Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Vladyshevskaya_T.F._Muzykalnaya_kultura_DR

.pdf
Скачиваний:
232
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
21.18 Mб
Скачать

Кондакарные формулы

373

 

 

Кондакарные формулы

Формульный принцип кондакарной нотации лежит в основе кондакарного пения, формулы соединяются со слогами текста.

Кондакарный распев, как и все средневековые распевы, обладал попевочной структурой, кондакарные попевки складывались из устойчивых знаковых комплексов, малых и больших кондакарных знаков. Большие ипостази при этом маркируют конда% карные попевки, делают их более заметными. Обычно один большой знак приходится на группу от 2%х до 7%и малых знаков.

Большое значение в кондакарной нотации имеет точка, как знак, который выпол% няет две функции — синтаксическую и музыкальную (то же и в экфонетической нота% ции). Точка ставится в центре, посередине строки. Точкой отделяются одна от другой попевки.

Среди кондакарных попевок выделяются конечные попевки, которые повторяют% ся на концах строк кондаков и нередко переходят из одного гласа в другой. Для конеч% ных формул всех гласов, как видно из примеров, свойственны общие черты: заключи% тельные попевки, завершающиеся конечным знаком «омега». Знак омеги часто бывает в завершении попевки, за ним стоит точка, отделяющая одну попевку от другой. Часто завершает кондак знак «оксейа с сирмой» (№ 35), которому предшествуют в разных гласах довольно близкие по начертанию варианты знаковых формул, куда входят ста% тья, омега, палка, запятая, сложитья, часто над конечной попевкой стоит мартирий в виде буквы Г с титлом. Кондакарные попевки функциональны. Среди них можно вы% делить концевые и срединные. В этом отношении они сравнимы с попевками знамен% ного распева, которые делятся на начальные, срединные и конечные28. В попевке не% редко бывают два раздела: начальный, перед формулой, который состоит из речита% тивной части (знак запятой, использовался в речитативных участках подобно стопице в знаменном распеве) и собственно попевочной формулы.

Попевки кондакарные различны по величине и распевности текста, обычно в по% певке бывает от двух до шести малых кондакарных знаков. В соответствии с принци% пом мелизматического пения в кондакарном распеве преобладают от 3%х до 5%и знаков на один слог. Некоторые кондакарные знаки были многозвучными, например, одному знаку (№ 40 лаймос — крыж и 5 точек) соответствуют два слога. Разнообразие кон% дакарных формул показывает мелодическое богатство кондакарного распева, мелизма% тика которого выражала изысканный характер мелизматики кондакарного пения.

Среди кондакарных попевок выделяются такие, которыми распеваются глоссола% лии — аненайки и хабувы. Им соответствуют особые большие ипостази, часто с вол% нистыми линиями, которые могут обозначать тремолирующее или мелизматическое движение.

Повторность строк является особым приемом в кондакарном пении. Нередко в кондаках повторяются целые фразы, или строки. Обычно первые две строки бывают сходны по своему попевочному материалу. Устойчивым композиционным принципом

28 Металлов В. М. Азбука крюкового пения. М., 1899; Он же. Осмогласие знаменного распева. М., 1899.

374 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

кондакарного развития является варьированный повтор: попевки повторяются, но от% дельные их знаки, или группы знаков, варьируются при повторе. Нередко попевки сцепляются по 2—3 в единые комплексы, особенно на хабувах.

Среди кондакарных попевок выделяются глоссолалические, которые распевают аненайки и хабувы. Им соответствуют особые большие ипостази, часто с волнистыми линиями, которые могут обозначать тремолирующее звучание или мелизматическое украшение. Рассмотрим указанные особенности попевок и кондакарного пения вообще на примере кондака св. Симеону Столпнику.

Мартирии в древнерусских кондакарях

Одной из важнейших особенностей кондакарной нотации является наличие в ней знаков мартирий, указывающих на ладово%интонационные особенности в строе конда% карного пения. Мартирий (от. греч. marturšw) означает свидетельство, подпись. «Мартирий — это специальный знак, выполняющий роль ключа»29. Знак мартирия ставится в начале песнопения и указывает на лад, глас и начальный звук в нем. Мар% тирий повторяется в конце периода или целой композиции как средство распознавания текущего лада и конечной ноты мелодии. В палеовизантийских нотациях мартирии встречаются намного реже, чем в поздневизантийской. Различие в использовании мар% тириев зависело от скрипториев, в которых редактировались рукописи.

Редакторы редактировали и ТУ, исправляли его мартирии.

ВТУ мартирии встречаются в разных видах: строчные и надстрочные. Среди них знак в виде буквы Ц или Ч с двумя точками над буквой, мартирий IU с точками, Л с точками и без, строчной и надстрочный, Г строчной и Г надстрочный. Семнадцать раз встречаются мартирии в кондаке св. Симеону, это число почти совпадает с числом вы% маранных мартириев в ТУ.

Вконце кондака перед заключительной фразой появляется новый строчной мар% тирий IU.

Часто строчные мартирии в ТУ бывают стерты, на их месте образованы затертые (2, 5 строки), или зачерненные места (9 строка), либо стоит точка (1, 2, 4, 5, 7, 9 строки).

Сравнение кондака св. Симеону из ТУ с тем же кондаком в Троицком, Успен% ском и Благовещенском кондакарях (в последнем утрачено начало кондака), позволяет выяснить, что мартирии в них использовались по%разному.

Сравним кондак св. Симеону Столпнику по разным кондакарям (см. примеры 1—2).

Из сравнения мартириев в кондаке св. Симеону по трем кондакарям можно вы% явить три редакции кондакарей.

Основная редакция представлена в Успенском кондакаре (пример 1), он наиболее полно представляет всю систему мартириев. В кондаке св. Симеону использованы пять видов мартириев, в основном строчные. Среди них наиболее часто встречается знак в ви%

29 Giannelos D. La Musica Bizantina. Paris, 1996.

Мартирии в древнерусских кондакарях

375

 

 

Пример 1.

Кондак св. Симеону Столпнику в Успенском кондакаре

376 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

Пример 2.

Кондак св. Симеону Столпнику в Благовещенском кондакаре

Мартирии в древнерусских кондакарях

377

 

 

де буквы Ц или Ч с двумя точками над буквой (7 раз), мартирий IU с точками, Л с точками и Г строчной встречаются по 3 раза, Г надстрочный 1 раз, — итого 17 раз. Это число почти совпадает с числом вымаранных и исправленных мартириев в ТУ (16 строчных мартириев), причем большинство находятся на тех же местах, где они стоят и в ТУ, по ним можно установить первоначальный вариант написания мартириев в ТУ.

Вторая редакция представлена в Благовещенском кондакаре. К сожалению, пер% вый лист Благовещенского кондакаря почти не виден, кондак показан со второго лис% та, в нем нет никаких строчных мартириев. Лишь один надстрочный мартирий Г под титлом стоит в конце кондака над 9%й строкой (пример 2). Возможно, к такой редак% ции принадлежал справщик, редактируя кондакарь ТУ, он стремился приблизить его версию к Благовещенскому кондакарю. Редактор ТУ последовательно на протяжении всего кондакаря стремится ликвидировать мартирии с буквами Ц, Ч, Л, У. Иногда, несмотря на то что эти мартирии выскоблены, они просматриваются.

Полнее всех мартирии ТУ восстанавливаются по Троицкому кондакарю. В пер% вых трех квадратах, где стоят точки, до редактуры стоял мартирий в виде буквы Ц или Ч с двумя точками, как это видно по Троицкому кондакарю. В дальнейшем во всех случаях, где он стоит в Троицком кондакаре, в ТУ он выскоблен. Мартирий Л в ТУ использован в двух вариантах, как надстрочный (Л с двумя точками) и строчной, но также случалось, что редактор выскабливал мартирий Л, заменяя его точкой. Есть случаи употребления мартирия Л одновременно в двух видах — строчном и надстроч% ном, также и мартирий IU с двумя точками стоит над строкой и в строке иногда выскоб% лен, иногда оставлен.

