Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы философия.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
324.1 Кб
Скачать
  1. Проблема «практического разума», свободы воли человека и этическая концепция и.Канта. Нравственные (категорические) императивы и.Канта и их значение.

Человек в своей жизни действует не только теоретически, но и практически. Рассмотрение практической деятельности является важной частью философии Канта, и описывается в работе «Критика практического разума».

По Канту, в основе практической деятельности человека лежит воля. В соответствии с естественными стремлениями человека он стремится к пользе для себя, что необходимо исходя из того, что че-ловек – природное существо. Отсюда именно воля есть намерение реализовать природные потребности, и человек изначально – эгоист, т.к. человек вынужден действовать в соответствии с необходимо-стью. Как естественное существо человек не свободен.

Но человек – существо разумное. Свобода для него – возмож-ность выбора собственного поступка. Отсюда воля становится сво-бодной, если в своем волеизъявлении человек опирается на разум. При этом из природы человека свобода воли не выводима.

Центральная проблема «Критики практического разума» - про-блема появления доброй воли. Это связано с тем, что когда человек стремится к удовлетворению естественных потребностей, его воля не становится ни доброй, ни злой. Понятие добра для конкретного чело-века определяется его разумом, после чего на этом основании дейст-вует воля. Воля, основанная добре – добрая воля. Ее можно считать свободной и самодостаточной, именно благодаря ей человек возвы-шается над животными.

Человек становится злым не когда преследует личную выгоду, а когда возводит следование ей в абсолют. Зло ограничивается именно добром (благом).

Волящий человек – повелитель своих неморальных, эгоистиче-ских побуждений. Отсюда воля – высшая ценность. Добрая воля может приобрести всеобщность, если становится «внутренним законодательством» индивида, принимаемым свободно, созна-тельно. Такая воля – императив, т.е. безусловное требование, вы-полняемое индивидом. Добрая воля становится целью практиче-ского разума, абсолютной ценностью, достигаемой практически-ми поступками. Стремление к добру должно быть абсолютным, т.е. сохраняться, даже если добро труднодостижимо или невоз-можно. По Канту, долг означает желать и себе, и в своем лице другим людям только блага.

Императивы Кант разделяет на гипотетические и категори-ческие (безусловные).

Гипотетические императивы предназначены для достиже-ния конкретной цели. В данном случае для этого оправданы лю-бые средства. Такие императивы не являются всеобщими. Они условны.

Категорические императивы предписывают достижение до-бра как такового, являются законом нравственности и действуют безусловно, т.е. без исключений. Кроме того, они носят всеобщий и априорно необходимый характер. Отметим некоторые из кате-горических императивов Канта:

1. Все, кроме человека, может рассматриваться как средст-во, человек – только как цель.

2. Следует поступать согласно той максиме, для которой желаешь можно пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

3. Следует поступать так, чтобы всегда относиться к чело-вечеству и в своем лице, и в лице других как к цели, а не как к средству.

4. Следует поступать к другим так, как желаешь, чтобы от-носились к тебе.

Человек, уклоняющийся от нравственных императивов, пе-рестает быть нравственным субъектом. Практическая целесооб-разность не может заменить нравственную необходимость.

Достижение счастья не делает человека добрым, в отличие от стремления сделать других людей счастливыми (если это по-буждение не влечет насилие). Долг выше и надежнее счастья, он преследует общечеловеческие цели и интересы. Это связано с тем, что долг нравственного человека – заботиться о счастье дру-гих, а не преследовать цель личного счастья. Человеческое при-звание состоит именно в выполнении нравственного долга.

---Третий фундаментальный вопрос бытия – «На что я могу надеяться?», поднимающий проблему Бога, веры и религии, рас-сматриваемую в работе «Религия в пределах только разума».

По Канту, идея свободы предшествует идее Бога. Бог – идея абсолютного добра, которое без веры в эту возможность недос-тижимо. Бог есть абсолютное добро, даваемое и определяемое разумом. Бог существует, поскольку человек в него верит. Отсю-да следует нравственное доказательство бытия Бога.

Божественны те нравственные законы, которые приобрета-ют абсолютный характер, становятся обязательными для выпол-нения посредством побуждения доброй воли. Бог также есть нравственный закон.

Психологическим корнем религии Кант считает страх перед установленными Богом законами. Отсюда совесть – Бог во мне, т.к. это нравственный закон внутри человека, веление долга.

Нравственный долг приводит к человеколюбию и любви к добру.

Человек должен поступать так, как будто в потустороннем мире его ожидает награда.