Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Колеченко Притчи, сказки, метафоры в развитии р...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
770.05 Кб
Скачать

§ 1. Назначение метафорических повествований

i фоцесса. Миф имеет непосредственное отношение к действительно­му: «Мифическое прошлое вневременно потому, что оно так же ре-мльно, как настоящее, то есть максимально реально. Сказочное про­шлое, наоборот, вневременно потому, что оно, как и весь сказочный мир, абсолютно оторвано от настоящего, т. е. максимально ирреаль­но» (Стеблин-Каменский М. И., 1976, с. 51-52).

Р. Ошо предложил трактовать миф как попытку «описать то, о чем ничего не известно и что невозможно понять в обычном состоя­нии ума, сравнивая неведомое с чем-то хорошо известным. Стремле­ние передать непознанное понятными словами — вот что такое миф. Он помогает хоть что-то понять» (Ошо Р., 2003, с. 25). В настоящее время миф часто используется там, где обряд, церемония или какое-либо правило морали требуют обоснования, доказательства своей иечности, реальности и святости.

В древних мифах основными темами были (Parkin M., 2000):

  • сотворение мира;

  • самопознание и самоопределение;

  • сражения, воины и герои;

  • любовь, преданность, самопожертвование;

  • мудрость и зрелость.

Современные мифы, лежащие в основе организационной куль­туры образовательных учреждений, по своим темам бывают удиви­тельным образом созвучны древней мифологии.

Сотворение мира. В школе существует миф, характеризующий ее зарождение, который включает героические рассказы об основателях школы и их борьбе. Часто встречаются истории «как это было», «как все начиналось», «старое доброе время».

Самопознание и самоопред&ыние. В этих историях учителя и уча­щиеся вспоминают о некоторых специфических эпизодах и перипе­тиях из жизни школы, которые они не только пережили, но и обрели благодаря им лучшие человеческие качества.

Сражения, воины и герои. Под сражениями могут пониматься конфликты между учителями, учащимися, учителями и учащимися, учителями и родителями и т. п. В качестве воинов и героев выступают люди любого статуса, проявившие смелость в интересах школы.

Любовь, преданность, самопожертвование. Это истории о людях, например, которые могут быть отмечены за свои заслуги, но иногда их самоотверженные поступки остаются без внимания.

Мудрость и зрелость. В каждой школе есть люди, которые рабо­тают в ней уже много лет, возможно, с основания. Они пользуются уважением коллег, их поведение и поступки служат образцом для под­ражания. Эти люди — носители и хранители ценностей школы, они от­вечают за передачу следующим поколениям корпоративных традиций,

54

Глава 2. Метафора как универсальный способ миропонимания...

а также подают пример поведения, соответствующего установленным традициям.

Басня— жанр нравоучительного или сатирического (обычно короткого стихотворного) рассказа, иносказательно изображающе­го людей и их поступки (Большой толковый словарь русского языка, 1998, с. 61).

Например, в басне Эзопа «Солнце и Ветер» проводится анало­гия между конфликтом людей и соперничеством солнца и ветра. Ос­новная ее идея заключается в том, что сила и агрессия — не лучший и не самый эффективный способ достижения желаемого результата. Метафора в этом случае работает следующим образом:

  • «предмет сравнения» — конфликт;

  • «средство выражения» — Солнце и Ветер, доказывающие свою силу;

  • «признак сходства» — различные способы воздействия на противоположную сторону в конфликте;

  • «натяжка» — то, что в конфликте участвуют люди, а в басне — различные стихии.

Ветер и солнце Щит. по Ушинский К. Д., 1990)

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал — и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешес­ твенник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полу­замерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Поэзия — стихотворные произведения, в отличие от прозы, специ­ально организованные при помощи рифмы и ритма, представляют со­бой квинтэссенцию некой фани жизненного опыта в метафорическом воплощении, благодаря чему могут преодолевать как культурно-истори­ческие, так и временные офаничения. Они практически безукоризнен­но вписываются в любую картину мира (Колесникова Г. И., 2005, с. 81).

55

/. Назначение метафорических повествований

В се в этом мире переменчиво, изменчиво.

Листва трепещет за окном.

Стекает время паутиною

И тихо оплетает дом.

И облака летают, тают,

Скрывая солнце в синеве,

И коршуном, взлетая, падает

Вселенной ночь на грудь земле.

Читаю мысли по полету

Птиц, заблудившихся в пыли,

С рояля опадают ноты,

Сгорая в лепестках зари.

Круг замыкается пророчеством

Жизнь распиная на стекле,

И мерзнет море одиночеством,

И снег не тает на воде.

В контексте обучения метафора может служить тем мощным и пюрческим инструментом описания ситуации или проблемы, кото­рый предложит альтернативу, поможет увидеть ситуацию в другом свете и, вероятно, укажет дополнительные (а иногда и новые) спосо-()ы устранения трудностей (Скрипюк И. И., 2005).

Метафоры всегда проникают в область бессознательного, активи-шруют потенциальные возможности человека и представляют собой не кесткое указание, не директиву — они только лишь намекают, направля-ктг, наставляют (БаркерФ., 1995). Согласно П. К. Анохину, исследование метафоры с позиции физиологии высшей нервной деятельности непо­средственно свидетельствует о том, что в метафоре нет элемента созна-u-льного, последовательного переноса (Цит. по: Еремина В.И., 1978).

Метафора и воспринимается не посредством выводов и умоза­ключений, а непосредственно, чувственно, образно: мы сначала вос­принимаем метафору, а потом уже ищем ей «оправдания», «объясне­ния». При этом восприятие метафоры так же одномоментно, как и нозникновение, что было подтверждено данными психологии и фи­тологии (Сеченов И. М., 1943, с. 197).

Метафорический язык оказывает более драматическое воздейс-тие, чем протокольный, официальный. Слушатели метафорических историй должны увидеть сходство между метафорической и собствен­ной ситуациями.

Джордж Лакофф и Марк Джонсон (1990), эксперты в сфере применения метафор, утверждают, что если картина заслуживает 1000 слов, то метафора стоит 1000 картин, поскольку картина дает нам статический образ, а метафора — динамический, личностный и побуждающий к действию; кроме того, она предоставляет пищу для размышлений о нашей жизни и возможности ее изменить.

56