Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Колеченко Притчи, сказки, метафоры в развитии р...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
770.05 Кб
Скачать

Глава 2. Метафора как универсальный способ миропонимания...

§ 2. Методология использования метафорических повествований...

57

Метафора — один из наиболее важных инструментов для по­стижения, хотя бы частичного, того, что нельзя понять полностью: наших чувств, эстетического опыта, моральных принципов и духов­ности.

Человек постоянно использует метафоры в речи, рассказывая о каких-либо событиях, ситуациях или чувствах, как само собой ра­зумеющееся, не замечая этого, — это часть нашего мыслительного процесса. При этом любая использованная метафора неизбежно ока­зывает воздействие на то, как мы сами или наш собеседник воспри­нимаем разговор или ситуацию.

Исследователи метафоры по-разному определяют цели приме­нения метафор в повседневной жизни людей (и особенно в обуче­нии). Согласно одному из подходов (Ortony A. (ed.), 1993), таковыми являются:

  • компактность общения;

  • оживление языка;

  • выражение невыразимого.

Компактность общения. Использование в речи метафор позво­ляет быстро и кратко донести до слушателей мысль, обеспечить ее понимание партнером, вне зависимости от его пола, возраста, обра­зования.

Оживление языка. Метафора — источник ярких образов и симво­лов, обеспечивающих эмоциональную окраску передаваемой инфор­мации и легкость понимания содержания. Метафоры способствуют развитию образного мышления и стимулируют воображение.

Выражение невыразимого. Мы склонны выражаться метафори­чески, когда возникает ситуация, обрисовать которую лаконично и ясно прозаическим языком весьма затруднительно.

Итак, метафорический язык в контексте обучения — достаточно распространенный способ помочь людям в приобретении новых зна­ний или проекции имеющихся на новые ситуации.

В рамках учебного процесса метафора, будь то выражение, ко­роткая фраза или часть целой истории, — это творческий способ опи­сания потенциально сложной ситуации, который предлагает новые пути выхода из нее, изменение точки зрения человека, что возможно из-за сходства проблемы и метафоры. Человек оказывается способ­ным посмотреть на себя под непривычным углом, выявить и проана­лизировать личностные особенности и поведенческие характеристи­ки (Скрипюк И. И., 2005).

Любая метафора многозначна. В этом и заключается ее цен­ность, поскольку в силу данного свойства она безукоризненно «впи­сывается» в любую картину мира и всегда понимается человеком по-своему, а значит, правильно, то есть метафора всегда индивидуальна.

§ 2. Методология использования метафорических повествований в образовательном процессе

На том сеете все толкователи держат­ся на весьма почтительном расстоянии от прославленных мудрецов. Они сознают, как чудовищно исказили они в своих толкова­ниях смысл глубокомысленных произведений этих авторов, и стыдятся подходить к ним. Я познакомил было Аристотеля со Скотом и Рамусом. Но когда я стал излагать филосо­фу их взгляды, он вышел из себя и спросил: не­ужели и все остальное племя толкователей состоит из таких же олухов, как они ?

Джонатан Свифт

Истории, сказки, повествования и др., даже в век «высоких технологий» (когда известно множество способов передачи другим людям наших мыслей и чувств, методов трансляции сообщений о происходящих с нами событиях, когда разработаны специальные i редства стимулирования обучения), по-прежнему остаются успеш­ными каналами передачи информации, способствуют сохранению культурных ценностей, обучают слушателей и доносят до них некую глубокую мудрость, которая помогает им учиться и развиваться. Их сила заключается в том, чтобы направлять слушателей, пробуждать их чмоции, стимулировать воображение и заставлять задумываться над собственной жизнью.

Многочисленные психологические и психофизиологические исследования показали: люди лучше помнят информацию, если по-исствование эмоционально окрашено и подключены эмоции воспри­нимающего.

Таким образом, будь то сказка, притча, миф, рассказ или любой (ругой вид повествования, описывая ситуации — мифические, фан-i.ici ические, реальные — и их героев, рассказчики пробуждают разного рода эмоциональные переживания, активизируют воображение и обес­печивают эффективное усвоение информации. Все это и делает любое И i перечисленных повествований мощным инструментом научения.

