Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы - копия.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
240.72 Кб
Скачать
  1. Понятие «раса». Современные формы расизма. Неорасизм.

Сеществует несколько вариантов понимания понятия раса. Научный – рассматриваются генотипические и фенотипческие признаки: раса выделяется на основе нескольких биологических признаков, но . Политический и Обиходный(выделяется один внешний признак, по которому происходит дискриминация, и на основе этого признака выстраивается иерархия рас.).

Расса – это комплекс признаков.

Расизм поставил расу в иерархию,

Расизм – это использование одного социально-выработанного признака расы.

Расизм делится на классический и культурный.

Классический – дискриминация по цвету кожи, разрезу глаз.

Культурный(неорасизм) – дискриминация по культурному признаку.

Расизм образовался в следствии миграционных потоков. Новый расизм атрибутирован не биологическими, а культурными отличиями.

Классического расизма не может быть много)

Культурный расизм(диффиренциалистский )- изощрённая форма расизма, о том что проблемы людей современного общества из за смещения с другими культурами и расами.

Расизм- это смещение одних с другими, а решение – это изгнание. Т.о происходит соотношение расизма и национализма.

  1. Понятие «средний класс», его критерии и проблема формирования в российском (Кирилл)

  1. Понятие гендера в современной социологии.

План ответа:

  1. Категория «гендер» - возникновение дисскуссии.

  2. Методология исследования в рамках соц наук

  • Биологическая и социальная обусловленность феномена «гендера»

  • Гендерная проблематика в социальной антропологии. Гендер как культурно заданный коррелят пола. Гандер и самоидентификация.

  • «Гендерный дисплей» И. Гофмана

  • идей М. Фуко

3. Методы (биографический, анализ дискурса, содержаржательный анализ: наблюдений, визуального материала)

1. Еще задолго до начала бурной дискуссии вокруг «гендера» в 1970-х, гендерная проблематика присутствовала в научном дискурсе: в социальной и культурной антропологии коллониального периода, в отечественной этнографической традиции – в очерках и монографиях, посвященных отдельным народам. Ведь антропология – это, по определению Бронислава Малиновского, «наука о том, как мужчина обнимает женщину» со всеми вытекающими из этого описаниями кросскультурной вариативности представлений о «мужественности мужчин и женственности женщин» [Мур]. Параллельно антропологии данная проблематика динамично развивалась в психологии, социологии, исторических науках (археология), - т.е. в рамках традиционно академических социальных и гуманитарных дисциплин. В США в рамках ethnic studies и black studies, проводимых знаменитой Чикагской школой, начался процесс институонализации гендерных исследований, постепенно возникли женские исследования. Они и породили бурную междисциплинарную дискуссию о концепции гендера в конце 1960 – 1970-х годов.

2. В социальной антропологии категория гендер играла и играет особую роль.

Долгое время антропологические гипотезы, объясняющие паттерны разделения труда между мужчиной и женщиной были основаны на теории биологического детерминизма (эссенциализма). Уже в начале 20-х годов XX века в культурной антропологии обозначилась проблема соотношения биологического и социального. Представления о «естественности» социальных различии между мужчинами и женщинами были поколеблены. Категорией гендер стали определяться культурные и социальные характеристики мужчины и женщины. Социальные антропологи разделяют понятия гендера и половой принадлежности, поскольку, хотя между ними и существует определенная связь, они нетождественны.

В 1980-х проявилась тенденция к другой крайности, исследователи стали отрицать наличие причинной зависимости мужской и женской анатомией и определенными общественными ролями. Мужское и женское конструируется во взаимодействии: субъект усваивает, воспроизводит гендерные правила и отношения, также создает новые Но нельзя не учитывать, что биологический пол, в известной степени, определяет в какую систему отношений попадет индивид.

В большинстве антропологических гендерных теорий понятие гендер основывается на культурно обусловленном поведении, в том числе и ролевом поведении. Большое влияние здесь оказал социально-конструктивисткий подход: в первую очередь теории И. Гофмана, П. Бергера и Т. Лукмана.

Исходя из данной теории конструирование стратегий гендерного поведения происходит на двух уровнях: с одной стороны, на субъективном, социально конструируются ситуативно, здесь и сейчас; с другой стороны, индивид воспроизводит усвоенное в культуре. Индивид воспроизводит гендерные паттерны на уровне социальных взаимодействий. Специалисты в области антропологии и психологии указывают, что гендерные паттерны, воспроизводимые индивидом в поведении и мировоззрении, являются этнически окрашенными, представляя собой элементы соционормативной культуры этноса. Еще М. Мид считала, что хотя в каждой культуре мужские и женские роли институционализированы, не существует кросскультурных ролевых закреплений, характерных для всех обществ. Противопоставление маскулинный – фемининный, его закрепление осуществляется через традиции и обряды, нормы и предписания.

В американской и европейской антропологических школах гендерная проблематика развивается в рамках самостоятельной субдисциплины (гендерная антропология). В рамках антропологического дискурса необходимо было создать отдельную дисциплину, которая занималась бы изучением гендерной стратификации, стереотипов и ролей, гедерно обусловленных практик, предоставляемых человеку его группой. Гендерные исследования в культурной антропологии в настоящее время направлены на изучение: закономерностей дифференциации женских и мужских социальных ролей, формирования стереотипов маскулинности и фемининности, культурных паттернов поведения, гендерной идентичности.

