Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истор. отеч. гос. и права.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
665.09 Кб
Скачать

4. Сословно-представительная монархия

В середине ХVI в. Московское государство вступает в новую эпоху своего развития, в сословно-представительную монархию, являющуюся третьим этапом в развитии феодального государства. Возникает сословно представительный орган, который у нас назывался Земским собором. Такая монархия у нас просуществовала 100 лет: с Земского собора 1550 г. и до Земского собора 1653 г. В эту эпоху основной политической силой стало дворянство, которое вместе с горожанами выступило против феодальной знати, отстаивая как собственные, так и монархические интересы. Наибольшего своего величия сословно-представительная монархия достигает в царствование первого царя Михаила Романова. Следует отметить, что данная форма правления не успела получить в России своего полного развития, уступив место абсолютизму. В период сословно-представительной монархии осуществляется полное прикрепление крестьян к земле, что приводит к обострению классовой борьбы в виде Смуты. В то же время данный период отмечен дальнейшим развитием централизаторских процессов, воссоединением Украины с Россией, серьезными успехами в области кодификации законов.

4.1. Общественный строй

Правовое положение служилого сословия. По-прежнему верхушку феодального сословия составляла боярская аристократия. Складывается система дворцовых чинов, которыми великий князь, царь отмечал заслуги служилых феодалов. От этого зависели денежные размеры и земельные пожалования. Возникают три разряда: чины думные (высшие), чины Московские и чины городовые. Все они служили государю по отечеству, т.е. по наследству, как и их отцы. Их привилегированное положение передавалось по наследству. К чинам думным (заседавшим в Боярской думе) относились: боярин, окольничий, думный дворянин, думный дьяк. Высшим думным чином являлся чин боярина, который сказывался (объявлялся царем). Им могли быть только представители древних боярских родов; представители же других родов могли получить чин боярина исключительно за выдающиеся заслуги и долговременную службу. Посредством чина окольничего люди менее родовитые за свои способности могли добиться звание боярина. Слово окольничий происходит от окольний или околичный, т.е. приставленный к известному делу или должности. Окольничий получил свое название от поручения ему каких-либо особых определенных обязанностей в противоположность общим обязанностям других чинов. Чин думного дворянина давался и знатным фамилиям, но в основном им награждались лица менее родовитые и ведущие свое происхождение от детей боярских, которые в думе жили.

К недумным чинам относились менее значимые придворные чины. Чинами Московскими считались: стольник, стряпчий, дворянин московский, жилец. На низшей чиновной лестнице стояли: дворяне городовые и выборные, дети боярские дворовые и городовые.

Получение думного чина было связано с особыми заслугами, потому многие представители родовитой знати вообще не достигали думных чинов. Например, князь Дмитрий Пожарский за спасение России в 1613 г. был пожалован чином боярина, а его сподвижник по Нижегородскому ополчению Кузьма Минин – чином думного дворянина.

Чины Московские выросли из дворцовых чинов. Стольник, ранее ведавший организацией княжеского застолья, в Московском государстве получил уже другое значение – воевода (соответствовал чину полковника) в полках или в городах, занимал должность в приказах, направлялся послом. Чин стряпчего также был должностного происхождения. Стряпчий ведал княжеским снаряжением, т.е. стряпней. Чин дворянина московского произошел от дворян, несших службу при великом князе и был размещен в Московском уезде. Должность жильца обязывала к несению службы по делам охраны при княжеских палатах, в которых они и жили (отсюда название – жилец). Среди городовых чинов на первое место выступали дворяне выборные, т.е. отобранные на службу из уездных детей боярских. Дети боярские городовые, различавшиеся по статьям, не состояли на постоянной службе, привлекаясь лишь к участию в отдельных военных походах.

Другую группу служилых людей по прибору, т.е. по призыву царя, а не по наследству составляли: дьяки, стрельцы, пушкари, драгуны, воротники (несли службу по охране крепостных ворот), рейтары и солдаты.

Служилые люди определялись на службу верстанием, т.е. записью в полковые списки и назначением денежного или поместного жалования. По указу 1657 и 1678 гг. предписывалось зачислять на службу исключительно сыновей детей боярских. Особый разряд служилых людей составляли иностранцы. Перевод служилых людей в высшие чины за заслугу производились только царем. Выход же из состава служилых людей запрещался: в 1642 г. даже вышел специальный указ, предписывающий вернуть назад на службу тех людей, которые не хотят государю служить.

Служилые люди обладали большими правами: они считались белыми, т.е. освобожденными от податей; они имели право владеть вотчинами и поместьями; исключительное право поступать на государственную службу; имели ряд привилегий в уголовном праве и т.п.

Духовенство. Духовенство обладало также многочисленными привилегиями и распадалось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Высшее духовенство состояло из представителей черного духовенства: патриарх (должность учреждена в 1589 г.), митрополиты, архиепископы и епископы. Оно считалось белым сословием, т.е. освобожденным от податей и повинностей.

Белое духовенство подразделялось на священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (причетчики, пономари, псаломщики, звонари). Оно имело право вступать в брак, но овдовевший священнослужитель терял приход. Соборное уложение 1649 г. ограничило рост церковной земельной собственности, запретив светским феодалам завещать, продавать и закладывать родовую, выслуженную и купленную вотчину монастырям и духовенству.

