Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

indrik2015syria_1

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
5.47 Mб
Скачать

Вв е д е н и е

Предлагаемая вниманию читателей публикация документов включает 24 донесения российских консулов, исполнявших службу в Сирии. Эти документы выбра-

ны из сотен листов консульских отчетов, рассказывающих о том, как происходила Младотурецкая революция в пределах сирийских консульских округов.

Составителей публикации интересовали прежде всего донесения, в которых содержатся сообщения о ключевых событиях этого времени — начале революционных действий, когда в них были вовлечены широкие слои населения (конец июля — август 1908 г.), предвыборной борьбе различных политических сил и выборах в парламент (сентябрь–ноябрь 1908 г.) и, наконец, событиях апреля 1909 г.

При отборе документов учитывалась степень их информативности и время написания: они освещают преимущественно период от провозглашения 11 (24) июля 1908 г. конституции до подавления антиконституционного бунта 31 марта (13 апреля) 1909 г., последовавшего за ним свержения султана Абдул-Хамида II и вхождения лидеров младотурецкой партии в правительство. Попытка антиконституционного переворота в Стамбуле отозвалась в Сирии политическим кризисом, а в Малой Азии и Северо-Западной Сирии массовым кровопролитием — христианскими (преимущественно армянскими) погромами, драматически завершившими революцию.

Особую ценность публикуемым документам придают содержащиеся в них сведения о политическом поведении различных слоев населения, включая простонародные. Важно и то, что описываемые события происходили на далекой периферии, этнически чуждой центру империи, где в сознании населения сохранялась историческая память о турецком завоевании, создающая почву для сепаратистских настроений. Особо надо отметить, что на начальном этапе революция переживалась в крупных провинциальных центрах — Бейруте, Алеппо и Дамаске — как общеосманское социально-поли- тическое событие.

Что же говорят об этом публикуемые нами документы?

Как и во всех городах Османской империи, известие о провозгла­ шенииконституциибыловстреченоснедоверием:боялисьподдаться на провокацию и оказаться в ловушке — ведь даже само слово «конституция» султанской властью было объявлено запретным. Это свидетельствует о том, что, несмотря на рост социального напряжения,

150

Донесения российских консулов в Cирии (1908–1909)

 

режим Абдул-Хамида не утратил силу, и говорит об ошибочности представления, будто перевороту предшествовала революционная ситуация.

Однако события Младотурецкой революции не раз демонстрировали резкие изменения политической обстановки и психологической атмосферы в обществе. Так, к концу первой же недели после переворота страх перед политическими репрессиями сменился всенародной радостью, даже ликованием, вызванным падением «режима Йылдыза1». (Причем и в европеизированном­ Бейруте перемена общественных настроений стала явной лишь после того, как горожане убедились, что акты неповиновения властям уважаемых людей не возымели опасных последствий.)

С этого момента консулы отмечали в сирийском обществе подъем гражданских чувств, ощущение солидарности и единения, братание мусульман с христианами и взрыв османского патриотизма. Эти переживания сопровождались распространением безмерных смутных надежд на кардинальные­ изменения в социальной и политической жизни. В большой степени эти надежды были порождены провозглашением лозунгов европейских революций — свободы, равенства и братства, обещанием руководствоваться «волей народа» (понятие, заимствованное из лексикона европейского Просвещения) и осуществить извечную народную мечту о справедливости. Такие идейные заимствования вполне объяснимы, если вспомнить, что центрами деятельности осман - ских оппозиционеров, прежде всего младотурок­ , были Париж и Лондон, ставшие средоточием революционной эмиграции Европы, и что в качестве одной из форм своей подпольной организации они избрали масонские ложи.

Однако европейские идеалы и призывы в сочетании с ограниченной общественно-политической программой самих младотурок, отчетливожаждавшихлишьвозрожденияспомощьюпарламентского строя великой Османской империи2, на османской почве обретали неадекватный смысл или встречали политически наивное понимание. По наблюдениям В.В. фон Циммермана, понятие «свобода» в простонародной среде ассоциировалось прежде всего с представ-

1Йылдыз (Звезда — тур.) — дворцовый комплекс в Стамбуле, резиденция

Абдул-Хамида II.

2Подробнее см.: Hanioğlu, Şükrü M. The Second Constitutional Period, 1908–1918 // Cambridge History of Turkey. Cambridge Histories Online. 4. Cambridge Univ. Press, 2008. — URL: http://goo.gl/zqN0dn

Часть III

Введение 151

лением об освобождении от уплаты налогов в пользу государства. «Равенство» упорно воспринималось как уравнение мусульман схристианами, что в мусульманском мировоззрении преломлялось­ как разрушение традиционных основ общественной жизни. «Братство» для мусульман означало узы родства или веры — именно поэтому вновь возведенный на трон султан Мехмед V счел необходимым на приеме сирийской делегации провозгласить новое официальное толкование понятия «братства»: «Все мусульмане мне братья по религии, другие же мои подданные мне братья по отечеству»3. Понятие «справедливость» в массовом сознании также не обрело социальной окраски: оно традиционно означало правосудие (подобно древнерусской «правде»).

