Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Капиталистических стран (тут с Древност....doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
30.11.2018
Размер:
2.22 Mб
Скачать

Глава 7

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

1. Зарождение феодализма. В III—VII вв. в Японии шел про­цесс разложения первобытнообщинного строя и формирования антагонистических отношений. Лишь в VI—VII вв. родовая об­щина превратилась в сельскую, основой которой были террито­риально-хозяйственные связи. Внутри общины периодически про­изводился передел земли по душевому принципу. Появились так называемые «царские поля», которые фактически были владением вождя племени. Царские земли обрабатывались обедневшими общинниками, полусвободными (бэмин) и рабами.

С 645 г. вслед за переворотом Тайка была проведена целая серия реформ, сущность которых сводилась к установлению фео­дального режима. Закон 646 г. содержал лишь основные принципы реформ, которые осуществлялись в течение более 50 лет и получили окончательное оформление в кодексе Тайхорё (701 г.). Все земли были конфискованы и объявлены государствен­ной собственностью, а крестьяне превращались в держателей го­сударственных наделов. Каждые 6 лет проводилось перераспре­деление земельных участков между семьями. Но душевые наделы были неодинаковы. Надел мужчин (старше 5 лет) равнялся двум танам (0,24 га), женский надел составлял 2/з от этой площади. В результате реформы бэмин стали свободными и были уравне­ны в правах с крестьянами. Но рабство сохранялось. На долю раба приходилось 1/3 надела свободного. За пользование землей все крестьяне должны были платить государству натуральные подати продуктами сельского хозяйства (рисом) и домашней про­мышленности (шелком и пеньковой одеждой). В число крестьян­ских повинностей входили ежегодные отработки в пользу госу­дарства (до 100 и более дней), а также военная повинность, обоз­начающая, что 50 дворов должны выставлять одного рекрута.

Закон предусматривал выделение привилегированных наделов: ранговых, должностных, дарственных, за заслуги, кормовых и др. Феодальное государство раздавало их родственникам, 'фаворитам и приближенным императора, знати и крупным чиновникам. Крупные земельные угодья перешли во владения императорского дома и монастырей. Эти земли обладали налоговым иммуните­том.

2. Развитие феодализма в VII—XII вв. Япония совершила пе­реход к феодализму, минуя рабовладельческую стадию развития, но рабство все-таки существовало. В VIII в. рабы составляли 10—15% населения, насчитывающего 5—6 млн. человек. Рабы принадлежали в основном государству и монастырям и были за­няты на строительстве столицы и культовых сооружений. Домаш­них рабов было немного. Их . использовали как челядь или на подсобной работе в богатых крестьянских семьях. Земледелие — главная отрасль хозяйства — было делом крестьян-общинников, которые находились в поземельной зависимости от государства. Правительство поощряло захват новых земель, а также освоение пустошей. Специальный указ (743 г.) закреплял в частное вла­дение целинные земли за теми, кто первый стал их обрабаты­вать. Поднятая целина освобождалась от налогов и постепенно становилась частной собственностью.

Одним из средств эксплуатации крестьян были рисовые ссуды государства, которые выдавались из специальных амбаров. После сбора урожая чиновники требовали погашения ссуды с 30—50-, а иногда и 100%-ной надбавкой. Поэтому широкое распространение получили самовольные уходы крестьян с государственных земель. Этому способствовало наличие невозделанных земель, а также за­рождение в VIII в. частновладельческих поместий — сёэн.

С VIII в. начинается распад системы периодических переделов земли, существовавшей в японской общине, и ко второй четверти X в. переделы были прекращены. Распространение культуры ри­са, требовавшей больших и долговременных затрат труда на определенном участке, исключало использование системы перио­дического передела земли.

С IХ в. надельная система постепенно вытеснялась поместной системой. Со второй четверти X в. сёэн — среднее частновладель­ческое поместье — становится преобладающей формой землевла­дения. Основой сёэн были «именные поля» — наследственные вла­дения, размер которых колебался от нескольких десятков до не­скольких сотен гектаров. Владельцы сёэн присваивали себе право иммунитета, отказывались платить государству поземельный на­лог и запрещали представителям власти появляться в своих владениях. Крестьяне, нещадно эксплуатируемые чиновниками, пере-' бегали в частновладельческие поместья. Они получали от вла­дельца сёэн земельные участки и вместо подати государству ста­ли платить оброк феодалу. В поместьях началось превращение рабов в феодально-зависимых крестьян. Изменения в структуре земельной собственности привели в X—XII вв. к междоусобным войнам.