Маргарет Мид в своей книге «Пол и темперамент» обращается к стереотипам («социальным установкам») маскулинности и фемининности как к социальным конструктам [Mead]. Она, первой из антропологов, подкрепила идею о социальной сконструированности гендерных отношений этнографическим материалом.

Мид писала: «Мы вынуждены заключить, что человеческая природа почти невероятно пластична, аккуратно и контрастно реагируя на различные социальные условия. Различия между индивидуумами, членами разных культур, как и различия между индивидуумами внутри одной культуры, почти полностью сводятся к вариативности в условиях их жизни, особенно в раннем детстве, причем форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой. Именно таковы стандартизированные различия между полами: они являются порождениями культуры, требованиями которой учится соответствовать каждое поколение мужчин и женщин» [Кон, 1988].

Антропологи уделяли внимание именно исследованию взаимодействия биокультурных факторов в его сексуальном и гендерном изображении. Социальная антропология утверждает, что биологический пол не может детерминировать гендер, но он безусловно обуславливает гендер частично. Поэтому в моем исследовании я понимаю гендер как культурный конструкт ролей и статусов, базирующийся на основе биологического, обусловленный так же социально.

Он воплощен в практиках, представлениях, постоянно воспроизводится в действии и взаимодействии.

Традиционные культурные концепции рассматривают мужское и женское как категории не только противоположные, но и полностью взаимоисключающие [Moore]. В данной ситуации возникает четкая граница между мужским и женским. В основе традиционной этнической однородной культуры, насколько они были описаны антропологами-полевиками, в основе всей социальной иерархии лежит табу на одинаковость мужчины и женщины. Родственное окружение по материнской или отцовской линии является носителями гендерных установок, которые передают младшему поколению. Что определяет поведение индивида. Гендерные стереотипы и паттерны отражают в известном смысле "стратегию" системы пол – гендер в ситуации, когда за всеми человеческими существами закреплено строго определенное место, когда привычные с самого детства представления о маскулинности и фемининности воспринимаются как нечто само собой разумеющееся .

Гендерная идентичность складываются в процессе социального взаимодействия. Для эффективной коммуникации в мире повседневности необходимо базовое доверие к тому, с кем происходит взаимодействие. Коммуникативное доверие основывается на возможности идентификации, основанной на опыте агентов взаимодействия. Итак, для воспроизводства мужественности и женственности необходимо проявлять это в гендерном дисплее, т. е. вызывать доверие и вписываться в социальные практики приемлемые в данной культуре, закрепленные в символических системах [Гофман]. Условие доверия – постоянство, преемственность в действиях индивида, демонстрация определенной гендерной идентичности. Гендерная идентичность, в свою очередь, базируется на многообразии поведенческих стратегий, демонстрирующих женственность и мужественность, создает возможность для категоризации.

Индивид демонстрирует разные действия в зависимости от культурного и социального контекста ситуации, «прощупывая» ее, подчеркивая свою включенность или «иность».Подчеркну, что гендер пронизывает все ролевые спецификации. Он обуславливает контекст, который приобретают конкретные роли для индивида или группы.

Фуко описывает существование доминантного и маргинальногых дикурсов и практик, которые формируют характер взаимосвязей между элементами социального мира. В рамках дискурса изучаются социальные практики: их реализация, интенсивность, распределения власти – как социально установленные способы познания другого.

Дискурс устанавливает «режим истины», определяет, какие идеи могут быть выражены, а какие – табуированы.

Он связывает производство дискурса с проблемой власти.

Фуко говорит о «мужском перекосе»: господстве и признании мужской модели описания мира в западной культуре. Позднейшие разработки идей Фуко резюмируют, что боязнь равенства (со стороны властных институтов) определяет социокультурную трансформацию биологического пола, превращая его в гендер.

В связи с этим можно упомянуть изучение маргинального дискурса гомосексуализма: индивид реализующий подобные Гендерные стратегии пересекает границу, разделяющие Гендерные идентичности и общности, тела и дискурсы, поэтому вытесняются из социальной общности.

3.

Для социолога при исследовании гендерных отношений инструментальны, конечно методы качественные и количественные методы социологии. Потом уже, если это оправдывает цель исследования мы можем вспомнить. Что Гендерные исследования междисциплинарны и использовать на определенных этапах исследования методы психологи, например.

Гендерная антропология использует свой собственный антропологический метод (о котором мы все можем рассказать). Его использование можно аргументировать тем, что повседневный уровень изучения, определенная степень включенности помогает лучше описать те же «молчащие группы, например, если антропологу удается включиться в их среду.

Отчетливо выступающая в изучениях родства гендерная проблематика заставляет обратить внимание на метод биографического интервью.

Метод контент-анализа собранных документов, наратива и т.п.

Современная гендерная антропология широко использует методы визуальной антропологии по сбору и анализу видео материала.