. (РГБ, ф. 304, № 450). В стихире «Волсви персидстии» из упомянутого двознаменника и в записи нижегородцев напев не изменен, его не тронуло время, будто их не отделяют три столетия. Ритмика, мелодика здесь не изменены (рис. 18).

Аналогичные примеры показывают преемственность традиции ХVII в. и сущест% вующей ныне певческой культуры старообрядцев, владеющих книжной грамотностью, знающих крюки и поющих по крюковым певческим книгам.

У старообрядцев, как известно, существуют две певческие традиции: истиннореч% ная у поповцев и раздельноречная, хомонийная, у беспоповцев. Последнюю выделяет особо строгое исполнение старого обряда в отношении пения, чтения, соблюдения ус% тава. Так, они принципиально придерживаются хомонии, сохраняют старые певческие тексты ХV—XVI вв. Но есть и такие вещи, которые они сохраняют бессознательно. Это всевозможные ладовые и ритмические отклонения от принятых у нас при расшиф% ровке норм, проявляющиеся регулярно в определенных гласах в беспоповских хорах разных регионов. Эту систему ладовых отклонений мы назвали по аналогии с архаиче% ской системой произношения (Б. А. Успенский) а р х а и ч е с к о й с и с т е м о й и н % т о н и р о в а н и я7. Наиболее последовательно она проявляется в песнопениях 3%го и

7 Явление архаического произношения было выявлено и подробно описано в 1960 е гг.: Успенский Б. А. Архаическое произношение церковнославянского языка. М., 1968.

2. Об экспедициях к старообрядцам

275

 

 

некоторых других гласов, в фитах, где встречаются регулярные, систематические от% клонения от обиходного звукоряда. В этой системе можно проследить последователь% ные отклонения от обиходного звукоряда (фа диез, фа бекар, си бемоль, си бекар) в определенных фитах и попевках 3%го гласа (киза переметная, кулизма и др.). К той же системе архаического интонирования следует отнести нижний полутоновый вспомога% тельный звук в том месте, где должен быть тон, причем такое можно встретить не только в 3%м, но и в других гласах. Исследование старообрядческой певческой культу% ры особенно ценно тем, что оно дает возможность сопоставить сходные явления в раз% ных общинах, певцы которых не сообщались между собой. Так, интересно сравнить один ирмос «Яко виде Исайя» 3%го гласа в двух исполнениях — в исполнении

Л.С. Михайлова (рис. 19) и архангельской скрытницы Анны Ивановны (рис. 20).

Вмузыкальном обиходе старообрядцев встречаются разные распевы; нередко они прибегают к полинодии — многораспевности, особенно в тех случаях, когда песнопе% ние очень важное и исполняется за службой ежедневно. К таким песнопениям отно% сится молитва Богоматери «Достойно есть». Она распевается на все восемь гласов, а также путевым и демественным распевом (рис. 21). Запись «Достойно» демествен% ного распева была сделана от горьковских старообрядцев, а путевого (рис. 22) — от старообрядцев с. Раюши, Причудье (Эстония).

Интересно, что в пении старообрядцев встречаются отклонения от унисона — простейшие элементы многоголосия — терцовые расслоения, обычно образующиеся перед кадансами на неопорных тонах (как, например, в «Достойно есть» демествен% ного распева). Такие терцовые удвоения предкаденционных звуков встречаются во всех распевах, даже в тех хорах, где очень сильна книжная традиция, и все певцы поют по крюкам. Проблема многоголосия более остро встает в связи с фольклоризацией церковного пения в сельских общинах. В тех старообрядческих общинах, где певцы неграмотны, не знакомы со знаменной нотацией, все поют по памяти, по «напевке». Нередко знаменное пение украшается произвольными подголосками певцов. В таких случаях буйно развиваются мелодические варианты, спонтанно возникает многоголо% сие. Наиболее распространенное исполнение греческого распева — задостойник 8%го гласа «О тебе радуется». Он выразителен, мелодичен, но вместе с тем, как все позд% ние распевы, метрирован (рис. 23).

