Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Капиталистических стран (тут с Древност....doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
30.11.2018
Размер:
2.22 Mб
Скачать

Глава 10

ЭВОЛЮЦИЯ ФЕОДАЛИЗМА В ИТАЛИИ

Феодальные производственные отношения на территории Ита­лии стали зарождаться еще в IV—V вв. в результате распрост­ранения колоната. До вторжений варваров община не играла сколько-нибудь значительной роли в процессе феодализации, по­скольку общинный строй был уничтожен экспансией рабовладель­ческой эксплуатации.

В 488 г. началось завоевание Италии остготами. Они были немногочисленным племенем и подверглись сильной романизации. Не было ликвидировано крупное землевладение. Большинство римских магнатов сохранило свою собственность и должно было платить готам Уз своих доходов. Пытаясь привлечь на свою сто­рону римскую знать, король остготов Теодорих (493—526 гг.) на­делял ее землей. Общинный строй остготов, оказавшихся на рим­ской территории, быстро разлагался.

Никакого аграрного переворота в результате вторжения остго­тов в Италию не произошло, но получил дальнейшее развитие феодальный уклад, унаследованный от Римской империи. Про­должало существовать рабство, однако решающее значение для феодализации имели колонатные отношения. Положение италь­янских колонов в остготский период было во многом похоже на положение позднеримских колонов. Однако в результате варвар­ских завоеваний колона претерпел значительные изменения. Осо­бенно важным было исчезновение связи колоната с государствен­ным тяглом. В соответствии с эдиктом Теодорпха владельцы по­местий имели право продавать и дарить колонов и сельских ра­бов без земли. Это означало исчезновение жесткой связи колонов с определенным участком земли и выдвижение на первый план в колонатной эксплуатации отношений личной зависимости. Коло­нат стал ассимилировать не только потомков римлян, но и разо­рившихся общинников-готов.

В отличие от остготов, лангобарды, вторгшиеся в Италию в 568 г., произвели настоящий аграрный переворот. Они уничто­жили систему государственного управления, сохранившуюся от римлян. Римские земледельцы (в том числе рабы и колоны) были распределены между завоевателями и обращены в трибутариев, которых лангобарды принуждали отдавать У3 доходов. Крупная римская земельная собственность была подорвана. Зна­чение форм крепостничества, унаследованных от римлян, умень­шилось. Важную роль в генезисе итальянского феодализма стали играть лангобардская община (фара), а также формы эксплуа­тации, издревле существовавшие у германцев. На основе романо-германского синтеза начался второй период феодализации, основ­ным содержанием которого являлся синтез колоната, рабства и разложения общины.

Большое распространение получает либеллярная аренда. Ли­беллярии нередко являлись бывшими рабами, колонами и факти­чески были наследственными держателями земли, хотя формально либеллярный договор заключался на 29 лет (реже на 3, 6, 10г 12 лет). Сохраняла свое значение эмфитевтическая аренда. Основ­ной формой эксплуатации либелляриев и эмфитевтов являлся об­рок, размеры которого были фиксированными. Важное значение в развитии феодальных отношений в период господства лангобар­дов в Италии имел альдионат. По. данным Эдикта Ротари, альдииг были германскими вольноотпущенниками, приближавшимися по* своему положению к колонам. Повинности альдиев фиксирова­лись. По истечении тридцатилетнего срока их нельзя было согнать с земли. Альдии стали наследственными держателями земельных наделов, весьма похожими на позднейших крепостных. По мере развития альдионата в его орбиту вовлекались не только герман­ские вольноотпущенники, но и разорявшиеся лангобардские об­щинники, потомки римских рабов и колонов. В этом находил свое выражение синтез колоната, рабства и общины в VI—VIII вв.

В конце лангобардского периода происходит известная уни­фикация форм феодальной и полуфеодальной зависимости. Раз­вивавшаяся в этот период либеллярная аренда в IX—X вв. стано­вится весьма близкой к колонату.

Развитие феодальных отношений ускорилось в результате франкского завоевания (774 г.) и разорения крестьянства в пе­риод феодальных междоусобиц и агрессий немецких феодалов (X—XI вв.). Важную роль в закрепощении общинников сыграл патронат. Крестьяне постепенно утрачивали земельную, собствен­ность. В VIII—X вв. случаи купли-продажи земли были обычным делом и свидетельствовали об обезземеливании широких кре­стьянских масс. Характерной чертой феодализации Италии явля­лось распространение арендных отношений, в том числе кратко­срочной аренды, либеллярных договоров и эмфитевзиса. Земель­ными собственниками нередко становились и горожане. Наиболее характерной формой эксплуатации крестьянства в Северной и Средней Италии было широкое распространение денежной рен­ты. Как правило, лишь монастыри организовывали крупное хо­зяйство, основывавшееся на барщине. В Южной Италии, находив­шейся под властью византийцев, определенное значение имела рабовладельческая эксплуатация при широком распространении мелкоарендных отношений.

