Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Маркина Н. Л. Политическая адаптация молодежи в...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
29.08.2019
Размер:
936.45 Кб
Скачать

Динамика суждений молодых респондентов о барьерах политической адаптации (1994 – 2001гг.)

Что мешает Вам действовать самостоятельно, независимо в сфере политики

1994

2001

1. Нездоровая социально-политическая ситуация в стране

16,8

22,2

2. Бюрократизм существующей системы

15,0

30,2

3. Недостаточная уверенность в собственных силах

10,5

11,1

4. Трудности с установлением контактов с окружающими

8,5

-

5. Невысокий социальный статус

4,5

6,3

6. Отсутствие связей, знакомств

3,0

20,6

7. Бедственное материальное положение

1,8

11,1

8. Другое

2,9

20,6

9. Затрудняюсь ответить

10,0

15,9

Выводы

Анализ основных факторов политической адаптации общества и молодежи позволил сделать следующие выводы:

1) Конфигурация органов государственной власти и способы их форми­рования, в особенности на региональном уровне, закрепленные в Конституции 1993 года, созда­ет комбинацию внешних помех, которые могут быть интерпрети­рованы как экзогенные барьеры политической адапта­ции российского общества, т. к. ограничивают возможности и эффективность массового политического участия различных групп населения (включая молодежь) в политическом процессе.

  1. При существующем институциональном дизайне отсутствуют каналы влияния общества на политический про­цесс, а также средства общественного контроля за деятельностью органов государственной власти (что позволяет говорить о наличии внешних дефицитов в механизме полити­ческой адаптации). В качестве внешних дефицитов политической адаптации молодежи может быть интерпретировано отсутствие влиятельных и авторитетных молодежных организаций как каналов политической социализации и институциональных средств политической адаптации.

  2. Социетальные факторы являются доминирующими в структуре барьеров политической адаптации, и оценка их влияния в молодежном сознании выражена более существенно.

  3. В этих условиях политическую адаптацию населения и российской молодежи можно определить как принудительную. Принудительный характер политической адаптации имеет следствием низкий уровень таких субъективных показателей как «оценка деятельности политических институтов» и «доверие государственным и общественным институтам», причем влияние возрастного фактора на данные переменные выглядит несущественным.

2.2. Социально-психологические регуляторы политической адаптации молодого поколения

Анализ социетального блока политической адаптации молодежи показал наличие комбинации внешних барьеров, препятствующих эффективному участию представителей молодого поколения россиян в процессе принятия политических решений на федеральном и региональном уровнях. В отечественной науке существует точка зрения, согласно которой в условиях крупномасштабных общественных перемен многие средства адаптации, прежде всего институционализированные и нормативно-регулятивные разрушаются почти до основания, и субъект вынужден ограничиваться преимущественно личностными и статусными средствами. Анализ личностного блока в социальном механизме политической адаптации молодежи, в состав которого входят статусные, социально-психологические и поведенческие регуляторы, позволит выделить эндогенные (латентные) факторы, тормозящие интеграцию молодежи в политическую сферу жизнедеятельности общества. Поэтому представляется необходимым осуществить перемещение исследовательских усилий с социетального уровня на индивидуальный.

Исследование социально-психологических регуляторов политической адаптации молодых россиян позволяет выявить эндогенные факторы, оптимизирующие или тормозящие ее. Как указывалось в методологическом разделе исследования, социально-психологические составляющие процесса политической адаптации делятся на две группы: когнитивные и мотивационные. В связи с этим анализ эмпирических индикаторов будет осуществлен в нескольких плоскостях. Учитывая, что политическая адаптация в диссертационном исследовании представлена как процесс, эмпирические индикаторы в различные промежутки времени будут сопоставлены. К когнитивным составляющим политического сознания традиционно относят знания о политических событиях, функционировании политических институтов, политических программах и действиях политических лидеров и т.п.. Важным условием, способствующим активности личности в политике является наличие интереса к политической жизни (Д.В. Гончаров рассматривает его в качестве «когнитивного фона» политического участия130).

Спецификой отношения молодого поколения к политической жизни является более низкий интерес к политическим событиям по сравнению с более «старшими» социально-демографическими группами. Эту особенность молодежного сознания отмечали отечественные специалисты Н.Зоркая131, И.А. Батанина и В.С. Комаровский132 и др.. Общероссийские исследования по проблемам молодежи показывали тенденцию падения интереса молодого поколения к политике, наметившуюся уже в начальные периоды преобразований. Например, И.Н. Гаврилова в монографии «Молодежь России: 90-е годы» (М., 1995.) приводит следующие данные: если в 1991 году об активном интересе к политике заявили 20,5% опрошенных молодых людей, то в 1992 – 16,1%. Некоторый рост показателей по этой переменой - до 18,6%133 в молодежной среде отмечался в 1993 году и, по-видимому, был связан с выборами в первый российский парламент.

В период, последовавший за «точкой бифуркации» (1992-1993 гг.), наблюдается резкое падение интереса к политике в молодежной среде. Более поздние исследования, проведенные по схожей методике на уровне региона, показывают, что за прошедшие десять лет число молодых людей, активно интересующихся политикой, значительно сократилось: с 20,5% в 1991 году до 1,6% в 2001-м. По всей вероятности, причиной такого падения интереса к событиям политической жизни в обществе и в молодежной среде обусловлено не только разочарованием в результатах начального этапа реформ, но и противоречивой тенденцией к «силовой» стабилизации политического режима, которую отмечают отечественные политологи134.

Летом 2001 года (после завершения избирательного цикла на уровне региона) 4,8 % молодых туляков заявили, что политика их интересует «в большой степени», 47,6% - «в средней», 30,2% - «в малой», а 14,3% - что не интересуются политикой вообще. В целом по массиву эти показатели составили соответственно 3%, 9%, 37,3%, 34,6% и 14%. Более наглядно соотношение показателей интереса к политике у молодежи и населения в целом представлено в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Соотношение показателей интереса к политике у молодежи региона и населения в целом

Интерес к политике

Молодежь (%)

Население (%)

1. Очень большой

1,6

3,0

2. Большой

4,8

9,0

3. Средний

47,6

37,3

4. Малый

30,2

34,3

5. Нет интереса

14,3

14,0

6. Затрудняюсь ответить

1,6

1,3

Попытка сопоставить данные по переменной «интерес к политике» среди молодежи и взрослого населения позволили сделать интересные выводы. Данные региональных исследований конца 90-х – 2001 годов позволяют подтвердить наличие отрицательной зависимости между переменными «возраст» и «интерес к политике» (в 2001 году коэффициент корреляции составил – 0,32), что подтверждает выводы, сделанные по результатам более ранних региональных исследований135.

Интерес к политике составляет «когнитивный фон» политического участия и является лишь одним из его условий. Еще одним важным условием являются знания о том, как функционирует политическая система и ее институты. Высокий уровень компетентности граждан рассматривается классиками политической мысли как один из показателей «культуры участия». В нашем исследовании переменная «информированность о деятельности политических институтов и политических лидеров» операционально была определена в качестве когнитивного регулятора, входящего в личностный блок социально-психологического механизма политической адаптации.

Вынужденный характер политической адаптации россиян во многом обусловлен отсутствием механизмов влияния гражданского общества на государство, фактической неподконтрольностью политической элиты, а также непрозрачностью функционирования политических институтов.

Данные ежегодного мониторинга «Перемены в нашей жизни», указывают на тот факт, что молодые респонденты считают себя менее информированными о деятельности федеральной и региональной власти (см. таблицы 2.2.2 и 2.2.3).

Таблица 2.2.2