Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право. Баришпольская.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
179.71 Кб
Скачать
  1. «Национальность» и «личных закон (личный статут)» юридического лица

Хозяйственная деятельность юридических лиц может выходить за границы одного государства и осуществляться в других и даже во многих иностранных государствах. Участие иностранных юридических лиц в трансграничных гражданских правоотношениях порождает ряд дополнительных специальных вопросов, которые бы не возникли если юридическое лицо осуществляла свою деятельность в границах только одного государства (своего). Признается ли юридическое лицо, созданное по законам одного определенного государства также юридическим лицом в соответствующей организационно-правовой форме и в других иностранных государствах?

Правом какого государства должна определяться правоспособность иностранного юридического лица в международном имущественном обороте?

Для характеристики правового положения юридических лиц в международных частных отношениях используются базовые категории: национальность юридического лица и личный закон (личный статут) юридического лица. Каждому юридическому лицу соответствует свой личный закон и у каждого юридического лица имеется национальность.

Национальность – принадлежность юридического лица какому-то государству или подчиненность юридического лица правопорядку определенного государства.

Национальность юридического лица аналогична категории гражданства для физического лица.

Личный закон (личный статут) – не какой-либо законодательный акт, а правовая система права определенной страны. Таким образом, личный закон – право государства, в соответствии с которым определяется правовое положение или правовой статус юридического лица как субъекта права в международных частных отношениях. Во внутреннем обороте категория личного закона не используется, она используется только международном обороте.

Личный закон – это коллизионный принцип, коллизионная привязка; она содержится во многих коллизионных нормах. Таким образом, если в коллизионной норме содержится отсылка к личному закону юридического лица, это означает отсылку к праву определенной страны, которая будет регулировать правосубъектность юридического лица в международном обороте.

Dfdfafsaddfasdfasfqwrenmctrtuiyuiolfkj

В разных государствах для определения понятия личный закон юридического лица используются разные критерии. Самыми распространенными здесь являются 4 критерия:

В странах англоамериканского права под личным законом юридического лица понимается право государства, в котором учреждено юридическое лицо (критерий инкорпорации)

Такой критерий характерен для США, Великобритании, всех государств британского содружества нации, а также он применяется в государствах, которые не относятся к англоамериканской системе права, в частности некоторые государства континентальной Европы (Казахстан, Киргизия, Беларусь, Узбекистан, Армения)

Государственная принадлежность юридического лица будет определяться местом инкорпорации.

Данный критерий отличается высокой степенью формализованности и выглядит привлекательным с точки зрения практики правоприменения. В то же время в современных условиях данный критерий встречает и вполне обоснованную критику, которая связана с главным достоинством критерия – его высокой степенью формализованности.

В современных условиях нередкой является ситуация, когда компания – юридическое лицо учреждено и зарегистрировано в одном государстве, но в последующем деятельность этой компании осуществляется в другом государстве, даже нескольких государствах и там же (в другом государстве) находится головной орган управления компанией (административный центр компании).

Второе государство (где действует компания) не склонно считать это юридическое лицо иностранным только потому, что когда-то это юридическое лицо было создано и зарегистрировано в другом иностранном государстве.

Этот критерий не отражает реальное участие юридического лица в имущественном обороте и не отражает реальную экономическую связь юридического лица с конкретным государством.

В государствах континентальной Европы наибольшее распространение получил 2 критерий – критерий места нахождения административного центра юридического лица (головного органа юридического лица).

Данный критерий коротко именуется в международной практике – критерий оседлости. Личным законом юридического лица считается право государства, где находится административный центр. Соответственно, национальность юридического лица будет определяться местом нахождения административного центра компании или юридического лица.

Современное право зарубежных государств учитывает ситуацию, когда место нахождения административного центра юридического лица, указанное в учредительных документах, не совпадает с фактическим местом нахождения административного центра.

В связи с этим законодательство различает:

  1. Формальную оседлость (в учредительных документах)

  2. Эффективную или реальную оседлость (учитывает фактическое нахождение административного центра компании в конкретный период времени)

Статья 8 закона Турецкой республики 1982 года «О МЧП и Международном гражданском процессе» устанавливает: гражданская правоспособность юридических лиц подчиняется праву государства, где находится указанные в их уставах центр управления.

В случае, когда фактический центр управления находится в Турции, может быть применено турецкое право.

Как отмечается, применение критерия формальной оседлости в большинстве случаев приводит к тем же практическим последствия, что и использование критерия места учреждения юридического лица. Поскольку государство, придерживающееся рассматриваемого критерия, обычно требует, чтобы совпадали место регистрации (инкорпорации) юридического лица и места нахождения административного центра, отражаемое в учредительных документах, т.е. требуется, чтобы это было одно и тоже государство.

