Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
685389_211EA_semennikova_l_i_rossiya_v_mirovom_...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
6.24 Mб
Скачать

128 . Тема II. От Руси к России

тодами, поэтому армии уделялось большое внимание. Вот как описал Г.Котошихин московские приказы во времена Алексея Михайловича в середине XVII в.: «И всего на Москве, кроме городовых и патриарших приказов и таможень, 42 приказа; а дьяков в тех приказах и по городам и с воеводами со 100 человек, подьячих с 1000 человек. А устроены приказы на царском дворе; Тайных дел, Приказ Большого Дворца, Мастерские Полаты, Оптекарской, Серебряного и Золотого Дела, Оружейной, Монастырской; и достальные все приказы устроены от царского двора поодаль, на площади за церквами...».

Общество стало более открытым. Расширились связи с Европой. Из-за границы привозили газеты. Дети царя учились латыни и польскому языку. Однако все эти новшества на общественном устройстве России не сказывались, даже наоборот, во второй половине XVII в. предпринимались попытки усовершенствовать сложившуюся корпоративную систему, основанную на отношениях подданства. С этой целью был учрежден приказ Тайных дел со значительными функциями и широкими полномочиями. В его задачи входило обеспечение слаженной работы бюрократического механизма самодержавной власти, борьба за точное выполнение указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Подьячие приказа сопровождали бояр-послов за границу, следя за точным соблюдением инструкций, данных царем. Они ведали политическим сыском, расследовали дела о злоупотреблениях властью, волоките и т.д. Вот как описана деятельность этого приказа: «Приказ Тайных Дел, а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные, и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя... А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали...». Тайный приказ подчинялся непосредственно царю.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути к правовому государству. Взаимоотношения власти и общества регламентировались светскими законами, закрепленными в Соборном уложении 1649 г. Такое название оно получило, поскольку принималось Земским собором и представляло собой основы законодательства России. Этот свод законов открыл начальный этап в становлении светского государства в форме абсолютизма, эпоха которого в передовых западных странах, например, в Англии уже подходила к концу (во Франции это произойдет в следующем веке).

Подлинный текст Соборного уложения сохранился в Государственном архиве РФ. Это огромный свиток длиной в 309 м. Специалисты-графологи установили, что он написан всего четырьмя людьми. Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество – дворян. Резко ограничивалась автономия мест, сфера выборной демократии. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям власти – воеводам. Лишь в «черных» землях, т.е. у черносошных крестьян-общинников, которых осталось не так уж много, продолжала действовать в полном объеме прямая демократия. Ограничивалась свобода передвижения. Уложение несколько ограничило аппетиты церковной корпорации как соб-

Лекция 3- XVII век: люди и время 129

ственника. То, что уже церкви принадлежало, признавалось за ней, но приобретать новые вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно (гражданскому суду, а не церковному) духовенство. Этот пункт Уложения делал общество более светским, т.к. утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями.

Земские соборы собирались в первой половине XVII в. довольно часто. Этот корпоративно-представительный орган сам по себе не играл существенной роли, отражая лишь наличие значительной сферы прямой демократии на низовом уровне, являясь формой диалога общества и власти. После принятия в XVII в. Соборного уложения 1649 г. Соборы собирались все реже и к концу века прекратили свое существование. Корпоративность российского общества также была закреплена законом, причем закон предусматривал прикрепление к общине не только крестьян-крепостных, но и городских жителей посада: запрещались переходы жителей городских посадов из одной общины в другую. Это касалось не только непосредственных членов общины (мужчин), но и их детей, братьев, племянников. Таким образом, социальная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мобильность была крайне ограничена.

Центральная власть добивалась, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. «Богохульство», т.е. выступление против церкви, каралось сожжением на костре, заговор против царя – смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво: фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным свинцом или оловом, за царское бесчестие (оскорбления в адрес царя) вырезали язык. Тем не менее эти расправы регламентировались законом. Незаконные наказания или более жестокие, чем предусмотрено за данное преступление, преследовались. Известен случай, когда один грузинский князь, живший в Москве, приказал отрезать нос и уши русскому слуге за амурные похождения с придворными дамами князя. Слух об этом облетел Москву, дошел он и до царя. Алексей Михайлович через посла выразил князю строгое порицание и потребовал, чтобы он покинул Москву. Жестокость, не предусмотренная законом, не допускалась (за «прелюбодейство» законы предусматривали лишь битье кнутом на конюшне).

Эти усовершенствования в государственном устройстве России не ускорили развитие общества, а наоборот – закрепили его корпоративно-чиновничью структуру, сдерживали социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении находилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах. Низкий уровень жизни, бесправное положение приводили к социальным конфликтам и взрывам. Во второй половине XVII в. Россию потрясали бесконечные бунты: медные, соляные и т.д. Особенно мощным было восстание под руководством казака Степана Разина (1670-1671 гг.), которое вошло в историю как «крестьянская война».

Для ускорения развития Россия нуждалась в глубоком реформировании, од-

130 Тема Н. От Руси к России

нако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были освобождены от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. Влияние церкви сказывалось во всем, даже в мелочах. В записках иностранных послов говорится о том, что после обязательного целования руки послами московский царь тут же в их присутствии мыл руки в серебряном рукомойнике.,Церковь утверждала, что все неправославные, даже если они христиане, «поганые» и надо немедленно смыть заразу. Естественно, такие порядки шокировали европейских послов. Но дело не в них. Религиозная регламентация сдерживала процесс изменений в обществе. Реформы надо было начинать с духовной сферы. Однако восточное христианство – православие – консервативно, оно почти не поддается изменениям, более того, оно отрицает возможность изменений. Свое вероучение православные считают от бога данным и истинным. Упорствуя в этом положении, православие на протяжении многих столетий не менялось по сути, в отличие от западного христианства. В православной церкви до сегодняшнего дня являются действующими установления византийских Соборов, принятые в IV – VI11 вв. Пение аллилуйи (торжественной песни) было введено еще при апостолах в I в. н.э. и сохраняется до сих пор.

Русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных, которые не принадлежали к Русской церкви, например, греков, считали вероотступниками и еретиками. Не лучше обстояло дело и в отношении православия в западно-русских землях, которые находились в составе Речи Посполитой. Православным центром этих земель был Киев, где находилась резиденция митрополита. Если в Киеве вводились какие-то новшества, то в Москве они рассматривались как уклон к латинству. В России, таким образом, считали еретиками всех православных, которые не подчинялись Московскому патриарху. Однако все более настоятельно вставала необходимость выбора: либо и дальше находиться в изоляции от христианского мира, либо налаживать с ним связи. Надо сказать, что страшные для того времени обвинения в ереси были взаимными. Так, например, в середине XVII в. Москву потрясло известие, что на святом Афоне греческие монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические.

В ресрорме церкви по ряду причин прежде всего было заинтересовано государство. Укрепление его международного положения было невозможно без прочных связей с христианским миром. К тому же претензии на главенство церковной организации над светской властью, так ярко проявившиеся в первой половине XVII в., были опасны для государства и самодержца. Проявилась необходимость утверждения приоритета светской власти. В силу этих причин государство инициировало церковную реформу, а царь активно способствовал ее развитию.

К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, занявший в 1652 г. этот самый высокий пост в церковной иерархии. Никон по своему мировоззрению был сторонником православного фундаментализма, имел устойчивые пред-

Лекция 3. XVII век: люди и время 131

ставления о превосходстве церковной власти над светской. Введение Соборного уложения 1649 г., как и большинство церковных иерархов, он встретил отрицательно, поскольку на его основе вводилось светское правовое регулирование жизни общества. Никон, властный и жестокий, ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось в России. Имел он и далеко идущие вселенские планы: мечтал превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр, равный Византии. На короткий период интересы Никона и государства совпали. Патриарх считал, что сближение Русской православной церкви с христианским миром приведет к расширению возможностей для ее влияния и тем самым будет способствовать превращению Москвы в ведущий религиозный центр. Таким образом, в деятельности Никона сплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха. Его церковные преобразования преследовали две главные цели.

  1. Устранение различий в богослужебной практике между Русской и Греческой православными церквями. Это позволяло восстановить связи с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем предоставить возможности для расширения своего влияния.

  2. Введение единообразия в церковной службе по всей России. Дело в том, что единого культа Христа не существовало, на местах богослужение велось по-разному. К тому же в каждой местности были свои святые. Установление единого канона освобождало христианский культ от наносного.

Как видно, сама реформа Никона была очень умеренной и ни по каким параметрам не сравнимой с религиозной Реформацией на Западе. Она ни в какой мере не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества, взаимоотношений церкви и верующих. Но даже эта попытка приблизить духовную жизнь России к Европе вызвала сопротивление значительной части общества и церковнослужителей. Произошел раскол на сторонников реформ и ревнителей старой веры (староверов), который с этого времени, как последствие реформ, будет сопровождать вплоть до сегодняшнего дня всю историю России. Единомышленники Никона выступали за реформу и, следовательно, за обновление общества. Староверы (их еще называли старообрядцами) боролись за сохранение неизменности русского православия, старины. И к тем, и к другим принадлежали люди разных слоев, разного положения.

Яростная борьба в обществе заставила Никона в 1658 г. сложить полномочия патриарха и удалиться в монастырь. После этого в церковной реформе развернулись главные события. Дело реформы взял в свои руки Алексей Михайлович, причем задачи, которые ставил перед собой царь, шли гораздо дальше сделанного Никоном. В государственных интересах он приветствовал преобразования в церковной обрядности. После соединения с Украиной, церковь которой находилась в юрисдикции греческого патриарха, важно было обеспечить единство в духовной сфере.

В 1666-1667 гг. заседал Большой московский церковный собор, на котором