Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Колеченко Притчи, сказки, метафоры в развитии р...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
770.05 Кб
Скачать

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

ПРИТЧИ,

СКАЗКИ, МЕТАФОРЫ

В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

ББК 88.8 С 12

Коллектив авторов:

Савченко Светлана Файзеловна

Ивановская Ольга Геннадьевна

Барабохина Вероника Альбертовна

Безбородкина Елена Семеновна

Гадасина Лилия Яковлевна Шкарина Наталия Владиславовна

Научный редактор: доктор психологических наук, профессор А. К. Колеченко

Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь, 2006. - 296 с.

ISBN 5-9268-0490-6

В книге обоснована необходимость и возможность использования метафорических историй (сказок, притч, пословиц и т. д.) в учебно-вос­питательном процессе. Описаны развивающие программы для детей и подростков, цель которых — активизация внутренних ресурсов ребенка, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенство­вание способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Книга предназначена для педагогов, психологов, логопедов, соци­альных работников и студентов педагогических вузов.

ББК 88.8

Isbn 5-9268-0490-6

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждый ребенок, появившись на свет, учится быть человеком. Чтобы жить и творить, ему необходимо овладеть тем, что было достиг­нуто людьми в процессе исторического развития общества. Наследие предшествующих поколений он находит в мире вещей и явлений, с которыми сталкивается; знаниях людей, с которыми он общается; в книгах, которые читает; картинах, которыми любуется, и т. д.

Джером Брюнер (Вшпег) заметил, что человек узнает о физиче­ском мире, используя правила логики и абстрактные принципы, а о социуме — через метафорические истории (сказки, притчи, мифы и др.): через эти повествования дети впитывают специфическую ин­терпретацию событий и опыта, интегрируются в культуре. В дополне­ние к этому Ульрик Найссер (Neisser) отмечает, что сказки, притчи и другие метафорические повествования обеспечивают «расширенную самость», позволяют лучше познать себя (Ивановская О. Г., 2005).

Далеко не все человек может усвоить самостоятельно, без помо­щи других. Это потребовало бы не одной, а многих человеческих жиз­ней. Поэтому его активно обучают сначала дома, в яслях и детском саду, потом в школе и далее — всю жизнь.

Метафорические повествования рассказываются людьми людям и всегда предполагают диалог. Они отражают ценности, интерпрета­ции, идеи рассказчика и слушателя. Сказки и истории, которые мы рассказываем и слушаем, формируют нас такими, какие мы есть. Они материализуют наш опыт или, наоборот, выводят из границ реальной жизни — в прошлое, будущее, в то, что могло бы быть.

Но при этом — не важно, учится человек самостоятельно или и школе — он всегда учится сам. И продолжает учиться всю свою i и шь — работая, встречаясь с людьми и даже отдыхая, он слушает и риссказывает сказки, притчи, мифы и другие метафорические исто­рии, которые помогают ему познать себя и Мир.

© Коллектив авторов, 2006

© Издательство «Речь», 2006

© П. В. Борозенец, обложка, 2006

© А. Н. Гаврилова, иллюстрации, 2006

§ 1. Ценности как основа социализации и воспитания

Глава 1

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Видение настоящего в такой же степени зависит от восприятия прошлого, как и от прогнозирования будущего.

К. Ясперс

§ 1. Ценности как основа социализации и воспитания

Образование в качестве института социализации выполняет функцию передачи культурных и интеллектуальных ценностей от одного поколения к другому. В периоды социально-экономических преобразований, в условиях трансформации общественных идеа­лов, возникновения и обострения ряда складывающихся на их ос­нове серьезных социальных проблем исследование формирования новых ценностей и моделей поведения представляется особенно актуальным.

Усиление внимания философов, психологов, педагогов к про­блеме ценностей вызвано значимостью понятия «ценности» при ана­лизе структуры человеческой деятельности. Последняя, как правило, определяется ценностными ориентирами, используемыми при по­становке цели, определении программ действий, принятии решений, оценке окружающих предметов и явлений. Проблема ценностей важ­на и для понимания устройства общества, для анализа общественного сознания, изучения общественных и групповых интересов, формиро­вания личности. Особенно актуальной она становится в связи с изме­нениями, происходящими в социальной, экономической и духовной сферах нашего общества.