Эти повествования содействуют построению ассоциаций: они помогают связывать одно слово с другим, картиной, звуком или чувством. Теория нейролингвистического программирования (НЛП) опирается на постулат о том, что процессы осмысления, передачи, и учения и запоминания информации протекают с помощью пяти

I

чувств: зрения, слуха, кинестезии, обоняния, вкуса. Исследования показали, что у каждого человека одно из этих чувств доминирующее. Как правило, им оказывается зрительное восприятие, слух или ося­зание. В контексте обучения и запоминания это означает, что люди с разной степенью эффективности, в зависимости от доминирующей у них системы, воспринимают различные типы стимулов.

Зрительная доминанта у учащихся обеспечивает им легкость обучения, когда они сталкиваются с письменными материалами в виде текстов, с демонстрацией графиков, диаграмм или визуальных моделей на проекторе. Язык таких учеников соответственный: «Я ясно вижу это», «Я не вижу в этом главного» и т. д.

Учащиеся со слуховой доминантой лучше обучаются, если в качестве инструмента обучения используются лекции, семинары, групповые дискуссии и, конечно, истории (сказки, притчи, басни и другие метафорические повествования). Подтверждая понимание услышанного, они говорят: «Я слышу, что вы говорите» или «Мне нравится, как это сказано».

Преобладание кинестезии требует включения в процесс обучения чувств, эмоций или физической деятельности. Идеальный инструмент в таком случае — «ролевые», обучающие игры. Ученики часто говорят: «Мне это приятно», «Я чувствую, что это не очень удачное решение».

Если говорить о распределении доминант, то примерное соот­ношение выглядит так: 40 : 40: 20. Обоняние и вкус исторически не стали ведущими каналами получения информации для человека, по­этому их можно не учитывать.

Именно метафорические повествования способны активизи­ровать все три доминирующие системы, что делает их незаменимым инструментом эффективного обучения.

«Визуал» запомнит сказку, басню, притчу, и т. д., если сможет представить себе рассказываемое или если получит ее как письмен­ный текст.

«Аудиал» усвоит больше информации и с лучшим результатом, слыша голос рассказчика, звуки, фигурирующие в сказке, притче, ис­тории, а также опираясь на то внутреннее звучание, которое возника­ет в его сознании во время рассказа. Для этих учащихся очень важно «качество» голоса рассказчика. Они хорошо воспринимают аудиоза­писи историй, дискуссии и чтение вслух.

«Кинестетик» лучше всего запомнит материал, если сможет провести ассоциации между содержанием сказки, притчи, истории и собственными эмоциями и чувствами.

Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы развиваются у ребенка неравномерно, и это во многом определяет способы воспри­ятия им информации, особенности запоминания, воспроизведения

59

12. Методология использования метафорических повествований...

М.ШЫК0В и знаний, и в конечном итоге, мышления и коммуникации. 1сория внесенсорных систем утверждает, что в процессе развития Одна или даже две сенсорных системы становятся преимущественно ииесознательными. В результате для сознательной обработки инфор­мации используется одна или две сенсорные системы, а одна — вне-с (> шательная — становится проводником преимущественно подсо-шательных импульсов. В определенной мере ребенок при этом теря­ет и способность сознательно оперировать в такой системе, и доступ к процессам, которые в ней происходят. Например, это может быть инесознательная аудиальная система: ребенок не осознает происходя­щего внутри диалога (критики, угроз, предсказаний провала) и плохо пользуется аудиальной системой в жизни («не слышит» обращенной к нему речи). Ряд исследователей связывает определенные внесозна-i сльные сенсорные системы с видами психосоматической проблема-гики — так, исключение из осознавания телесных ощущений связано с энурезом, ожирением, анорексией. Соответственно, терапия таких состояний может быть ненаправленной: ее целями становятся осо­знание ребенком собственного тела, чувств, развитие у него способ­ности получать удовольствие от звуков или картин. В рамках такого подхода можно использовать многое: телесно-ориентированную те­рапию, арт- и игротерапию, гипноз.

М етафора, переводящая взрослый язык на язык ребенка, может сопровождать любой подход; в чистом виде она образует сказку. Вот как иллюстрирует это Дмитрий Соколов (2005).