Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы_этнополитология.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
39.16 Mб
Скачать

33. Формы этнической неприязни. Социальная динамика этнического отвержения.

На субъективированном уровне этнический конфликт развивается в форме последовательно меняющегося поведения в этно-контактной среде – отчуждение сменяется неприязнью, которая в свою очередь может перейти в насилие.

Формы этнической неприязни:

  1. Отчуждение – своего рода пролог конфликтной ситуации в полиэтническом обществе:

  • этнически однородные браки;

  • моноэтническое общение;

  • минимизация контактов с иноэтничной средой за исключением неизбежных – профессиональных или бытовых.

Все это есть увеличение социокультурной дистанции.

Пример: этно-дисперсные группы в крупных российских городах; русская диаспора в пост-советских государствах во 2ой половине 90-х гг.

  1. неприязнь

причины перехода к этой стадии:

  1. культурные – частичная культурная денационализация, вина за которую переносится на соседствующую этническую группу;

  2. экономические – большая экономическая успешность 1 этнической группы по сравнению с другой, особенно в условиях общего снижения уровня жизни всего населения; (основная причина кавказофобии!)

  3. правовые – законодательная дискриминация 1 этнической группы в пользу другой;

  4. политические – манипуляция массовым сознанием со стороны политических партий или национальных движений

  1. насилие (в обыденном сознании это и есть собственно конфликт)

  • уже выходит за пределы не только этнических, но и национальных отношений, ибо в него оказываются втянутыми люди не только по этническому происхождению, но и политическим пристрастиям, включенности в те или иные статусные группы, просто по месту жительства в зоне конфликта;

  • конфликт становится формой политического действия и средством достижения политических целей; может использоваться как:

  • инструмент борьбы за власть

пример: в Грузии в момент прихода к власти Шеварнадзе

  • инструмент удержания власти

  • инструмент геополитики

пример: Кавказ в целом.

34. Феномен “кафказофобии”: мотивы и следствия.

Этнические отношения актуализируются как в групповом сознании, так и в поведении, когда они приобретают конфликтный характер. Что же приводит к формированию образа врага? Как ни странно, сама этничность.

Однако из нее еще не вытекает этнический негативизм. Проблема возникает лишь тогда, когда действительные или мнимые различия возводятся в главное качество и продуцируют враждебную психологическую установку, которая сначала разобщает группы, а затем теоретически обосновывает прямую или скрытую дискриминацию по этническому признаку.

Возможна и обратная связь: агрессивный национализм в форме этноцентризма или этнофобии концептуализируется на уровне государственной политики и лишь затем по каналам СМИ привносится в массовое сознание (специфично для пост-советских государств).

Может быть оба потока сразу: например, кавказофобия.

Факторы формирования негативистских установок в межэтнической коммуникации:

  1. при угрозе утраты национальной самобытности – когда возникает опасность растворения этноса

пример: русофобия в союзных республиках

  1. когда нация находится в состоянии становления, а родовая или племенная привязанность все еще довлеют над этнической

пример: Чечня – общечеченская идея стала вытеснять тейповую самоидентификацию лишь с приходом к власти Дудаева и особенно в ходе войны

  1. в случае системного социального кризиса – он приводит к утрате психологической устойчивости и опосредованно формирует чувство национальной униженности.

Именно ТРЕТЬЯ мотивация является ключевой при формировании этнофобий, в т.ч. кавказофобии.

? Как объяснить относительно высокий уровень озабоченности населения преимущественно русского города этнопсихологическим климатом, если очаги повышенной конфликтности расположены далеко за его пределами

Причины:

  1. общее неблагополучие национальных отношений в России

  2. наличие зон межэтнических конфликтов в пределах “своего” государства и по периметру его границ

  3. сама многоэтничность формирующегося российского народа

+ для Мск, СПб:

  1. большой поток миграции

Данные исследований свидетельствуют о том, что внешность, хотя и не служит важным этнодифференцирующим признаком, может стать знаком “несимпатичной национальности”, причем чаще эта фиксация носит региональный, а не сугубо этнический характер: русские фиксируют “лицо кавказской национальности” или “азиата”, анне узбека или таджика (большинство не может внешне отличить).

В этом и состоит 1 из причин употребления этого столь обидного словосочетания, первоначально пущенного в оборот работниками милиции. Это абсурдное определение объясняется тем, что у русского человека уже сложился мифологизированный образ Кавказа и кавказцев.

Этносоциальная дистанция между русскими и нерусскими относительно невелика. Тем не менее, этническая неприязнь существует, и чаще всего формируется как проекция на недоброжелательное отношение, испытанное со стороныпредставителей других национальностей, т.к. та или иная интерпретация “чужака” всегда сопровождает межэтническую коммуникацию и вне ее просто не существует.

Данные исследований: неприязнь к кавказцам не только сохраняется, но и усиливается. Отвержение вызывают не столько отдельные народы Кавказа, сколько все кавказцы в совокупности.

Черты, свойственные кавказцам (мнение респондентов):

  • общий стиль поведения: наглость, жестокость, высокомерие, нахальство;

  • это спекулянты и торгаши: рвачество, стяжательство,

  • уголовники и террористы: склонны к насилию и бандитизму;

  • человек, неуважительно относящийся к русским.

ВЫВОД: кавказофобия – установка жертвы, а не агрессора!

Кавказофобы как бы стыдятся своего отношения, понимают его ненормативность и пытаются оправдать себя избирательностью объекта установки (не люблю торгашей, а не весь народ).

Большая роль экономического кризиса: раздражает их успешность и предприимчивость на фоне собственного неблагополучия (+ в модальной структуре русского характера эти данные отсутствуют).

Важно различие между демонстративностью поведения южан и скромностью поведения северян: для русских нормой является скромность, для кавказцев – демостративность.

Больше всего кавказофобов среди молодежи: социальный кризис и аномия после распада СССР+ типичная для молодежи установка на “свою” группу.

Кавказофобия во многом ситуативна!