Тем не менее — и это существенно — на многолюдных митингах в присутствии 15–20 тыс. человек раздавались речи с осуждени - ем деспотических форм правления, приветствовался парламентский строй и его либерально-демократические институты, звучали голоса в пользу необходимости решения аграрного вопроса в антифеодальном духе. Хотя британский консул в Дамаске и отмечал неподготовленность сирийцев к новым политическим формам деятельности4, пример младотурецких комитетов породил среди образованных сирийцев стремление к самоорганизации — созданию комитетов, клубов, обществ.

Народный энтузиазм поддерживался и находил свое эмоциональное выражение в праздничном украшении городов — иллюминации, фейерверках, возведении парадных арок, между тем как правительственные здания оставались неосвещенными. В качестве знаков приверженности революции использовались красно-белые розетки, на европейский лад, и букетики цветов и зелени, которыми даже бейрутские извозчики украшали своих мулов (при этом происходило перекодирование значения мусульманской цветовой символики). Торжествующий народ заполнял улицы, и консулы

3Донесение Б.Н. Шаховского российскому чрезвычайному и полномочному послу И.А. Зиновьеву от 29 июля (11 августа) 1909 г.

4Cambridge Archive Edition Online. Near & Middle East Collection. Vol. 4. Arab Dissident Movement. 1905–1955. P. 63. Донесение консула в Дамаске Деви от 4 сентября 1908 г.

Подтверждением замечания Деви может служить объединение стихийносозданныхв Алеппо«отделений»Салоникскогокомитетапофункциональному, а не идейно-политическому принципу. (См.: Донесение В.В. фон Циммермана от 10 (23) сентября 1908 г., № 8).

152

Донесения российских консулов в Cирии (1908–1909)

 

с изумлением отмечали, что в городах царили порядок, доброжелательность, спокойствие и почти прекратились уголовные преступления. Все говорило о том, что в этот еще романтический период революции Сирия переживала становление гражданского общества.

Массовое воодушевление стало в значительной степени стихийным ответом на младотурецкий переворот. Впрочем, выйдя из подполья, младотурецкие комитеты уже с первых дней приложили усилия к тому, чтобы пробудить и поощрить этот энтузиазм. Было очевидно, что без массовой поддержки младотуркам не сокрушить режим Абдул-Хамида и не победить на предстоящих выборах. Надлежало поставить под свой контроль стихийное движение, придав ему должное направление.

Таким направлением, которое помогло бы подавить сопротивление османской бюрократии и придало авторитет младотурецкой партии, стало провозглашение борьбы с вызывавшими всеобщее недовольство коррупцией, взяточничеством чиновников и злоупотреблением властью. Младотурки стали инициаторами создания комиссий по чистке государственного аппарата, в результате деятельности которых вАлеппо были отстранены от должности две трети должностных лиц. Население приветствовало эту деятельность; оно не только обращалось в комитеты со своими жалобами, но и учиняло самосуд. В Айнтабе толпа водила с позором по городским кварталам и базарам взяточника-каймакама — подобно тому, как в предшествующие столетия наказывали фальшивомонетчиков, нечестных ремесленников и торговцев. Затем, отправившись на телеграф, зачинщики направили губернатору телеграмму, сообщавшую об изгнании чиновника.

Оборотной стороной этих действий было падение авторитета государственной власти. Возникшие вакансии стали заполняться плохо подготовленными служащими, критерием для отбора которых стала их политическая приверженность конституционному строю; не последнюю роль играла и близость к членам младотурецких комитетов.

Чистка аппарата поставила младотурок в конфронтацию с кланами городской элиты, традиционно связанными с местной властью и обладавшими безграничным влиянием на городское и сельское простонародье. Младотурки приложили усилия к тому, чтобы лишить их этой поддержки. Дамасский комитет младотурок поначалу небезуспешно попытался уронить моральный авторитет шейхов и

Часть III

Введение 153

улема5 в глазах простых людей («…так что даже низшие слои населения, до того почитавшие этих шейхов и нотаблей, начали кричать — долой таких-то шейхов!»)6, а в Алеппо заговорили о переделе земель помещиков-ага7. Затаившись на время, традиционная элита готовилась к ответному удару.

Предвыборная борьба углубила политическое размежевание общества. В Дамаске улема и шейхи спровоцировали конфликт вокруг проповеди последователя египетских религиозных реформаторовРашидаРиды.Апеллируяк традиционнымрелигиознымустоям, они вернули в сферу своего влияния колеблющихся.

