Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право. Баришпольская.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
179.71 Кб
Скачать
  1. Основные коллизионные принципы международного вещного права

Международное вещное право представляет собой институт МЧП, нормы которого регулируют международные вещные отношения или вещные отношения с иностранным элементом. Международные вещные правоотношения включают в себя правоотношения собственности во всех их разновидностях и модификациях, а также ограниченные вещные права или вещные права на чужие вещи (это тоже самое). Например, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право доверительной собственности, право залога, сервитуты и другие ограниченные вещные права в зависимости от особенностей национальной правовой системы. Международное вещное право ориентировано, прежде всего, на регулирование отношений собственности. В РФ до реформы МЧП в 2002 году регулированию подвергались только правоотношения собственности с иностранным элементом. Новеллой 6 раздела ГК РФ является то, что в настоящее время регулируется не только правоотношение собственности с иностранным элементом, но также и ограниченные вещные права.

Основным методом правового регулирования вещных отношений в МЧП является коллизионный метод. Данная сфера (МВП) – это один из немногих институтов МЧП, где не существует всемирных универсальных международных конвенций, содержащих унифицированные материально-правовые нормы.

Регулирование отношений в МЧП осуществляется через коллизионные нормы. При этом в каждом государстве существуют свои коллизионные нормы, соответственно свое коллизионное право, рассчитанное на регулирование вещных правоотношений. При этом самой распространенной коллизионной привязкой из содержащихся в этих нормах является принцип «закон (право) места нахождения имущества (вещи)». В данном контексте понятия имущество и вещи употребляются как равнозначные понятия, т.е. имущество – это лишь вещи, никаких прав требований и прочего.

В настоящее время данный коллизионный принцип признается основным и доминирующим коллизионным принципом при разрешении вопросов права собственности и иных вещных прав в международном обороте. Данный принцип закреплен и в российском коллизионном праве. Соответствующее регулирование содержится в нормах статьи 1205 ГК РФ. Содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится. Содержание право собственности и иных вещных прав – правомочие (владение, пользование, распоряжение). В соответствии с нормой п.2 ст.1205 ГК РФ – принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится. Таким образом, если имущество находится на территории РФ, то его принадлежность к недвижимому или движимому имуществу будет определяться в соответствии с ГП РФ. В то же время в ГП РФ закрепляются критерии отнесения имущества к недвижимым или движимым вещам. Эти критерии сформулированы в статье 130 ГК РФ.

Очевидно, что вещные права как на движимое, так и недвижимое имущество подчиняются одному и тому же коллизионному принципу, а именно закону места нахождения имущества. Однако, применение единого коллизионного принципа при разрешении вопросов о праве собственности на движимое и недвижимое имущество приводит к разным правовым последствиям в статусе собственника.

В МВП считается, что в отношении вещных прав на недвижимость невозможно применение какого-либо другого коллизионного принципа, поскольку недвижимое имущество не обладает способностью к перемещению в пространстве без ущерба для его хозяйственного назначения. Поэтому оправданно подчинить вещные правоотношения с недвижимым имуществом именно праву места его нахождения и определять содержание субъективного права собственности в соответствии с материальным правом того государства, где недвижимое имущество находится. Исключение в этом смысле составляют определенные транспортные средства, обладающие способностью к перемещению в пространстве, но при этом относимые правом многих государств к недвижимому имуществу. Это такие объекты недвижимости, как морские суда, воздушные суда, космические объекты и иные. Все эти объекты имеют в МВП специальный правовой режим и в отношении вещных прав на них действуют специальные коллизионные правила. Более сложным в результате действия коллизионных норм является правовой режим движимого имущества. Последовательное применение принципа «закон места нахождения вещи» к такому объему как право собственности на движимое имущество означает, что правовой режим движимых вещей, обладающих способностью к перемещению в пространстве может меняться в зависимости от того, в каком государстве в данное время вещь находится, поскольку каждый раз правоотношения собственности будет определяться правом государства места нахождения вещи. При перемещении вещи из одного государства в другое могут изменяться объем и содержание правомочий собственника, оборотоспособность вещи, относимость вещи к недвижимому или движимому имуществу и другие параметры, характеризующие правовой режим имущества.

При этом не имеет юридического значения, какие правомочия принадлежали собственнику ранее при нахождении вещи в другом государстве.

Правовой режим ТС, квалифицируемых в праве многих государств как недвижимое имущество

Статья 1207 ГК РФ содержит специальную коллизионную норму. К праву собственности и иным вещным правам на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, их осуществлению и защите применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы. Данная норма представляет собой исключение из основного принципа «закон места нахождения имущества»; здесь действует принцип «закон места государственной регистрации объекта».

Почему здесь именно так?

  1. Все эти объекты подлежат внесению в специальные государственные реестры

  2. Необходимость их внесения в специальные государственные реестры объясняется не столько их статусом в качестве объектов недвижимости, а задачей определения их национальности

  3. В тоже время необходимость определения национальности для таких объектов объясняется задачей распространения на эти объекты определенного национального правопорядка (правового режима определенного государства) где бы они не находились

Поэтому право собственности и иные вещные права на перечисленные объекты определяются не правом страны, где они находятся, а правом государства, где они внесены в государственный реестр.

Реализация коллизионного принципа «Закон места нахождения имущества» имеет существенную специфику применительно к объектам права собственности имуществу государства, находящемся в иностранном государстве. Своеобразие правового режима собственности иностранного государства в данном случае определяется тем, что имущество принадлежит суверенному субъекту – государству, но оно находится на территории другого иностранного государства.

Применительно к РФ это имущество посольств, консульств, представительств торговых, временно находящиеся за границей морские суда, воздушные суда, принадлежащие государств, имущество, вывозимое для экспонирования на различного рода выставках.

Право собственности государства в отношении имущества, находящегося на территории другого иностранного государства, будет определяться не правом того государства, где имущество находится, а правом государства собственника. Таким образом, данное положение представляет собой изъятие из действия главного коллизионного принципа.

Таким образом, объем и содержание права собственности РФ как собственника в отношении федерального имущества, находящегося на территории иностранного государства, определяется правом России, а не правом иностранного государства, где имущество находится.

Данное положение базируется на общем постулате МЧП об иммунитете государства от применения к нему и к отношениям с его участием норм иностранного материального права. Если государство участвует в международных частных отношениях, то к этим отношениям всегда применяется право этого государства.