Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право. Баришпольская.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
179.71 Кб
Скачать

3 Формула прикрепления - закон места совершения деликта

С помощью этой формулы, применяемой к обязательствам вследствие причинения вреда определяются в частности способность лица нести ответственность за причиненный вред, возложение ответственности за вред на лицо, не являющееся причинителем вреда, основания ответственности, а также ее ограничения и освобождения от нее, способы возмещения вреда, объем и размер его возмещения.

Обращение к закону места совершения деликта осложняется неодинаковым пониманием места деликта. В одних странах оно определяется, как место совершения вредоносного действия, в других странах как место, где наступили его последствия; возможны и оба варианта одновременно.

п.1 ст.1219 ГК РФ предусматривается применение к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда права стороны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.

4 Формула прикрепления – закон страны продавца

Правила статьи 1211 ГК РФ предусматривают, что в отсутствии выбора права сторонами применяется право стороны, с которой договор наиболее тесно связан. Этим правом в отношении договора купли-продажи считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора и в совокупности обстоятельств дела, право стороны, где находится место жительства или основное место деятельности, которое осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договоров.

5 Формула прикрепления – закон места совершения акта

Эта привязка обязательственного правоотношения, которая предполагает применение права того государства, на чьей территории совершен частно-правовой акт. Основное положение заключается в том, что форма внешней экономической сделки подчиняется праву того государства, на чьей территории она заключена. Форма любого официального юридического акта регулируется правом того государства, на чьей территории этот акт имеет место.

Это положение имеет императивный характер, поэтому абсолютно исключена возможность использования иностранной формы официальных документов.

В российском законодательстве эта формула закреплена в статье 1209 ГК РФ. В соответствии с указанной статьей, если по праву места совершения сделка с точки зрения формы является недействительной, такая сделка в РФ не может считаться недействительной в случае ее соответствия нормам российского права.

6 Формула прикрепления – закон валюты долга

Это специальная коллизионная привязка для урегулирования вопросов, возникающих по поводу содержания денежных обязательств. Данная формула была выработана немецкой доктриной и не является общепризнанной коллизионной привязкой. В российском праве такой привязки нет. Ее суть заключается в том, что если сделка заключена в определенной иностранной валюте, то во всех валютных вопросах она подчиняется правопорядку того государства, которому принадлежит данная валюта.

7 Формула прикрепления – закон суда

Эта привязка коллизионной нормы означает, что применяется исключительно местное право, т.е. права того государства, чей суд рассматривает дело. Вопрос решается в пользу права того государства, на территории которого рассматривается частно-правовой спор.

В российском законодательстве происходит постепенная замена термина «закон суда» выражением «российское право». Общепризнанной сферой действия закона суда является международный гражданский процесс.

Существует множество иных коллизионных привязок.

Источники МЧП РФ, содержащие коллизионные норм

Речь идет о формах, где содержатся коллизионные нормы. Понятие источники МЧП – значительно более широкое понятие, чем источники коллизионного права.

В источники МЧП, как таковые, входят также источники, содержащие материальные нормы или нормы прямого действия; например, Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров не содержит коллизионных норм, в ней только материально-правовые нормы, таким образом, будучи источником МЧП она не является источником коллизионного права.

Категории источников коллизионного права перечислены в части первой п.1 ст. 1186 ГК РФ.

1 категория источников – международные договоры РФ

2 категория источников – ГК РФ

3 категория источников – другие законы в соответствии с п.2 ст.3

4 категория источников – обычаи, признаваемые в РФ

В силу принципа верховенства международных источников по сравнению с национальными источниками (ст.15 К РФ, ст.7 ГК) коллизионные нормы международных договоров подлежат применению к соответствующим отношениям в приоритетном порядке.