Развитие итальянского феодализма нельзя понять без учета большого влияния городов на аграрные отношения. Города вели борьбу за подчинение сельской округи (контадо), разрушали зам­ки феодалов, переселяли их на свою территорию. В ряде случаев города проводили антикрепостническую политику. Однако она была весьма непоследовательной и противоречивой.

Большое количество крестьян в XII—XIV вв. объединилось в сельские коммуны, имевшие свои статуты. Обычно коммуны под­чинялись городам или сеньорам. Экономическое господство италь­янских городов над деревней выражалось в том, что крестьяне: должны были платить городам налоги, продавать продукты сель­ского хозяйства по низким ценам и возделывать земледельческие культуры, которые предписывались городскими магистратами.

Наиболее бесправной категорией феодально-зависимого кре­стьянства Северной и Средней Италии в XI—XIII вв. были сервы, которые считались движимой собственностью феодалов. В источ­никах содержатся сведения о том, что сервов можно было про­давать без земли, дарить, закладывать. В XII—XIV вв. по своему положению сервы сближаются с колонами и считаются принад­лежностью имения. Однако им по-прежнему запрещают заклю­чать либеллярные договоры и совершать сделки купли-продажи с недвижимости.

В XII—XIII вв. участились случаи отпуска сервов на свободу, Нередко города выкупали сервов у феодалов. Земля, которую держали сервы, оставалась у господ. Большинство освобожден­ных крестьян становились арендаторами, колонами, наемными рабочими.

Более многочисленными, чем сервы, были крестьяне, статус которых приближался к статусу колонов. В источниках упомина­ются аскриптиции, вилланы, массарии, манентес, а также другие категории крестьянства. Их положение во многих отношениях было одинаковым. В основном они подвергались оброчной эксплу­атации. Как правило, колоны платили натуральный оброк. Иногда они выполняли небольшие барщинные повинности и некоторые другие работы. Обычно колоны являлись наследственными держа­телями своих наделов.

В XII—XIII вв. исчезают некоторые элементы личной несво­боды колонов. Как свидетельствуют документы, относящиеся к Лукке и ее округе, за оскорбление колонов полагалось платить высокий штраф. Колоны получили право совершать имуществен­ные сделки. Нередко они уходили в города.

Во второй половине XIII в. многие города Северной и Сред­ней Италии издавали законы, облегчавшие освобождение коло­нов. Однако политика городов в этой области была противоре­чивой. Как правило, городские власти способствовали освобож­дению колонов не своих контадо, а также колонов, принадлежав­ших враждебно настроенным феодалам. Противоречивость поли­тики итальянских городов в вопросе об освобождении крестьян­ства объясняется тем, что они сами стремились эксплуатировать крестьян.

В XI—XIV вв. продолжала существовать либеллярная аренда, возникшая еще в лангобардский период. Как правило, в либеллярную аренду наиболее часто сдавали землю церковные феодалы. Нередко встречалась и субаренда, когда феодалы сдавали полу­ченную ими церковную землю другим держателям. Среди либел­ляриев можно было встретить не только крестьян (свободных или попавших в личную зависимость), городских ремесленников, но и феодалов. Однако их основную массу составляли крестьяне.

Юридически крестьяне-либеллярии прикреплены к земле не были.. Но уже в XI—XII вв. либеллярные держания стали наслед­ственными. Зато земельные собственники под угрозой большого штрафа не могли сгонять либелляриев с участков. Либеллярии не были собственниками земли, платили феодальную ренту. В одних районах преобладали натуральные платежи (чинш), в других — денежные. Как правило, чинш был небольшим и фикси­рованным. За несвоевременную уплату чинша, за «ухудшение» участка, за уход с него либеллярии платили высокие штрафы. "Они должны были выполнять извоз, альбергарий (принимать и кормить уполномоченных собственника), а также некоторые дру­гие повинности.

