Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право. Баришпольская.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
179.71 Кб
Скачать
  1. Общие положения о договоре международной купли-продажи товара

Данный договор – сделка с иностранным элементом и основная категория внешне-экономических сделок. С точки зрения юридической природы данный договор характеризуется, как и договор купли-продажи во внутреннем обороте. Однако, наличие в договоре иностранного элемента придает ему своеобразие и обусловливает специальное правовое регулирование, в том числе и специальное коллизионное регулирование.

Предлагаемое в российской юридической доктрине определение данного понятия основано на положения всемирной венской конвенции 1980 «о договорах международной купли-продажи товаров». Договор международной купли-продажи товаров – это опосредующий экспорт-импорт товаров, договор между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, и в соответствии с которым продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность обязуется передать производимые или закупаемые им товары в собственность покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным или иным подобным использованием, а покупатель обязан принять переданный товар и уплатить покупную цену.

Такое определение содержится в российской правовой доктрине и, в частности, в трудах Богуславского, Зыкина, Комарова и других ученых. Комаров – член международного коммерческого арбитражного суда.

Условия договора – содержание – определяется по соглашению между сторонами; в случае спора правоприменитель руководствуется, прежде всего, содержание договора. Но если на основании лишь договора невозможно разрешить дело (спор), то юрисдикционный орган (коммерческий арбитраж, прежде всего) посредством применения коллизионных норм избирает материальное право определенного государства и разрешает правовой спор. В отношении этих сделок действуют все коллизионные принципы, применяемые к договорам с иностранным элементом, как таковым; в числе этих принципов – автономия воля сторон (на первом месте стоит), закон места заключения договора, закон суда, закон наиболее тесной связи. В РФ по отношению к этим договорам применяются принципы: автономии воли сторон и наиболее тесной связи, который в данном случае понимается как применение права продавца. Законодательная основа для этих выводов – статьи 1210 и 1211 ГК РФ.

Особенности определения международным коммерческим арбитражем материального права, подлежащего применению, устанавливаются законом «о международном коммерческом арбитраже» (статья 28 ФЗ). См. выше.

  1. Источники правового регулирования отношений в сфере международной купли-продажи товаров

На первое место в системе источников традиционно ставятся международные договоры, заключаемые государствами. Международные договоры – основная форма здесь – унификация правовых норм. В этой системе договоров наиболее значимая роль отводится всемирной венской конвенции 1980 года «о договорах международной купли-продажи товаров».

Задача разработчиков конвенции была в том, чтобы создать такие унифицированные правила, которые оказались бы приемлемыми для многих стран с различными системами права.

В статье 1 Конвенции указывается, в каких случаях применяются ее нормы. Тут 2 категории случаев:

  1. К договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, являющихся участниками конвенции.

  2. Применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, не являющихся участниками конвенции, но при условии, что в силу действия коллизионных норм к договору подлежит применению право страны-участницы конвенции.

В то же время, конвенция применима не к любой купли-продажи с иностранным элементом, в частности статья 2 конвенции устанавливает, что конвенция не применяется к продаже:

  1. Товаров, которые приобретаются для личного, семейного и иного подобного использования, за исключением случаев, когда продавец не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования.

  2. С аукционов

  3. В порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона

  4. Фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег

  5. Судов водного и воздушного транспорта

  6. Электроэнергии

Ценность конвенции в том, что она содержит именно материально-правовые нормы, нормы прямого действия, то есть такие, которые непосредственно регулируют отношения продавца и покупателя и устанавливают их материальные права и обязанности. В данной конвенции вообще нет коллизионных норм (это редкость), хотя в статье 7 конвенции указывается, что вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей конвенцией, которые прямо в ней не разрешены, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, т.е. используется правовая аналогия, а при отсутствии таких принципов в соответствии с правом, применимым в силу действия норм МЧП (коллизионных норм). Например, в конвенции нет норм о неустойке и о соотношении неустойки с убытками. Эти вопросы подлежат разрешению в соответствии с материально-правовыми нормами определенного государства, применяемыми в субсидиарном порядке и избираемыми на основе коллизионных норм.

