Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право. Баришпольская.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
179.71 Кб
Скачать
  1. Формы сделок в мчп

Коллизионные нормы относительно формы сделок содержится в статье 1209 ГК РФ. Статья эта обширная, регулирование очень обширное. Статья 1209 так и называется – право, подлежащее применению к форме сделке. Поэтому эти нормы регулируют выбор права определенной страны на основе которого будут определяться требования, предъявляемые к форме сделки с иностранным элементом. Статья содержит 1 общую норму и несколько специальных.

Общая норма – норма ч. 1 п. 1 ст. 1209 ГК РФ: форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Для того, чтобы определить, каким требования должна соответствовать сделка, нужна обратиться к праву того государства, где она была заключена.

Важное дополнение содержит п.1 ст. 1209 ГК: однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Законодатель предусматривает возможность конволидации сделки (исцеления).

Особо регулируется выбор права, подлежащего применению к форме доверенности. В законе особо подчеркивается, что правила, предусмотренные п.1 ст.1209 ГК РФ применяются и к форме доверенности. Непосредственно это норма ч.2 п.1 ст.1209 ГК РФ. Форма доверенности подчиняется праву месту ее выдачи. В связи с применение нормы п.1 ст.1209 фактически важное значение имеет толкование понятия места совершения сделки, в том числе места заключения договора. В соответствии со статьей 1187 ГК РФ понятие российских коллизионных норм толкуются и квалифицируются в соответствии с российским правом и поэтому содержание понятия места совершения сделки применительно к статье 1209 ГК будет определяться по российскому ГП. Таким образом, место совершения конкретной сделки с иностранным элементом, в том числе место заключения договора должно определяться в соответствии с критериями, содержащимися в российском ГП.

Специальное коллизионное регулирование предусмотрено нормой п.2 ст.1209 ГК РФ для формы внешнеэкономических сделок.

Форма внешнеэкономической сделки хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии со статьей 1195 ГК РФ является российское право.

Во втором случае речь идет об ИП, осуществляющем предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Здесь идет отсылка к личному закону: российское право является личным законом у следующих категорий лиц:

  1. Граждане России

  2. Лица с двойным гражданством, если одно из них российское

  3. Иностранцы, имеющие место жительство в России

  4. Лица без гражданства, имеющие место жительства в РФ

У всех этих категорий лиц личным законом является российское право и если ИП относится к какой-либо из этих категорий и является стороной внешнеэкономической сделки, то форма такой сделки должна подчиняться российскому праву.

Что означает подчиненность формы российскому праву? Для внешнеэкономических сделок российским гражданским правом установлено простая письменная форма, несоблюдение которой влечет недействительность сделки (п.3 ст.162 ГК РФ).

Понятие внешне экономической сделки

Таким образом, внешнеэкономические сделки – это определенный вид или определенная категория сделок с иностранным элементом.

В советском, позднее в российском гражданском законодательстве никогда не было и не существует легального определения понятия внешнеэкономическая сделка. Развитие теории внешне экономических сделок в советском и российском правоведении имеет длительную историю. Разные подходы предлагают в связи с разной экономической и политической ситуациями. Имеются многочисленные доктринальные определения и доминирующее доктринальное определение появилось после присоединения России в 1990 году к Венской конвенции «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 года . За основу были взяты признаки договора международной купли-продажи товаров, которые являются основной категорией внешнеэкономических сделок.

Внешнеэкономические сделки – совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности сделки между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

или

Внешнеэкономические сделки – совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности сделки между лицами, у которых вместо осуществления деловых операций находится соответственно в разных государствах.

Место осуществления деловых операций – place of business.

Эти же признаки закреплены во многих других международных договорах универсального характера, например, в Нью-Йоркской конвенции 1974 года «Об исковой давности в международной купле-продаже товаров»; в Оттавской конвенции 1988 года «О международной финансовой аренде (лизинге)»; в Оттавской конвенции 1988 года «О международном финансовом представительстве (факторинге) и других универсальных международных договорах».

В связи с этим определением возникает необходимость толкования понятия место нахождения коммерческих предприятий. Решение вопросов, связанных с наличием у сторон нескольких коммерческих предприятий предусмотрено в статье 10 Конвенции 1980 года. Принимается во внимание то коммерческое предприятие, которое имеет наиболее тесную связь с договором и его исполнением.

Данным определением пользуются в настоящее время правоприменительные органы РФ, в том числе международный коммерческий арбитраж на территории РФ. сама по себе государственная принадлежность сторон для квалификации сделки как внешнеэкономической значения не имеет. Государственная принадлежность сторон не имеет значения. Главное нахождение предприятий коммерческих сторон в разных государствах.

Имеется разница в терминологии российского права по сравнению с зарубежным правом, применительно к данной категории сделок. У нас используется термин – внешнеэкономическая сделка. В зарубежном праве употребляются такие термины, как международный коммерческий контракт или международная коммерческая сделка.

Специальное коллизионное регулирование предусмотрено и в отношении формы сделок с недвижимым имуществом. Это нормы п.3 ст.1209 ГК РФ. Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в РФ, подчиняется российскому праву. По сути, здесь 2 нормы. Первая из норм предполагает выбор права, подлежащего применению к форме сделки с недвижимым имуществом, имеющим прочную связь с землей. Во второй норме подразумеваются такие объекты недвижимости, как морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, внесенные в государственный реестр РФ. Форма сделки с такими объектами недвижимого имущества подчиняется российскому праву. Если имущество внесено в реестр иностранного государства, то форма сделки подчиняется праву того государства, где внесены в реестр (по аналогии закона п.3 ст. 1209 ГК РФ).