В XIII—XIV вв. либеллярная аренда эволюционировала в разновидность краткосрочной аренды. Усилилось ограничение иму­щественных прав арендаторов, земельные собственники стали активно вмешиваться в хозяйственную деятельность либелляриев. Это было связано с широким распространением товарно-денеж­ных отношений и стремлением землевладельцев получать как можно больше денежных доходов от своих имений. Под либеллярной арендой продолжали скрываться феодальные отношения, хотя на первый план в них выступала зависимость экономическая, а не личная.

Среди различных видов краткосрочной аренды наибольшее значение в XIV—XV вв. имела испольщина (обычно сроком на 3—5 лет), пережитки которой сохраняются в Италии и поныне. Классической формой испольщины являлась медзадрия, при ко­торой земельный собственник давал арендатору скот, семена, руководил хозяйственными процессами и получал половину урожая. Медзадрия была переходной формой от феодальной эксплуата­ции к капиталистической аренде, однако преобладали в ней ти­пично феодальные признаки. Личная свобода непосредственных производителей ограничивалась, их дети не могли вступать в брак без разрешения господина. Весьма обременительными были произвольные оброки и барщины (в том числе экстраординар­ные), а также разнообразные «приношения» земельному собственнику и альбергарий. Поэтому нет никаких оснований тракто­вать медзарию как олицетворение равноправия и одинаковой заинтересованности арендаторов и собственников, как это делают буржуазные историки.

Очень похожей на медзадрию была аренда за фикт (обычно сроком на 3—5 лет). Наиболее характерной ее чертой было то, что арендаторы (аффиктарии) не делали «дополнительных приношений» и сами несли все расходы, связанные с обработкой земли, в то время как при медзадрии часть средств предоставлялась землевладельцем. Разновидностью краткосрочной феодальной аренды, получившей большое распространение в Италии XIII—XIV вв., была сочида (сроком до 5 лет), при которой беглые крестьяне брали в аренду скот, отдавая каждый год половину приплода и другой продукции животноводства собственнику. .

Распространение краткосрочной аренды в Италии XIV—XV вв. свидетельствовало о начале разложения феодальных отношений. Симптомом этого процесса являлось и более широкое использо­вание в качестве вспомогательной рабочей силы наемных работ­ников, особенно во время сева и сбора урожая.

Феодальные отношения в Италии подрывались и крестьян­скими восстаниями. Так, в 1305—1307 гг. в стране разразилось восстание под предводительством Дольчино, носившее антифео­дальный характер.

Экономическое развитие Южной Италии в период классиче­ского средневековья имело свои особенности. Феодализм здесь сложился позже, чем в Северной и Средней Италии. В то время, когда в остальных областях Италии происходила эмансипация крепостных, на Юге существовала личная зависимость крестьян. Важное значение имела община. Города, будучи слабыми в эко­номическом отношении и лишенными многих вольностей, кото­рыми пользовались города Северной и Средней Италии, не ока­зали сколько-нибудь существенного влияния на эволюцию аграр­ных отношений.

В период так называемых итальянских войн (1494—1559 гг.) богатая Италия подвергалась разграблению французскими, ис­панскими и немецкими солдатами. В соответствии с мирным до­говором, заключенным в 1559 г. в Като-Камбрези, значительные территории отходили к Испании (Неаполитанское королевство, Сицилия, Сардиния, практически вся Ломбардия). Испанцы ши­роко практиковали продажу дворянских титулов и земель зажи­точным горожанам, в результате чего увеличивался класс дво­рянства. Главной формой арендных отношений стала испольщина. На юге Италии и в Сицилии значительно ослабла личная зави­симость крестьян, хотя сохранялись барщины, произвольные побо­ры, судебная власть сеньоров.

В конце XVI в. в Италии начинается хозяйственный упадок. Во внешней торговле и в промышленности ее оттеснили могуще­ственные конкуренты — Англия, Франция и Голландия, прово­дившие политику меркантилизма. Италия была раздроблена в политическом и экономическом отношении. Она не могла проти­востоять своим конкурентам и удерживала внешние рынки лишь с помощью военной силы. Великие географические открытия при­вели к перемещению торговых путей из Средиземного моря на Атлантический океан. Католическая реакция в Испании распро­странилась и на Италию. Поскольку обладание земельной соб­ственности) обеспечивало высокие ренты и право на получение дво­рянских титулов, торговцы и мануфактуристы переводили свои капиталы в сферу сельского хозяйства. Это отрицательно сказы­валось на экономике Италии, вызывая резкое падение промышлен­ного производства. Консервация феодальных отношений, главным образом в форме кабальной аренды, препятствовала развитию ка­питализма. В течение нескольких столетий Италия являлась отста­лым в экономическом отношении феодально-абсолютистским госу­дарством.