Вторая особенность – диспозитивность норм, содержащихся в конвенции. В силу статьи 6 Конвенции стороны договора могут исключить применение к их отношениям конвенции в целом, хотя по всем правилам она должна бы применяться. Довольно часто в контрактах делается оговорка. Зачастую в контракте можно встретить оговорку – конвенция 1980 года не применяется. В силу принципа диспозитивности, свойственному конвенции, и наличия в ней большого количества диспозитивных норм, стороны могут отступить от любого из ее положений или изменить его действие, т.е. они могут предусмотреть в контракте иной вариант поведения и соответственно иные условия, чем это предусмотрено конвенцией, не отказываясь при этом от применения их контракту конвенции в целом. Конвенция предусматривает возможность взыскания в полном объеме, но стороны могут отступить от диспозитивной нормы конвенции.

Если суммировать особенности норм, то они заключатся в том, что конвенция содержит только нормы прямого действия или материальной нормы, в ней нет коллизионных норм; в ней преобладают диспозитивные норм, т.е. такие нормы, которые применяются, если стороны не исключили их действие или не предусмотрели в контракте иной вариант поведения – иное условие.

При всей значимости данного источника, нельзя сбрасывать со счетов иные источники. Не только конвенция 1980 года выступает регулятором отношений в сфере международной купли-продажи товаров.

Существование и действие конвенции не исключает применение к договору международной купли-продажи и национального законодательства государства, правовая система которого применима к контракту в силу действия и отсылки коллизионных норм.

Гражданское законодательство и нормы других источников гражданского права соответствующего государства подлежат применению к договору международной купли-продажи, если:

  1. Государство, юрисдикционный орган которого разрешает дело, не является участником конвенции

  2. Если к контракту конвенция не применима в силу указания самой конвенции

Статья 2 Конвенции (указаны случаи)

  1. Если стороны договора исключили применение к их отношениям норм конвенции, указав в контракте, что конвенция не применяется, или же, предусмотрев в качестве применимого какой-либо акт национального законодательства

  2. Нормы гражданского законодательства соответствующего государства могут применяться в субсидиарном порядке наряду с конвенцией, если какой-либо вопрос в ней не урегулирован, хотя в целом на обязательства купли-продажи распространяется действие конвенции

Не все вопросы, связанные с обязательством, можно разрешить на основе норм конвенции. В частности, в конвенции нет норм о переходе права собственности на проданный товар; нет норм о неустойки и соотношения ее с убытками; об ответственности продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица; об исковой давности по купле-продаже товаров.

Законодательство будет применяться в субсидиарном порядке.

  1. Нормы гражданского законодательства соответствующего государства будут применяться наряду с конвенцией, если разрешение определенных вопросов стороны подчинили именно нормам гражданского законодательства, в целом не исключив для контракта действие конвенции

Если по указанным основаниям подлежит применению российское гражданское законодательство, то в первую очередь будут применяться нормы ГК РФ (нормы главы 30 ГК – купля-продажа).

Исковая давность в обязательствах международной купли-продажи товаров

В конвенции 1980 года не предусмотрены правила об исковой давности. В РФ при разрешении споров из договоров международной купли-продажи правоприменители руководствуются нормой статьи 1208 ГК РФ. В соответствии с этой нормой, исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению. Поэтому, чтобы избрать право для разрешения вопросов исковой давности, прежде всего, следует избрать право, подлежащее применению в целом к обязательству (избрать право к существу правоотношений).

В целях унификации правового регулирования исковой давности в международной купле-продаже товаров в 1974 году была принята универсальная конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров. Данной конвенцией устанавливается единый для договоров международной купли-продажи товаров срок исковой давности, который равен 4 годам. Причем, истечение срока исковой давности принимается во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. Орган, разрешающий спор, не применяет исковую давность по своей инициативе.

При применении данной конвенции следует учитывать, что она является частью правовой системы соответствующего государства. Таким образом, если к договору международной купли-продажи товаров применяется право страны-участницы конвенции, то вопросы исковой давности по контракту будут разрешаться в соответствии с конвенцией 1974 года.

Россия не является участницей конвенции 1974 года, поэтому если к договору международной купли-продажи применимо право России в силу отсылки коллизионных норм, то вопросы исковой давности будут разрешаться не на основании конвенции, а на основе норм гражданского законодательства России.

Источниками правового регулирования в сфере международной купли-продажи выступают также региональные договоры, например, в ЕС, СНГ, двусторонние договоры между государствами, например, общие условия поставок (ОУП), международные торговые обычаи (обычаи делового оборота), а также в ряде случаев – прецедентное право соответствующего государства.