Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Начало 20 века.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
207.36 Кб
Скачать

Российская академия художеств

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени А. Е. Репина

Кафедра истории и теории архитектуры

Архитектура России конца XIX – начала XX вв.

( 1890-е гг. – 1917 г.).

Программа и методические указания для изучения курса

Предназначены для студентов факультета Архитектуры и факультета Теории и истории искусств.

Санкт- Петербург

2007

Одна из главных задач курса – изучить историю русской архитектуры 1890-х – 1910-х годов как эволюционный процесс, оценивая вклад в этот процесс ведущих архитекторов, инженеров и художников и рассматривая при этом также и «массовую продукцию» архитектуры, что позволяет охарактеризовать общий ход изменения архитектуры как области общественной деятельности, целью и задачами которой является создание материально и художественно организованной пространственно-предметной среды.

Архитектуру России рубежа XIX и XX веков и первых десятилетий XX века необходимо изучать, рассматривая её в общем контексте развития русской и мировой художественной культуры того времени. Только такой методологический подход позволит в полной мере осмыслить возникновение, развитие и переплетение разнообразных тенденций и направлений в русской архитектуре тех лет.

Раздел 1. «Новое движение» в искусстве и архитектуре конца хiх – начала хх вв.

Рубеж XIX и XX веков – один из интереснейших моментов в истории не только русской, но и всей мировой архитектуры. Стремительная эволюция архитектурно-художественных воззрений тесно переплеталась с начавшимся тогда «восстанием против эклектики» и развернувшимися поисками «нового стиля», вошедшего в историю русской архитектуры и русской художественной культуры под названием «стиль модерн» (т.е. «современный стиль»). В западноевропейских языках этот стиль обозначается другими терминами: «Art Nouveаu» («ар нуво» – «новое искусство»), «Jugendstil» (от названия мюнхенского журнала «Jugend» – «Юность», «Юношество», этот журнал активно пропагандировал новое направление в искусстве ), «Secession» (этим термином назвали себя объединения сторонников нового искусства, возникшие в 1890-х годах в Мюнхене, в Вене и в Берлине, буквальный перевод термина «сецессион» означает «уход», «отход», «отъединение»).

Стимулы появления и формирования «нового стиля» – модерна сложны и многообразны. Исходя из известного понимания архитектуры как единства трёх «начал»: «пользы», «прочности» и «красоты» – можно выстроить некую модель становления «нового стиля», выделив основные группы предпосылок, стимулировавших это становление: факторы функциональные, инженерно-технические и духовно-эстетические.

Русская архитектура рубежа XIX и XX веков развивалась в тесном взаимодействии с зарубежной архитектурой того периода. Она быстро подхватывала, усваивала и развивала те новации, те творческие открытия, которыми было так богато творчество ведущих мастеров зарубежной архитектуры XIX и XX веков, и при этом вносила свой – и очень весомый! – вклад в развитие «нового движения»: как в теории, так и в конкретной архитектурно-строительной практике.

Чтобы составить наиболее полную и всестороннюю картину развития «стиля модерн» в России необходимо рассмотрению этого явления предпослать краткий обзор художественной жизни Европы и развития новаторских тенденций в зарубежной архитектуре в последних десятилетиях XIX века и в начале XX века.

1.1. В преддверии «нового стиля».

Известный мастер петербургской архитектуры профессор Р. А. Гедике, выступая в декабре 1892 года на Первом съезде русских зодчих, говорил: «Уже теперь являются иногда произведения архитектуры, в которых чувствуется намерение отвлечься от старых преданий и стремление создать новый стиль, пользуясь при этом открытиями и усовершенствованиями в области техники и науки». Высказывание Гедике очень точно охарактеризовало ту ситуацию, которая начала складываться в последних десятилетиях XIX века.

Развитие архитектуры в XIX веке шло под знаком всё более пристального внимания к функциональным качествам зданий. Проблемы удобства, комфорта хорошей освещенности и рациональной компоновки помещений отчетливо выдвигались на передний план. Всё более разнообразными становились приёмы планировки и объёмно- пространственной композиции.

Вторая половина XIX века была отмечена решительным внедрением в строительство новых конструкций из железа и стали, каркасных систем (постройки «чикагской школы» и каркасные здания в странах Европы), использованием больших плоскостей стекла, расширяющимся применением облицовочной керамики (так называемый «кирпичный стиль») и натурального камня различных пород. В конце XIX века появился новый материал – железобетон, обладающий совершенно новыми инженерными и архитектурными качествами. Порожденные прогрессом техники новые композиционные приемы и новые архитектурные формы вступали во всё более отчетливое противоречие с декором, заимствованным из старых исторических стилей.

Обзор новаторских тенденций в зарубежной и отечественной архитектуре последних десятилетий XIX века показывает нарастание противоречий, связанных с творческим методом эклектики.

В этом контексте особое значение приобретают первые проявления нового творческого метода, основанного на осмыслении и правдивом выявлении свойств материалов и конструкций. В числе наиболее ярких примеров – произведения ведущих русских инженеров и архитекторов: инженера В. Г. Шухова (стальные «решетчатые» башни и первые висячие покрытия), архитектора В. А. Шретера (собственный дом на набережной Мойки, интерьер здания «Русского для внешней торговли банка» и др.), архитектора К. К. Шмидта (дом фирмы Фаберже на Большой Морской улице, особняк Тиса и др.), инженера А. Ф. Лолейта (первые железобетонные мосты) и другие проявления новаторских рационалистических тенденций. В них еще отсутствовали те орнаментально-декоративные мотивы «флорального» характера, которые становятся своего рода «знаком» зарождающегося модерна, но, тем не менее, в этих новаторских произведениях явно наметился тот новый процесс архитектурного формообразования, который (с известной долей условности) можно определить термином «пред-модерн» («прото-модерн»).

Аналогичные тенденции наблюдались в 1890-х гг. и в развитии теоретической архитектурной мысли и архитектурной критики: в высказываниях ряда представителей русской творческой интеллигенции конца XIX и начала XX веков содержалось осуждение эклектики, отмечалось значение формообразующей и стилеобразующей роли новаторских металлических конструкций (в частности, в высказываниях В. В. Стасова и М. М. Антокольского) и зазвучали всё более настойчивые призывы к обновлению архитектуры