Критерий реальной оседлости – используется в таких государствах как ФРГ, Австрия, Португалия, Греция, Польша, Литва, Грузия. Основное достоинство данного критерия в том, что национальность и личным закон юридического лица связывается с тем государством, где фактически находится управляющий центр компании, реализующий правосубъектность данной организации.

Как известно, юридическое лицо проявляет себя в обороте через деятельность (действия) своих органов и поэтому обосновано связывать национальность и личным закон юридического лица с фактическим местом нахождения его органов.

3 критерий – критерий места осуществления основной деятельности юридического лица. Этот критерий имеет короткое название – критерий центра эксплуатации. Личным законом юридического лица считается право государства, в котором компания в основном осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность.

Критерий часто используется в законодательстве так называемых развивающихся государств, которые таким образом стремятся обеспечить контроль над юридическими лицами, ведущими деятельность на территории этих государств. Кроме того, в качестве альтернативного или субсидиарного критерия он используется в законодательстве Италии, Испания, Египта, Туниса.

Какие недостатки у критерия?

  1. Неопределенность

Юридическое лицо может одновременно осуществлять свою деятельность на территории нескольких государств и представляет значительную трудность сделать выбор в пользу какого-либо одного

  1. Неустойчивость

Юридическое лиц в течение короткого периода может сменить несколько мест осуществления своей трудовой деятельности, поэтому кажется, что критерий применять сложно.

Применяется также критерий государственной принадлежности участников юридического лица (критерий контроля). В соответствии с этим подходом личным законом юридического лица будет считаться право государства, которому принадлежит участник или участники юридического лица, фактически контролирующие данную организацию – юридическое лицо

Прежде всего, фактический контроль осуществляется посредством преобладающего участия в уставном капитале компании. Но есть и иные формы контроля. Соответственно национальность компании буде т определяться государственной принадлежностью такого участника, которые фактически контролируют.

Теория контроля ценна тем, что учитывает экономическую составляющую и позволяет оценить, кто реально стоит за юридической личностью и распоряжается имуществом юридического лица. Особенно часто данный критерий используется при регулировании иностранных инвестиций, при решении вопроса о том, кого считать иностранным инвестором; в Российском инвестиционном законодательстве в настоящее время данный критерий используется.

Недостатки теории контроля:

- Остается непонятным его использование в отношении юридических лиц с многонациональным составом участников;

- Практически сложно уследить за изменениями состава участников компании, чьи акции допущены к обращению на биржу)

В международно-правовой доктрине отмечается, что все приведенные критерии в значительной степени условны и их применение в той или иной стране во многом обусловлено национально-правовой традицией. Повсеместно отмечается, что идеального критерия для разрешения соответствующих вопросов нет. В законодательстве в связи с этим и практике правоприменения государств используются комбинации или сочетания критериев, когда один из критериев признается главным, доминирующим, а другие – вспомогательными, дополнительными и, таким образом, субсидиарно-применяемыми. В таких государствах критерии в чистом виде, т.е. используемые единственно-допустимые, возможные не существуют. Примером законодательного комбинирования критериев определения национальности и личного статута юридического лица может являться законодательство Итальянской республики и в частности в Законе Италии 1982 года «О реформе системы МЧП Итальянской Республики» закрепляется в качестве основного критерий инкорпорации. Выглядит это так: общество, товарищество, ассоциации, фонды, а также любые другие правовые образования как открытые, так и закрытые регулируются правом страны, на территории которой был завершен процесс их учреждения.

Из этого правила имеются исключения, которые предусматривают в качестве дополнительных другие критерии, определения личного статус юридического лица. В случае, когда орган управления таких обществ находится в Италии или когда их основная деятельность осуществляется на территории Италии, применению подлежит итальянское право.

Российское законодательство по отношению национальности ЮЛ

В российском законодательстве категория личный закон юридического лица и соответствующая коллизионная привязка впервые появились в 6 разделе ГК РФ. В российском законодательстве отражен критерий инкорпорации. Непосредственно это отражено в норме п.1 ст.1202 ГК РФ. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. В контексте данной нормы интерес представляет квалификация понятия учреждение юридического лица. Как известно, понятия российских коллизионных норм должны толковаться в соответствии с российским правом. Это следует из нормы п.1 ст.1187 ГК РФ. В то же время, в соответствии с российским правом под учреждением юридического лица понимается совершение определенного юридического действия (акта), с которым закон (право) связывает возникновение нового юридического лица. В зависимости от способа образования юридического лица этим юридическим действиям могут быть:

  1. При явочном способе образования юридического лица (заявление учредителей, поданное в соответствующий государственный орган)

  2. Для организаций, создаваемых в распорядительном порядке таким актом является решение компетентного государственного органа о создании нового субъекта права юридического лица

  3. При нормативно-явочном способе образования юридического лица – это решение регистрирующего органа о включении нового субъекта права в соответствующий реестр.