ВТроицком все эти мартирии строчные за исключением мартирия Г в заключи% тельной попевке. Впрочем, два своеобразных и разных мартирия типа Г с облачком встречаются и как строчной знак. В ТУ мартирий Г также встречается.

Подводя итоги этого сравнения, можно отметить, что все кондакари имеют раз% ные особенности в употреблении знаков и мартириев: в одних используются лишь строчные мартирии, в других — надстрочные, в третьих — смешанного типа, к по% следнему следует отнести кондакарь ТУ. Эти различные редакции были связаны с различными традициями разных скрипториев.

ВТУ мартирии в процессе редакции претерпели большие изменения. Можно ска% зать, что ТУ в отношении мартириев — это палимпсест, который отразил две тради% ции — исходную, которая соответствовала Троицкому кондакарю, и созданную при редактировании рукописи. Редактор ТУ последовательно соскребывал мартирии, за% меняя их точками либо оставляя пустые или замаранные места. В то же время он оста% вил некоторые мартирии. Стертые мартирии — одна из важных палеографических особенностей ТУ. Редакции Троицкого и Успенского кондакарей сходны между со% бой, они представляют единую редакцию, это видно в том числе по одной важной де% тали: в обоих кондакарях начало второй строки, которая, как известно, поется подобно первой, в текстах обеих рукописей помечено буквой П — подобно. К третьей редакции знаков без мартириев относится Благовещенский кондакарь, в нем используются толь% ко два надстрочных мартирия Л и IU.

378 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

Византийские и кондакарные мартирии

Ввизантийских рукописях мартирии играют роль обозначений внутри лада, иден% тифицирующих глас (mode) и мелодические формулы, использованные в исполняемом песнопении30. Знаки мартириев в греческой нотации появляются в XII в., они исполь% зовались в средне% и поздневизантийских нотациях, в которых чтобы записать песно% пение, необходимо было прежде всего указать на глас и лад, используя группу знаков, предназначенных для того или иного гласа. Эта группа знаков — мартирии гласа — указывает на глас и на начальный звук. Каждый глас имеет собственную мартирию. В случае смены лада по ходу мелодии вводился серединный мартирий.

Впалеовизантийских рукописях мартирии имели довольно простую форму: про% писывался целиком глас, например, глас первый (ihos protos) a, рядом с гласом буква, меняющаяся в возрастающем алфавитном порядке в соответствии с номером гласа — глас второй (ihos deuteros) — b. В палеовизантийских источниках мартирии выписаны очень ясно, особенно при транспозиции лада31.

Таблица палеовизантийских мартириев

30The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. 1980.

31Tardo L. L’Antica Melurgia Bizantina. Grottaferata, 1938. P. 319.

Византийские и кондакарные мартирии

379

 

 

Мартирии древнерусских кондакарей основываются на палеовизантийских. Нам неизвестно их реальное использование и воздействие на звучание, поскольку конда% карная нотация не расшифрована, но можно предположить, что тип использования мартириев в кондакарях такой же, как и в византийских рукописях: часто они окружа% ют небольшие участки текста с двух сторон.

Мартирии в кондакарях напоминают буквы, или греческие цифры под титлом, имеющие функцию гласовых обозначений, это знаки в виде букв: Ц, Ч, IU, IC, Л иногда с точками над ними, A, Г под титлом и др.

Вславянских рукописях различаются два типа мартириев — строчные, находя% щиеся в текстовой строке, и надстрочные, располагающиеся в невменной строке и да% же над знаками. В кондакаре ТУ есть оба варианта мартириев, строчные и надстроч% ные. Интересно отметить, что в Благовещенском кондакаре используются лишь над% строчные мартирии, а в Успенском и Лаврском — строчные. Редактор, правивший кондакарь ТУ, принадлежал, видимо, к традиции, с которой был связан Благовещен% ский кондакарь, поэтому он оставлял лишь надстрочные мартирии, строчные он обыч% но в процессе правки рукописи стирал или замазывал.

Неясно, кто и с какой целью проводил редакционную работу с рукописью. Наиболее устойчиво сохраняется надстрочный мартирий Г с титлом двух форм —

прямой и крышечкой.

ВТУ есть мартирии, которые входят в состав кондакарных знаков и пишутся на знаковой строке. К ним относятся два — Л и IU, оба с точками. Иногда из зна% ковой строки они переходят в текстовую, например, в конце 1%го кондака «Вышьних ища» мартирий IU. В Успенском кондакаре эти знаки всегда стоят в текстовой, а не

вмузыкальной строке, что указывает на употребление этих знаков в качестве мар% тириев.

Русские нотации — знаменная, путевая, демественная, как известно, адиастема% тические, их знаки заключают в себе свое музыкальное значение — долготу, высоту, музыкальную фигуру, фразу, попевку, но именно из%за отсутствия мартириев невоз% можно установить интервальные связи между знаками, которые позволили бы их де% шифровать, установить связи между соседними знаками. Кондакарные мартирии в ТУ

идругих кондакарях, очевидно, должны были выполять эту важную функцию ладо% интонационной связи знаков и попевок, возможно, кондакарная нотация была диасте% матической, ее лад регулировался мартириями. Однако надо признать, что система мартириев в кондакарной нотации не исследована, она лишь отдаленно напоминает ви% зантийскую. Кондакарные мартирии имеют свои особенности и закономерности, кото% рые пока ждут своих исследователей.

У истоков древнерусского певческого искусства стояли безымянные мастера, рас% певщики и теоретики. Кондакарная нотация, которую они создали, явилась результа% том творчества и трудов греко%славянских мастеров. До сих пор не найден подлинный греческий источник, с которого могла быть скопирована кондакарная нотация. На нее могли оказывать влияние кроме греков и представители других восточнохристианских певческих традиций — армяне, сирийцы.

380 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

Кондакарная нотация полностью не повторяет ни одну из известных нам нотаций. Используя элементы палеовизантийских нотаций, кондакарная включала также и эле% менты армянской хазовой нотации.

Техника распева кондаков. Строки и попевки. Подобен в подобне

Пение кондаков на подобен требует особого искусства и владения техникой рас% пева кондакарных подобнов, а также творческого отношения и изобретательности в приспособлении текста к напеву. Кондак самогласен — idiomelon, это певческая осно% ва для текстов кондаков по уставу. Греческое idios — свой, собственный, melon — на% пев, имеет собственный оттенок и оригинальный образец, и его повторение к тексту другого кондака требует специального приспособления. Кондакарный идиомелон% самогласен не полностью повторяется в напеве подобна. Кондакарные знаки самоглас% на часто меняются и варьируются в подобне. Постоянство и изменчивость — эти два принципа в каждом случае проявляются индивидуально при соединении заданных ме% лодических формул кондакарного самогласна с текстом подобна.

Наиболее стабильным бывает повтор первой строки кондака. Так, в распетом кондаке Иоанну Златоусту на подобен гл. 6, подобен «Еже о нас», после первой строки написано под титлом слово под — подобен. В отношении кондака Иоанну термин подобен применен дважды: первый раз он указывает на форму подобна кон% дака в целом (л. 37, строки 19—20), второй (л. 37 об., 3%я кондакарная строка) — в отношении кондакарной мелодической строки, которая с указанного места начинает повторяться с текстом второй строки, подобно строке первой. Пометкой под писец отмечает повтор мелодии первой строки кондака во второй. Такой повтор — непре% менное правило музыкальной формы любого кондака, атрибут его формы. Знаки кондакарной нотации — ее большие и малые ипостази — полностью совпадают на протяжении полутора строк вплоть до конца 4%й строки. Во второй раз слово «подо% бен» относится только к знакам и стоит среди кондакарных знаков на знаковой стро% ке, оно специально указывает лишь на повтор мелодической строки. Таким образом, этот термин может быть классифицирован как чисто музыкальный термин, причем один из первых.

Писец старается облегчить певцу понимание музыкальной формы кондака, эта подсказка певцу облегчает восприятие формы, помогает ему понять структуру текста.

Такая особенность не является принадлежностью исключительно ТУ, в Троицком кондакаре пометка под (л. 2, строка 6) ставится уже не среди кондакарных знаков, а в тексте, отделяя таким образом первую строку кондака от второй.

Итак, каждый кондак, который пели на подобен, отмечался как подобен глас и название подобна; в свою очередь внутри кондака вторая строка пелась подобно мело% дии первой строки, это повторение также помечалось указанием под, образовывался эффект матрешки: подобен в подобне.

Музыкальное соотношение самогласна и подобна

381

 

 

Музыкальное соотношение самогласна и подобна на примере кондака 8 го гласа

Как мы уже показали, среди кондаков ТУ существуют лишь две пары кондаков, которые находятся в соотношении: самогласен — подобен, то есть исполняются одина% ковыми напевами, поэтому интересно будет сравнить их нотацию. Сравним два кондака из ТУ: кондак%самогласен всем святым, глас 8 «Яко начаток» (л. 91) и кондак «Оуче% ник и друг» (л. 38, 38 об.), исполняющийся на подобен «Яко начаток». Оба кондака аналогичны по своей форме, оба состоят из 8%и строк, с одинаковым припевом конда% ков «Богородица ради съблюди, Многомилостиве», который состоит из двух строк.

Самогласен

Яко начатъкы родоу

А

и съдeтеля твари

А

въселенаяя приноситъ ти Господи

В

богоносьныя мученикы.

А1

Техъ молитвами

С

въ миръ пространъ

С

црковь твою и градъ твои

Д

Богородица ради съблюди, Многомилостиве.

А2

Подобен

Оученикъ и дроугъ твои.

А

И подобьникъ страсти твоеи.

А

вселенеи Бога тя проповеда

В

богоносный Филипъ.

А1

Того молитвами

С

От языкъ безаконьныхъ

С

церковь твою и всь градъ твои

Д

Богородиця ради съблюди, Многомлстиве.

А2

Оба кондака делятся на две части посередине: они состоят из двух поэтических строф, каждая из которых содержит по четыре строки. Деление на строки осуществля% ется по знаковым показателям, повторяющимся формулам.

Музыкальное развитие и музыкальная форма кондаков определяются музыкаль% ным строением строк: оригинальные, новые по изложению знаков строки обозначены новой буквой, строки, которые целиком повторяют знаки предыдущей строки, обозна% чены той же буквой, если есть небольшие изменения в нотации, строка обозначается той же буквой, но с цифрой: А—А1, А2.

Музыкальная структура обоих кондаков оказывается общей:

1%я строфа

2%я строфа

ААВА—1

ССДА—2

Музыкальные строки повторяют строение текста. Кондак%самогласен состоит из двух строф, или 8%и поэтических строк, музыкальная форма кондаков соответствует

382 VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

этой структуре: 8 музыкальных строк — две первые строки первой и две строки вто% рой строфы повторяются почти без изменений (подобно), третья строка в обеих стро% фах вносит новый материал (В в первой и Д во второй строфе). Последняя, 4%я строка в обеих строфах — это варьированное повторение начальной строки (А1 и А2). Здесь можно усмотреть элементы припевной, рондообразной музыкальной формы, где реф% реном служит строка А, которая, варьируясь, повторяется четыре раза, обрамляя раз% делы формы с небольшими изменениями. Сравним первые три строки кондака, которые мы пронумеровали римскими цифрами, в четырех версиях из трех разных рукописей:

1)Кондак%самогласен всем святым «Яко начатъкъ» по кондакарю ТУ (л. 91).

2)Подобен кондак апостолу Филиппу «Оученикъ и другъ» по кондакарю ТУ (л. 38).

3)Кондак%самогласен «Яко начатъкъ» по Благовещенскому кондакарю» (л. 72).

4)Кондак%самогласен «Яко начатъкъ» по Успенскому кондакарю (л. 143—143 об.).

Сводная таблица самогласнов «Яко начатъкъ»