Правовое положение городского населения. Оно называлось посадскими людьми, состояло из ремесленников и рядового купечества, и было податным сословием. К привилегированному положению приравнивались лишь верхушка посада: гости и торговые люди гостинной и суконной сотен. Из них наиболее привилегированными считались гости, звание, которое жаловалось видным купцам за службу и под условием службы. Они ведали таможенными и кабацкими сборами, а также несли иные повинности по финансовой части. Гости были освобождены от общинных податей и повинностей, от платежа торговых пошлин и даже имели право владеть вотчинами и поместьями, подлежа суду самого царя. В период царя Алексея Михайловича таковых насчитывалось 30 человек.

На втором месте стояли люди гостинной, а за ними следовали люди суконной сотни. Их назначение в сотни производилось правительством и влекло за собой исполнение торговых поручений государства (были помощниками гостей). За свою службу они также награждались привилегиями, но не столь значительными, как гости (они не могли владеть вотчинами). В середине ХVII столетия в гостинной сотне насчитывалось 158, а в суконной – 116 купцов.

Основная же масса посадского населения входила в состав черных сотен и белых слобод. Посадские люди считались черными, тягловыми людьми. Как и крестьяне, они несли тягло и другие сборы и повинности. Они также были обременены многочисленными государевыми службами (постройка и ремонт городских укреплений, поставка даточных людей в войско), но это не давало им никаких привилегий. На территории городов находились обширные владения светских и духовных феодалов, в которых находился их крепостной люд, не включенные в государево тягло. Эти владельческие территории назывались белыми слободами, их население – белослободцами, а владельцы – беломестцами. Многочисленная часть городского населения, которая не входила в посад, причислялись к служилым людям по прибору: пушкари, затинщики (воины, обслуживающие затинную- крепостную- артиллерию, главным образом пищали), стрельцы, воротники (караульные, охранявшие городские ворота).

Усилившийся гнет посадских людей вынуждал их бежать из городов и записываться в крестьяне или закладываться за сильных людей. Другая же часть горожан уходила в белые слободы. Все это сказалось на государственных налогах, и правительство издало ряд законодательных мер, направленных на их возвращение в посады. «Соборное уложение» окончательно прикрепило городских жителей к посадам, запретив им даже переходить из одного посада в другой. Указ 1658 г. предусматривал за такой переход смертную казнь.

Крестьяне по-прежнему делились на два разряда: крестьян черных волостей и крестьян владельческих. Продолжало существовать деление на старожильцев и новопорядчиков, серебренников, половников, бобылей (не имевших своей пашни). Появляются новые разряды неимущих крестьян, которые не имели инвентаря и своих дворов: батраки, подсусетники, захребетники, монастырские детеныши).

Происходит окончательное прикрепление крестьян. В годы разрухи, вызванной опричниной Ивана Грозного и войнами, масса крестьян бежали со своих земель, игнорируя Юрьев день. Вопрос о закрепощении крестьян очень сложный и неоднозначный. Одна из точек зрения гласит, что в 1580 г. издается указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. Первым заповедным годом якобы стал указ 1581 г. Однако этот вопрос является спорным. После издания указа о заповедных летах началась перепись крестьян, завершившаяся в 1592 г. Крестьяне, жившие в момент переписи на описываемых землях, заносились в писцовые книги и теряли права перехода. Тем не менее крестьяне продолжали уходить от владельцев, потому правительство 24 ноября 1597 г. издало указ о сыске беглых крестьян, введя так называемые урочные лета. Согласно указу крестьяне, покинувшие своего помещика «до нынешнего года за 5 лет», подлежали возвращению с женами и детьми к их прежним владельцам. Волнения крестьян, вызванные голодом 1601 г., заставили Бориса Годунова отменить частично указ о запрещении выхода. Феодалы получили разрешение вывозить (кроме Москвы) в течение года лишь по одному-двум крестьян. Указ был подтвержден на следующий год, а указом 1607 г. был установлен 15-летний сыск беглых крестьян. Правда, в 1641 г. он ограничивается пятью годами. Соборное уложение 1649 г. отменяет Юрьев день и объявляет бессрочный сыск беглых крестьян, и тем самым окончательно юридически оформляет крепостное право.

Холопы стояли на самом низу общественной лестницы и подразделялись на группы. Среди них особо можно выделить две основные группы – полные и кабальные. Особо тяжелое было положении полных (обельных), находившихся в полном подчинении своего господина. В этот период предпринимаются законодательные меры по ограничению источников холопства. Уже женившийся на холопке свободный человек не становился холопом, наоборот, жена-холопка переходила в его состояние. Перестало быть источником холопства и преступление. Прекращается и институт долгового рабства. Плен также перестает быть источником холопства, а Соборное уложение освободило от холопства холопов, убежавших из любого, а не только татарского плена. Шло на убыль и докладное холопство, хотя положение таких холопов оставалось наследственным. Но в ХVI–ХVII вв. получает распространение кабальное холопство, источником которого являлся личный наем в услужение, которое было пожизненным. С увеличением кабальных холопов и, следовательно, уменьшением государственных доходов правительство запретило кабалить посадских людей и крестьян. Судебник 1550 г. запретил давать на себя кабалу на суммы свыше 15 рублей («Соборное уложение»» установило цену кабального человека в 3 руб.), а указ 1558 г. уничтожил служилые кабалы, выданные детям боярским, не достигшим 15-летнего возраста. В 1586 г. вводится обязательная запись кабал в холопьи крепостные людские книги, после чего кабальные люди стали называться холопами. Соборное уложение к источникам холопства отнесло: брак, рождение, работу по кабале на срок свыше трех месяцев. В этот период увеличивается число холопов, посаженных на землю и утративших связь с барским двором. Такие холопы стали называться задворными холопами или задворными людьми.