Если путевой и демественный распевы можно встретить в любой общине (как по% повской, так и беспоповской), то греческий и болгарский (более поздний распев) можно записать лишь у поповцев. Видимо, та часть старообрядцев, которая восприняла в 60%е гг. ХVII в. истинноречное пение, усвоила и новые распевы, появившиеся в это время, среди них греческий и болгарский распевы. У нижегородских старообрядцев мне довелось за% писать несколько песнопений греческого и болгарского распевов: «Херувимскую песнь», песнопение Страстной пятницы «Благообразный Иосиф». «Херувимская песнь» бол% гарского распева — очень распространенное песнопение в крюковых сборниках XVII— ХIХ вв. Особенно широко известно песнопение «Благообразный Иосиф», которое по% ется в Страстную пятницу на выносе плащаницы (рис. 24). Мелодия этого песнопения является образцом для других текстов, служит самоподобном. Так, например, она встреча% ется со словами «Тело Христово приимите», поющимися во время причастия. В Болга%

276

IV. Древнерусская певческая культура и старообрядчество

 

 

рии в Преображенском монастыре, основанном в ХIV в. под Велико%Тырново, мне при% шлось слышать «Херувимскую песнь», исполняемую на напев «Благообразный Иосиф».

Духовные стихи

У старообрядцев бытует множество духовных стихов (как у поповцев, так и у бес% поповцев). Их литературное и музыкальное содержание разнообразно. Старообрядцы любят проводить свой досуг за пением этих душеспасительных песен. Не имея возмож% ности здесь перечислить все эти духовные стихи, приведем лишь два образца из духов% ных стихов: брачные стихи, поющиеся на старообрядческих свадьбах, «Патриархи три% умфуйте» и «Бог творец всесильный» (рис. 25), мелодия которых напоминает канты, но в одноголосном изложении. Это одно из свидетельств поздних музыкальных заимст% вований старообрядцами, которые в бытовых жанрах могли использовать современные им напевы (мне приходилось записывать на Алтае от Абрама Ивановича Клепикова духовные стихи в ритме вальса, например, «Жил юный отшельник», или марша «Хри% стос воскрес»). На духовные стихи влияла и народная многоголосная песня. Так, «Стих о числах», записанный от старообрядцев Костромы, несет на себе ясный отпечаток ли% рической народной песни. Ее текст известен повсеместно и поется обычно на скромный, даже несколько примитивный напев. Головщик костромской общины И. А. Сергеев (рис. 26) и его хор поют этот стих своим особым напевом. Мелодия запева с ходом на квинту и последующим заполнением сопровождается подголоском на одном звуке женского хора наподобие исона, создающего высокий фон. На этом фоне льется ши% рокая, плавная мелодия солиста, припев его в стиле мелодий знаменного распева.

Старообрядцы поют и народные песни, однако заметна одна особенность: чем выше книжная культура старообрядцев, тем меньше они владеют народно%песенной. Л. С. Михайлов, например, пел народные песни как псалмодию или знаменный рас% пев. Старообрядцы, хорошо владеющие крюковым пением, обычно мало поют народ% ные песни, хотя и могут это делать, и наоборот.

Певческая культура старообрядцев представляет собой важный источник русской музыкальной медиевистики, способный конкурировать с рукописным музыкальным наследием Древней Руси. Из него черпали сведения русские медиевисты XIX — на% чала XX вв. — Д. Разумовский, В. Металлов, С. Смоленский и другие. Но последо% вательная работа с этого рода источником началась только в наше время, когда старо% обрядческая культура была вновь открыта историками искусства, филологами, линг% вистами. Так, лишь в конце 1960%х гг. в языке старообрядцев было обнаружено особое произношение, которое в рудиментах своих сохраняло фонетику, восходящую к XII в.

Во многих старообрядческих общинах, особенно беспоповцев, сохраняется особое архаическое древнерусское произношение при чтении церковных текстов, так же как при пении — архаическое интонирование.

Изучение певческой культуры старообрядцев — это важный аспект, который дает новые источники русской музыкальной медиевистики, новые возможности для реконструк% ции археологических пластов русской средневековой певческой культуры. Изучение пев% ческих традиций старообрядцев помогает раскрыть связь церковной и народной культур.

2. Об экспедициях к старообрядцам

277

 

 

Рис. 18

278

IV. Древнерусская певческая культура и старообрядчество

 

 

Рис. 19

2. Об экспедициях к старообрядцам

279

 

 

Рис. 20