6 раздел ГК – основной коллизионный регулятор в системе права РФ. Само содержание 6 раздела доказывает этот вывод. Коллизионные нормы, регулирующие международные частные отношения сосредоточены в основном в 6 разделе. Но сложность в том, что хотя 6 раздел ГК здесь основной регулятор, но все-таки не единственный, не универсальный, не всеобъемлющий коллизионный регулятор, который бы годился на все случаи жизни. В силу той же нормы части первой п.1 ст. 1186 ГК РФ коллизионные нормы могут содержаться и содержатся в других, кроме ГК, законодательных актах.

Коллизионные нормы, регулирующие семейные отношения с иностранным элементом содержатся в 7 разделе Семейного Кодекса РФ. В главе 26 кодекса торгового мореплавания РФ «Применимое право» также содержатся специальные коллизионные нормы, регулирующие выбор права, подлежащего применению к осложненным иностранным элементам, отношениям в сфере торгового мореплавания.

Коллизионные нормы содержатся также в воздушном кодексе РФ, ФЗ «Об иностранных инвестициях» и других законодательных актах.

В каком порядке применяются нормы ГК и нормы других специальных законов?

Отношения между коллизионными нормами ГК РФ и других законов строятся по принципу «юс генералес - юс специалис», т.е. как отношения между общими и специальными нормами, когда коллизионные нормы ГК играют роль общих предписаний, а коллизионные нормы других законов являются специальными и применяются к соответствующим отношениям в приоритетном порядке. Если отсутствуют специальные коллизионные нормы, то к соответствующему отношению подлежат применению общие нормы.

Специальные коллизионные нормы о выборе материального права, подлежащего применению к семейным отношениям с иностранным элементам содержатся в 7 разделе СК РФ. Однако, если в семейном кодексе отсутствует коллизионная норма, позволяющая избрать право к семейным отношениям с иностранным элементом, то в субсидиарном порядке должна применяться коллизионного норма ГК, выполняющая функцию общей нормы. Такой вывод базируется на содержании нормы статьи 4 СК РФ, в соответствии с которой к семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

В 6 разделе ГК имеется коллизионная норма, указывающая на право, подлежащее применению к договору перевозки с иностранным элементом. При этом в КТМ РФ имеются специальные коллизионные нормы, указывающие на право, подлежащее применению к договору морской перевозки. В этом случае выбор права к договору морской перевозки будет осуществляться на основе специальных коллизионных норм КТМ, применяемых в приоритетном порядке.

Норма части 2 п.1 ст. 1186 ГК РФ: «Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже».

Способы и особенности правовых коллизий международным коммерческим арбитражем определяются именно специальным законодательным актом, а именно ФЗ РФ «О международном коммерческом арбитраже». Непосредственно эти особенности отражены, прежде всего, в статье 28 данного ФЗ. Именно эти особенности должен учитывать правоприменитель при разрешении подведомственных ему споров. Есть 2 суда на территории РФ - Международный промышленный арбитражный суд при торгово-промышленной палате России и Морская Арбитражная Комиссия (МАК). Главная особенность заключается в большей свободе и автономности для коммерческого арбитража при применении коллизионных норм.

Таким образом, раздел 6 ГК РФ выступает в сфере гражданских правоотношений, хотя и основным, но все-таки не универсальным, не единственным коллизионным источником, поскольку существуют и другие законодательные акты, содержащие специальные коллизионные нормы.

Обычаи. Нужно иметь ввиду, что коллизионные нормы-обычаи – довольно редкое явление в праве. Возможность применения к коллизионной норме обычая предусмотрена, например, п.1 ст.414 КТМ. Непосредственно в этой норме говорится о признаваемых в РФ обычаях торгового мореплавания, имеющих характер коллизионной нормы.

Метод прямого регулирования. Нормы прямого действия в МЧП

Наряду с коллизионным методом в МЧП применяется также метод прямого (материального) регулирования.