Таким образом, в зависимости от способа образования юридического лица, его личным законом должно считаться право страны, где имел место юридический акт, с которым связывается образование юридического лица.

До последнего времени в международном частном праве этот критерий (инкорпорации) был единственным. В соответствии с новеллами российского законодательства в 2008 году этот критерий не может считаться единственным и универсальным. 26 апреля 2008 года был принят ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства». Цель данного закона – установление ограничений для иностранных инвесторов при инвестировании в соответствующие хозяйственные общества.

В соответствии с нормой статьи 3 данного закона понятия «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в статье 2 ФЗ от 9.07.99 «Об иностранных инвестициях в РФ». В свою очередь ФЗ от 9.07.99 устанавливается, что иностранными инвесторами помимо иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и международных организаций признаются также иностранные юридические лица, т.е. компании, учрежденные в иностранных государствах. Но при этом в соответствии с ФЗ 2008 года и для целей применения этого закона иностранным инвесторами признаются не только юридические лица, учрежденные заграницей, но и организации, созданные в РФ, но находящиеся под контролем иностранного лица или иностранных лиц. Прежде всего, посредством преобладающего участия в уставном капитале такой организации.

Законом предусматриваются также и иные формы контроля со стороны иностранных лиц, обусловливающие для созданных в РФ организации, статус иностранного инвестора, на которого распространяются соответствующие ограничения. Таким образом, в российском частном праве произошло отступление от исключительного положения принципа инкорпорации при определении государственной принадлежности юридических лиц, и принцип инкорпорации дополнен принципом контроля. В соответствии с новеллами данного закона внесены изменения и в другие законодательные акты, в частности в ФЗ «О недрах», ФЗ «О континентальном шельфе РФ» и другие.

Вопросом личного статута юридического лица посвящены также коллизионные нормы, содержащиеся в заключенных РФ двусторонних договорах о правовой помощи по гражданским делам. Как правило, в них предусматривается, что правоспособность юридического лица определяется законодательством договаривающейся стороны, на территории которой оно было учреждено. Такие положения содержатся в договорах с Азербайджаном, Грузией, Киргизией, Латвией, Литвой, Эстонией, Молдавией и другими государствами. В конвенции стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» устанавливается, что правоспособностью юридического лица определяется законодательства государства, по законам которого оно было учреждено.

Хотя категории тесно связаны, но между ними имеются существенные различия:

Национальность юридического лица – это правовая связь компании с определенным государством и подчиненность юридического лица правопорядку определенного государства.

Личный статут – право, правовая система определенной страны, которая регулирует правовой статус юридического лица в международном обороте.

Эти 2 категории разнятся в зависимости от сфер правового регулирования, где они применяются. Категория – личный закон применяется лишь в сфере частно-правового регулирования (гражданско-правового), если отношения с участием юридического лица складываются в международном обороте, когда необходимо определить правосубъектность организации в международных частных отношениях. Во внутреннем обороте категория личного закона не используется. Личный закон также не применяется в сфере публичных правоотношений.

Национальность юридического лица применяется не только в сфере частных отношений, но также и в сфере публичных правоотношений. Она необходима (национальность ЮЛ) для разграничения отечественных и иностранных организаций. Значение категорий национальности юридического лица обусловлена необходимостью применения к иностранным организациям специального правового режима, отличного от режима отечественных организаций в различных областях правоотношений. Поэтому данная категория актуальна для разных областей правового регулирования.

Категория национальности применяется для регулирования административных отношений, когда для иностранных юридических лиц устанавливаются запреты или ограничения при осуществлении определенных видов деятельности или когда для них устанавливаются специальная административная процедура допуска при осуществлении инвестиций в принимающем государстве. Категория национальности применяется в таможенном регулировании, налоговом регулировании, при установлении специального режима налогооблажения для иностранных организаций. Данной категорией оперирует даже МПП, которое определяет на какие юридические лица распространяются условия соответствующего международного договора или право определенного государства на оказание дипломатической защиты для своих юридических лиц.

Категория национальности юридического лица – это атрибут не только частного права, а личный закон – это категория только частного права, причем именно МЧП. Поскольку личный закон определяет только правосубъектность юридических лиц в гражданских правоотношениях с иностранным элементом.