Ведущие философы пытаются определить, каким образом обще­человеческие ценности — истина, добро, красота, равенство, свобода и т. п. — могут быть реализованы в различных образовательных сис­темах, моделях. Ставится также вопрос о необходимости выявления приоритетных ценностей образования на основе глубокого и все­стороннего анализа иерархий ценностей различных образовательных систем с целью разработки программ их дальнейшей модернизации.

Признавая объективный и трансцендентный характер„ценнос-тей по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, философия рассматривает ценности как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые вы­ступают в качестве единого совокупного субъекта. Можно говорить о трех формах существования ценности.

Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абс­трактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечелове­ческими, «вечными» (истина, красота, справедливость), так и конк­ретно-историческими (патриархат, равенство, демократия).

Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо челове­ческих поступков, являющихся конкретным предметным воплоще­нием общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.).

В-третьих, социальные ценности, преломляясь через при­зму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся од­ним из источников мотивации ее поведения.

Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая ие­рархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном меж­ду духовной культурой общества и духовным миром личности, между ,й>щесгвенным и индивидуальным бытием. Система личностных цен­ностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания ин-пинидами содержания общественных ценностей, объективированных ■ произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ■шчностных ценностей характерна высокая осознанность, они отра-, „«.гея в сознании в форме ценностных ориентации и служат важным фИСГОром социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения „шишида (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., ред., 1990, с. 442).

Ценности и нормы составляют единую систему, регулирующую донне людей и социальных групп в обществе. Ценности и нор­ мы поведения являются частью как индивидуального, так и ооще-

„„ого сознания, частью культуры. Ценности представляют собой

, цения людей о жизни и приемлемом поведении в обществе. Они многом определяют мотивы и поступки людей, их представления (сальных моделях поведения и идеальных конечных жизненных ММ В них находят отражение цели, которые движут человеком, и .. hi■ i стнуюшие способы их достижения.

I.ihim образом ценности- это идеи, идеалы, цели, к кото-, , фсмится человек или группа. Групповые ценности определяют

6 Глава 1. Ценностное самоопределение участников образовательного процесса

п оведение, «нормальное» для общества или самой группы, а личност­ные ценности — поведение, «нормальное» для конкретного индивида. Ценности, разделяемые личностью, во многом определяются социаль­ными ценностями групп — страны, религии, семьи, сверстников и т. д., к которым индивид принадлежит. На основе личностного отношения к групповым социальным ценностям человек формирует собственную систему ценностей. Чем выше для человека ценность принадлежнос­ти к определенному сообществу, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами — стандартами поведения, приемлемыми в определенных условиях, которые признаются всеми членами группы.

Существуют предписывающие и наглядные нормы (Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р., 2002). Предписывающие нормы — санкциони­руемые обществом модели поведения, то есть существующие в обще­стве представления о том, какое поведение будет одобрено окружаю­щими, независимо от того, что люди делают в действительности.

Наглядные нормы — представления людей о том, как окружаю­щие в действительности ведут себя в данной ситуации, без учета того, какие модели поведения санкционируются обществом.

Привлечение внимания людей к тому или иному виду норм мо­жет оказать позитивное влияние — например, на формирование от­ветственного отношения к здоровью, в частности, в сфере аддиктивно-го поведения молодежи.

Существующий в обществе набор ценностей имеет историче­скую динамику. Формирование новых ценностей и норм может рас­сматриваться на трех взаимосвязанных уровнях: на уровне общества или культуры, на уровне групп и на уровне личности.

Развитие ценностей духовной культуры и духовной жизни на­ходится в неоднозначном соответствии с развитием материальных потребностей и интересов. Каждое крупное достижение духовной культуры, возникнув однажды, продолжает оказывать свое прямое или косвенное воздействие на систему ценностей последующих по­колений.

Историко-социологический взгляд на развитие духовных цен­ностей позволяет выделить ряд наиболее существенных вех в этом процессе. На первых порах содержание ценностей как особых продук­тов человеческого духа соотносится с истиной, добром и красотой. Это классический ряд ценностей. Утверждаясь в качестве важнейших ком­понентов общественного сознания, они выполняют роль критериев оценки как поступков человека, так и результатов его деятельности.

В эпоху Возрождения в один ряд с истиной, добром и красотой был поставлен человек, его личность, внутреннее богатство и досто­инство. Более того, человек стал рассматриваться как центральный