Метод прямого регулирования – частные отношения с иностранным элементом посредством материальных и процессуальных норм, содержащих указания на права и обязанности субъектов правоотношений. В результате действия данного метода соответствующие отношения оказываются урегулированными нормами прямого действия. В свою очередь, норма прямого действия в МЧП – такая норма, которая не отсылает к праву какого-либо государства, а непосредственно путем наделения субъектов отношения правами и обязанностями регулируют частные отношения с иностранным элементом. Таким образом, данный метод воплощается в определенной категории норм. Такая категория является особо актуальной для МЧП, так как в нем содержатся также и коллизионные нормы и нужно различать коллизионные нормы и нормы прямого регулирования.

Таким образом, норма прямого действия регулирует свое отношения через указание в ней на права и обязанности субъектов правоотношений. Коллизионная норма регулирует свое отношение через отсылку к праву определенного государства.

Нормы прямого действия могут содержаться и содержатся как в международных источниках (международных договорах), так и в национальных (национальное законодательство государств). Примером применения данного метода в нормах национального законодательства, регулирующих отношения с иностранным элементом, является ст. 1196 ГК РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленными законами. Данная норма не отсылает к праву какого-либо государства, а непосредственно регулирует отношения через установление равной гражданской правоспособности иностранных граждан по сравнению с отечественными гражданами.

Нормы прямого действия могут содержаться также в международных договорах, это означает, что международный договор не отсылает к праву какого-либо государства, а непосредственно путем установления в его нормах прав и обязанностей субъектов отношений регулируют частные отношения, на которые распространяются действия данного международного договора. Использование данного метода международных договоров приводит к созданию так называемых унифицированных, т.е. единообразных (одинаковых) материальных и процессуальных норм, применяемых государствами-участниками договора. Пример, Женевская конвенция по авторскому праву 1952 года; Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.; Всемирная конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) 1988г.

Из всех видов норм и способов их закрепления предпочтительным являются нормы прямого действия, содержащиеся в международных договорах, так как в данном случае правоприменители из договаривающихся стран имеют дело с унифицированными (единообразными) материальными и процессуальными нормами, применяемыми хотя бы в 2 государствах и устанавливающими непосредственно права и обязанности участников правоотношений.

Особенности применения права при разрешении дел из гражданских правоотношений с иностранным элементом

При наличии спора из гражданского правоотношения с иностранным элементом, поступившего на рассмотрение юрисдикционного органа, всегда имеет место правовая коллизия, т.е. столкновение правовых систем нескольких государств, которая выражается в конкуренции этих правовых систем и возможности применения по конкретному делу права того или другого государства.

Правоприменитель должен эту коллизию разрешить, т.е. определить право какого государства подлежит применению по делу. Этот выбор осуществляется на основе коллизионных норм и, таким образом, первой особенностью правоприменительного процесса при разрешении дел из гражданских отношений с правоотношений с иностранным элементом является необходимость применения коллизионных норм.

При этом, государственный суд всегда, а коммерческий суд, как правило, применяет свое коллизионное право своего государства, т.е. применяет коллизионные нормы по принципу закона суда. При этом практическое важное значение имеет вопрос о квалификации юридических понятий (толковании), содержащихся в коллизионных нормах. Любая коллизионная норма содержит юридические категории или юридические понятия. Норма п.1 ст.1209 ГК РФ: «Форма сделки подчиняется праву месту ее совершения». Данная норма содержит понятия «формы сделки», «места совершения сделки», «сделки». Правило о квалификации юридических понятий, содержащихся в коллизионных нормах предусмотрено в п.1 ст.1187 ГК РФ: «При определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом».

Правило п.1 ст. 1187 представляется обоснованным, так как российский юрисдикционный орган толкует и применяет свое коллизионное право, т.е. коллизионное право РФ, то юридические понятия, содержащиеся в нем, также должны квалифицироваться в соответствии со своим, т.е. российским правом.

Законодательством РФ предусмотрены случаи, когда по делам из частных отношений с иностранным элементом коллизионные нормы не применяются: такие случаи предусмотрен нормой п.3 ст. 1186 ГК РФ:

Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, то определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.

В свою очередь коллизионная норма может указать на необходимость применения иностранного по отношению к правоприменителю материального права.

Особенности: