Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
685389_211EA_semennikova_l_i_rossiya_v_mirovom_...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
6.24 Mб
Скачать

86 Тема II. От Руси к России

низкой грамотности духовенства постановил устроить в домах лучших городских священников училища, в которых изучались «грамота, книжное письмо, церковное пение и налойное чтение». В состав учеников должны были входить главным образом дети духовенства для подготовки к священнической деятельности. Не возбранялось и «всем православным христианам» отдавать в эти училища своих детей. Но цель образования для всех была одна: «чтобы им (ученикам. -Авт.), пришед в возраст, достойным быть священнического чина». В середине XVI в. по инициативе митрополита Макария был создан сборник произведений, который получил название «Великие Минеи Четьк (от греческого «ежемесячное чтение»). Он содержал жизнеописание святых, поучения и прочие религиозные тексты. Монументальный свод состоял из 12 томов по 1500-2000 листов большого формата. Это был круг чтения грамотных людей в Московском государстве.

В XVI в. число грамотных увеличилось, но незначительно. Библиотеки, которые были при великокняжеском дворе и при монастырях, состояли в основном из религиозных, в том числе греческих, книг, но пользовались ими мало и главным образом в случае необходимости (духовные писатели). В целом, как отмечают специалисты, для московского периода было характерно понижение богословского и литературно-книжного уровня по сравнению с домонгольским временем.

В этих условиях православие играло колоссальную роль в жизни русских людей. Оно определяло все стороны миропонимания, весь строй жизни русского человека. Поскольку даже среди священников мало кто читал Библию или другие церковные книги (неграмотные священники «с голоса» выучивали набор молитв и псалмов для службы и тем пользовались всю жизнь), не говоря уже о рядовых гражданах, то в духовной жизни большое значение приобрел ритуал, т.е. обрядность. Он затрагивал все стороны жизни и был детально разработан. Это давало человеку ощущение причастности к высшим православным тайнам, превращало даже простые действия в сакральные, мистические, связывающие человека с высшими силами.

Например, что может быть прозаичнее еды с материалистической точки зрения? В православии еда была сакрализована, строго регламентирована и символизировала связь с высшим миром. Положим, яблоки нового урожая нельзя было есть вплоть до яблочного Спаса в августе. Посты, т.е. воздержание от пищи животного происхождения (а в наиболее строгие посты и от рыбной пищи), в течение всего года занимали много времени: однодневные (среда и пятница), двухнедельные (например, с 1 по 15 августа – в честь Пресвятой Богородицы), сорокадневные (Великий пост весной). В общей сложности посты занимали до 200 дней в году.

Большую роль в православной русской культуре играли идеалы, которые являлись образцами для подражания. Общественным идеалом стало подвижничество, подвиг во имя Христа, общества. Духовным символом периода становления Московского государства стал Сергий Радонежский, духовный наставник Дмитрия Донского. Какие черты Сергия в исторической традиции превратили его в святого? Кротость, смирение, скромность и трудолюбие, умение незаметно и тихо, но неуклонно и твердо нести свой крест, совершать свой подвиг. В дальнейшем под-

Лекция 1. Московское государство: особенности возникновения 87

вижничество стало важной чертой русской социокультуры. Особым счастьем была личная встреча с подвижником. Их подвиги были зафиксированы в житиях, которые грамотными читались, а неграмотными пересказывались. Все святые, за исключением государственных деятелей, которые были канонизированы за богоугодную деятельность, – это подвижники. Что символизировала их жизнь? К чему призывала человека?

Как правило, это были люди, которые полностью отреклись от мирской жизни и подвергли себя суровым испытаниям: уходили жить в дикие места, жили в пещерах, шалашах (это называлось «уйти в пустынь», а самих подвижников звали «пустынниками'), подвергали себя суровому постоянному посту и голоду, испытанию одиночеством (затворники). Подобный обычай был распространен и в Византии, но там были другие климатические условия. При суровом климате и природе Московской Руси аскетизм подобного рода действительно был подвигом. Подвижников, независимо от возраста, называли «старцами», причем среди них было много людей знатного происхождения.

Особенно прославился Нил Сорский {ъ миру Николай Майков, из семьи дьяка – государственного служащего). После пострижения в монахи он совершил путешествие на Афон в Грецию и, вероятно, в Палестину, где близко познакомился с идеями исихазма, которые были изложены Григорием Панамой и с XIV в. имели исключительное значение в византийском религиозном сознании. «Не внешняя мудрость, – учили исихасты, – а внутреннее самоуглубление открывает путь к истине». Погружение в себя дает состояние покоя (исихия), «Фаворского света», т.е. общения с Богом.

Идеи Паламы были известны на Руси, но не имели последователей. Исихазм стал достоянием русской религиозности благодаря Нилу Сорскому. Он не был в буквальном смысле последователем Паламы (паламистом), не касался темы «Фаворского света» и не может быть отнесен к какой-либо византийской школе. Нил Сорокин представлял русский исихазм как продолжение традиций древних византийских отшельников. В центре монашеской жизни, считал он, стоит молитва как средство борьбы с искушениями и греховными помыслами, тщеславием и гордыней. Ответом на соблазн являются «умное делание» (духовная жизнь, жизнь умом), «сокрушение» (глубокое переживание), «слезный дар». По возвращении из паломничества Нил с немногочисленными последователями основал скит, где вел аскетический, подвижнический образ жизни (на реке Сорке, отсюда – «Сорский»). Нищета в глазах пустынника была верным путем для достижения идеала духовной жизни. Он учил: «Возлюби нищету, и нестяжание, и смирение». Его самоотречение было так велико, что он завещал не хоронить себя, а выбросить тело на съедение диким зверям. Однако ученики не исполнили этот завет и похоронили его с большими почестями. Неизвестно, был ли канонизирован Нил Сорский в святые, но он вошел в историю русского православия под именем «великого старца». Заложенные им традиции исихазма просуществовали несколько столетий и оставили яркий след в истории православия и русской культуры.

Суровая жизнь подвижников развивала особые свойства, недоступные обыч-