3. Период развитого феодализма. Конец XII в.—важная веха в истории японского феодализма. Приход к власти дома Минамото и его реформы привели к углублению процесса феодализации. Конфисковав поместья своих противников, Минамото раздал их своим сторонникам. Произошел переход от частновладельческих поместий — сёэн к мелкопоместным денным формам землевла­дения.

В 1192 г. Иоритомо Минамото был провозглашен военным дик­татором — сегуном. Начался так называемый период первого сёгуната.

В 1232 г. при господстве дома Ходзе было издано уложение, которое укрепило роль мелкого военного дворянства — буси, са­мураев. В конце XII и XIII вв. происходит заметное усиление роли самураев. Это связано не только с феодальными междоусо­бицами, но и с нашествием монголов (1274 и 1281 гг.). Поскольку самураи обязаны были воевать за свой счет, то они стали закла­дывать земли и даже продавать их. В 1297 г. появился специ­альный указ, запрещающий самураям эти операции с землей.

В конце XIII — начале XIV- в. усилились позиции феодалов юго-западных провинций. Феодальная смута 30-х гг. XIV в. за­кончилась падением первого сёгуната (1333 г.). Провозглашение второго сёгуната (1338 г.) не прекратило борьбы между фео­дальными группировками. Большая междоусобная война (1336— 1392 гг.) привела к серьезным изменениям в феодальном обще­стве. В стране произошло утверждение крупных феодальных вла­дений — княжеств, владельцы которых (даймё) лишь номиналь­но признавали власть сегуна. Кроме того, крупные феодалы вста­ли на путь ликвидации мелких самурайских поместий. Самураи переселялись в города или замки даймё и получали от своего патрона рисовые пайки. Частично самураи были превращены в земледельцев.

Уже в конце XII — начале XIII в. в структуре феодальной ренты господствуют натуральные оброки, составляющие 40— 60% урожая риса. Происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, и появляются объединения ремесленников. Корпора­ции ремесленников, состоящие из 10—50 членов, находились под покровительством государства, получали монопольное право про­изводства и продажи своих владений на определенной террито­рии при условии уплаты властям специального налога. Возни­кали купеческие гильдии. Начинается постепенный подъем город­ской экономики.

Развитие экономики продолжалось и в XIV—XV вв. Благо­даря прогрессу агрикультуры в Японии стали собирать 2 уро­жая в год. Сразу же после уборки риса крестьяне сеяли ячмень или пшеницу. Совершенствовалась система орошения. Земледель­цы стали шире использовать для разных работ быков и лошадей. В XV в. началось культивирование хлопка и сахарного тростни­ка. Подъем сельскохозяйственного производства сопровождался дифференциацией крестьянства и усилением феодальной эксплу­атации. С малоплодородных земель крестьяне отдавали феодалу 10—30% урожая риса, со среднеурожайных — 40—50, а с высо­коурожайных поливных — 60 и даже 80%. Особенно тяжело было крестьянам в неурожайные годы.

Успехи сельского хозяйства привели к дальнейшему подъему городов. С XV в. стало развиваться производство хлопчатобу­мажных и шелковых тканей. В начале XV в. развивается актив­ная торговля с Китаем, а затем с Кореей. Многие даймё начи­нают интересоваться промышленностью. Эта тенденция усилилась в XVI в., когда появились «новые даймё», которые стремились увеличить свои доходы не только за счет сельского хозяйства, но и за счет ремесла и торговли. «Новые даймё» прокладывали до­роги, налаживали транспорт, строили торговые склады, созда­вали торговые кварталы в городах. В Японию проникли порту­гальцы (1542—1543 гг.) и испанцы (1584 г.), которые принесли .на острова огнестрельное оружие и католицизм.

Борьба за политическое единство в XVI в. сильно активизи­ровалась. Ее возглавил Ода Нобунага (1534—1582 гг.). К 1582 г. ему удалось подчинить 30 провинций из 66. С 70-х гг. он начал свою реформаторскую деятельность: ликвидировал таможенные заставы и местные налоги, упразднил налогообложение торговых операций, поощрял строительство мостов и дорог, снял налоги с городских строений, запретил товарообмен, в котором всеоб­щим эквивалентом выступал рис, ввел в обращение золотые и серебряные деньги.

В 1582 г. Ода Набунага был убит. Однако его убийство не остановило процесса объединения страны. Его продолжил Тоётоми Хидэёси (1536—1598 гг.). Стремясь к консолидации феодального режима, Хидэёси провел в 1589—1596 гг.- земельную реформу: в Масштабе страны был введен земельный кадастр; урожайность определялась в зависимости от плодородия почвы; натуральная рента с крестьян была повышена до 2/з урожая, в деревне уза­конена система «пятидворок», члены которых связывались кру­говой порукой. По указу 1591 г. крестьянам запрещалось поки­дать земельные наделы и оставлять занятие сельским хозяйством. К 1590 г. Хидэёси овладел всей Японией.

4. Экономическая политика сёгуната Токугава. Борьба за власть привела к победе Иэясу Токугава, который в 1603 г. был провозглашен сегуном Японии. Создание сёгуната Токугава озна­меновало начало нового периода в истории японского феодализма, который первоначально характеризовался консервацией режима. Объединение страны носило относительный характер, основой административно-политического устройства были княжества. Это компенсировалось введением военно-полицейской диктатуры се­гуна, которая опиралась на экономическую мощь Токугава.

Военной опорой токугавского режима было сословие саму5 раев, которое получало за службу рисовый паек. В 1653 г. был ' издан указ о переводе всех самураев на жалование.

Закон 1614 г. запретил христианство. Вскоре борьба с хри­стианством переросла в антииностранную политику. В результате этого в 1623—1624 гг. Японию покинули англичане и испанцы, а серия законов 1633—1639 гг. привела к изгнанию португаль­цев. Японцам было запрещено самовольно покидать пределы го­сударства и строить суда водоизмещением более 500 коку (80 т). Из всех европейских стран только Голландия смогла продолжать торговлю с Японией, но она велась в крайне незначительных мас­штабах. В территориальные воды страны допускались и китай­ские джонки. В XVIII в. произошло усиление внешнеторговых ограничений. Япония встала на путь внешней изоляции.

Полицейские мероприятия сёгуната коснулись и феодальных сословий, самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Поведе­ние каждого сословия было жестко регламентировано. Так, указы 1643 и 1649 гг. запрещали крестьянам потреблять рис и рисовую водку, курить, носить шелковую одежду, устраивать театральные представления и пышные свадьбы, ходить в гости, справлять по­минки и т. п. Согласно указу 1649 г. крестьяне должны были утром косить траву, затем работать в поле, а вечером плести мешки. Хотя крестьяне обязаны были платить оброк в размере 40% валового урожая по принципу «четыре части — князю, шесть — народу», реальные размеры податей достигали 70%.

Для большей устойчивости крестьянского держания был издан указ (1673 г.), устанавливающий размер неделимого участка в 1 те (0,9 га).

Политика жесткой сословной регламентации привела только к временной стабилизации феодального строя. Рост феодальной эксплуатации, произвол чиновничества разоряли крестьян. Кроме поземельного налога чиновники собирали подати с окон и дверей, тканей, рисовой водки, бобов, конопли, ореховых деревьев и т. д. Крестьяне несли почтовую службу и гужевую повинность, строили и ремонтировали оросительные системы, дороги и мосты. В япон­ской деревне появилась значительная прослойка бедных, «пьющих воду» крестьян. Многие крестьяне бросали землю, уходили в города. В 1721 г. появился указ, аннулирующий права купцов и ростовщиков на наделы, заложенные крестьянами, а указ 1742 г. вообще запретил куплю-продажу земли. Правда, он не распро­странялся на целинные и самурайские земли. Классовая борьба обострялась. Только за первое столетие диктатуры Токугава (1603—1702 гг.) было 165 антифеодальных выступлений.

Князья уменьшили рисовые подачки, и началось массовое об­нищание самураев. Среди них увеличилась прослойка ронинов, которые превращались в мелких арендаторов, занимались ремес­лом и торговлей, создавали разбойничьи шайки.

В начале XVIII в. в Японии насчитывалось более 130 само­стоятельных видов ремесла. Рост домашней крестьянской про­мышленности стал основой для появления «раздаточной систе­мы» капиталистического типа. Однако наибольшее распростра­нение получили феодализированные мануфактуры, казенные и княжеские. На казенных мануфактурах применялся труд беглых крестьян. Затем государство развернуло строительство горноруд­ных, сахарных, металлообрабатывающих, фарфорово-фаянсовых и гончарных мануфактур. Господство феодализма сдерживало раз­витие частнокапиталистических мануфактур, которые занимали незначительное место в промышленном развитии страны.

Внутренняя торговля обслуживала феодальный режим. Дея­тельность купечества была регламентирована, но часто фор­мально. Особенно много богатых купцов было в Осаке — всеяпонском центре торговли. Осакские купцы занимались оптовой торговлей. В городе была «рисовая биржа».

В целом Япония продолжала отставать от европейских стран, и даже в середине XIX в. феодальный режим, был относительно устойчивым. Не случайно К. Маркс отмечал, что «Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более вер­ную картину европейского средневековья, чем все наши истори­ческие книги, проникнутые по большей части буржуазными пред­рассудками».