Успех младотуркам принесли их внешнеполитические акции, а также антиколониальная риторика. Способствуя созданию образа внешнего врага, они позволили младотуркам объединить вокруг себя часть населения. Бойкот австро-венгерских и греческих товаров, объявленный в ответ на аннексию Австро-Венгерской империей Боснии и Герцеговины и попыток Королевства Греция присоединить территориюКрита,встретилмассовуюподдержку.Былпоставленвопрос о ликвидации режима капитуляций. Тем не менее этот курс не мешал младотурецким комитетам взаимодействовать с британскими дипломатами, следовать их рекомендациям, а тем в свою очередь извлекать из этого политические и экономические выгоды.

Однако спустя один-два месяца после переворота романтические ожидания стали сменяться разочарованием, и энтузиазм широких масс упал. Чистки среди чиновников не принесли ожидаемых результатов, более того, размеры взяток выросли — в связи с большим риском. Отмена цензуры, ликвидация портовых контрольных паспортных комиссий, следивших за въездом и выездом османских

5Шейхи (от араб. шейх, мн. ч. шуйюх — «старик», «старейшина», «староста») — понятие многозначное; здесь имеются в виду прежде всего главы городских кварталов, ремесленных объединений, служителей мечетей, суфийских братств. Улема (от араб. алим — «знающий», «ученый») —

признанные и авторитетные знатоки теоретических и практических сторон ислама.

6АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 764. Л. 65. Донесение Б.Н. Шахов­

ского чрезвычайному полномочному послу И.А. Зиновьеву от 15(28) сентября 1908 г.

7Ага (мн. — агават, тур.) — звание янычарского офицера. Со второй половины XVIII в. начало превращаться в Сирии в почетное звание традиционных лидеров, как правило, крупных собственников земли и город-

ской недвижимости. (Bodman H.L. Political Factions in Aleppo, 1760–1825. Chapelhill, 1945).

154

Донесения российских консулов в Cирии (1908–1909)

 

подданных, особенно армян, отмена должности военного командира, осуществлявшего политический надзор, и тому подобные мероприятия, проводимые под давлением младотурецких комитетов, не отвечали насущным потребностям народа. Средние слои, активно включившиеся в политическую жизнь, стали испытывать давление Салоникского комитета. К этому времени партия «Иттихад ве теракки» опубликовала «Обращение к народу», в котором требовала прекратить самосуд над представителями местной власти: «Никто не имеет права действовать от имени народа и требовать наказания тех или иных лиц». А военное ведомство опубликовало циркуляр, запрещающий офицерам вмешиваться в дела администрации, созывать митинги и произносить речи, «возбуждающие умы, что крайне вредит авторитету правительства», вследствие чего часть населения отказывается уплачивать подати8.

Выборы в парламент, по крайней мере во Внутренней Сирии, не принесли младотуркам желаемых успехов. Соотношение сил по результатам голосования свидетельствовало о том, что спустя три месяца после переворота в Сирии сформировался довольно сложный политический ландшафт.

Намереваясьукрепитьсвоевлияние,младотурки,которымвсегдабылиприсущинационалистическиевзгляды,теперьискалиопору в турецком населении империи. С конца 1908 г. в клубах младотурок зазвучали речи, обосновывавшие претензии турецкого элемента на ведущие позиции в управлении империей. Недовольство сирийцев вызывало уже само требование избирательного закона: кандидаты в депутаты парламента непременно должны владеть турецким языком. Сначала арабы мирились с тем, что турки, как основные исполнители переворота, преобладали в городских младотурецких комитетах, но теперь арабам, желающим вступить в партию «Иттихад ва теракки», стали чинить препятствия, а на арабские объединения оказывалось давление.

Все это способствовало распространению арабских национали­ ­ стических­ настроений; характерно, что часть традиционной элиты тоже стала разделять национальные идеи как оппозиционные младотуркам. В Алеппо было создано национальное общество «Теракки- ль-Араби» («Прогрессс арабов»), призывавшее содействовать «эко­номическому, промышленному и коммерческому развитию страны». Оно выдвинуло требование предоставления арабам «широкой

8Шпилькова В.И. Младотурецкая революция 1908–1909 гг. М., 1977. С.165.

Часть III

Введение 155

доли и даже преобладания над другими расами в управлении страноюипарламенте,мотивируясвоюпретензиютем,чтомагометанская культура дана арабами»9. Так борьба за конституционный строй уступала место межнациональному соперничеству за властные позиции среди сторонников конституции, что ослабило ряды конституционалистов перед лицом растущей антиконституционной реакции.

Эти идейно-политические столкновения происходили в условиях ослабления авторитета провинциальной власти и влияния традиционной элиты на массы, сопровождавшихся ростом беспорядков, даже анархии, оживлением криминальных структур, активизацией вечной угрозы со стороны кочевой периферии. Рынок реагировал поднятиемценнапродуктыповседневнойнеобходимости.Простонародную среду охватило протестное брожение. Еще в сентябре 1908 г. В.В. фон Циммерман сообщал, что в народных кварталах «уже ропщут на конституцию, грозя, если не будут уничтожены налоги и не подешевеют жизненные продукты, все устроить по-своему»10. Массовое возбуждение разряжалось в актах немотивированной агрессии11. В такой обстановке традиционная элита Внутренней Сирии готовилась прибегнуть к испытанному столетиями политическому инструменту — спровоцировав смуту, т. е. рационально не мотивированную вспышку массовой агрессии и взаимных столкновений, оказать давление на властные структуры. В XIX в. смуты обретали форму христианских погромов. В условиях Младотурецкой революции созданию смуты благоприятствовала деятельность «Общества Мухаммада», или «Мусульманской лиги».

В Малой Азии и Сирии с февраля 1909 г. начали быстро распространяться филиалы стамбульской «Мусульманской лиги», активно участвовавшей в подготовке контрреволюционного переворота 31 марта (13 апреля) 1909 г. Целью лиги провозглашалось восстановление абсолютной власти султана, господства ислама, шариата и сохранение зависимого положении христиан, для чего планировалось их терроризировать и избивать.

Период подготовки и самой попытки переворота в Стамбуле характеризовался российскими консулами в Алеппо и Дамаске как крайне напряженный. Политического кризиса, грозящего смутой,

9АВПРИ. Ф.151. Политархив. Оп. 482. 1909г. Д.240. Л.5. Донесение В.В. фон

Циммермана от 8 (21) февраля 1909 г.

10Там же. 1908 г. Д.239. Л.64. Донесение В.В. фон Циммермана от 10 (23) сентября 1908 г.

11Там же. Л. 62–63, 64.

156

Донесения российских консулов в Cирии (1908–1909)

 

удалось избежать благодаря правильной тактике властей, наличию регулярной армии, в которой сильны были позиции младотурок. Не последнюю роль сыграл инстинкт самосохранения, пробужденный известиями о поражении мятежников и жестоких репрессиях

вотношении участников переворота, и, возможно, память о гражданских чувствах, пережитых в первые недели революции. В Алеппо известия о мятеже в Стамбуле отчасти заслонили вспыхнувшие

вте же дни массовые христианские погромы в Малой Азии, затем перекинувшиеся на прибрежные районы Северной Сирии, что дало основание современникам событий и историкам связывать эти два события и говорить о широком распространении просултанского заговора. Руками мусульманских толп, возбужденных пропагандой исламских фанатиков, кровью было залито армянское национальное движение.

Разгром антиконституционного заговора и свержение султана Абдул-Хамида II привели к власти младотурецкую партию «Иттихад ве теракки». Младотурки вошли в правительство и укрепили свой контроль над провинциальной властью. Они провели ряд буржуазных реформ, способствовавших экономическому развитию империи, однако под предлогом борьбы с антиконституционной оппозицией осуществили ряд антидемократических мер, свидетельствовавших о достаточно быстром их перерождении в сторонников авторитарного режима.

Обобщая наблюдения российских консулов, можно сделать следующиевыводы.СобытияМладотурецкойреволюциивСириисвидетельствуют, что младотурецкий переворот стал мощным импульсом, пробудившим население провинции к активной общественно-поли- тической жизни. Это дало пришедшей к власти партии шансы для осуществления более широких либеральных (а возможно, и демократических) конституционных преобразований. Но по ряду причин эти шансы были упущены — в частности, из-за того, что в борьбе за власть руководство младотурок сделало ставку на национализм, расколовший ряды конституционалистов. Консервативные силы (традиционная элита), обладая опытом манипулирования массами простонародья, сумели дестабилизировать политическую обстановку, толкая младотурок на путь консервативного перерождения. На этом пути идеология османизма как субнациональной общности, на которой основывалось конституционное движение, уступила место турецкому (а во внешней политике пантюркистскому) и арабскому национализму.

Часть III

Введение 157

Предваряя публикацию документов, мы коснулись лишь одной стороны событий Младотурецкой революции, их логики и значения. Читатель найдет в нижеследующих донесениях консулов сведения, отражающие многие другие аспекты революции.

*  *  *

Тексты донесений публикуются полностью, без купюр, в современной орфографии. Термины, имена и географические названия передаются в соответствии с подлинником, при сохранении разно­ чтений (как правило, свидетельствующих о неустановившейся традиции в их передаче).

Соседние файлы в предмете Международные отношения Сирия