Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Капиталистических стран (тут с Древност....doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
30.11.2018
Размер:
2.22 Mб
Скачать

Глава 17

АГРАРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

1. Предпосылки и условия аграрного переворота. Экономиче­ская история Англии в период позднего средневековья отлича­ется крайним драматизмом. Островное государство, Англия явля­лась по существу аграрной периферией, снабжающей континент шерстью. Однако в XIV—XV вв. в экономике страны происходят существенные изменения, которые были вызваны прежде всего прогрессивными сдвигами в развитии английского сукноделия. Они заключались в начавшемся перемещении центров сукноделия из города с его рутиной цехового строя в сельскую местность и торговые местечки. Кроме того, после окончания Столетней вой­ны снова значительно возрос экспорт английской шерсти на кон­тинент. Благоприятные условия для этого создавало развитие сук­ноделия в Нидерландах. Говоря о начале аграрного переворота в Англии в конце XV в., К. Маркс прямо указывал, что «непосред­ственный толчок к этому в Англии дал расцвет фландрской шер­стяной мануфактуры и связанное с ним повышение цен на шерсть»1. Торгово-промышленное развитие Нидерландов ускори­ло аграрный переворот в Англии.

В XVI в. сукноделие стало главной отраслью английской про­мышленности. Возникло глубокое взаимодействие между промыш­ленностью и сельским хозяйством, сукноделием и овцеводством. Обуржуазивание дворянства и «превращение в рыцарей» богатой части буржуазии постепенно привели к образованию «нового дво­рянства», особенно усилившегося в XVI в. На повестке дня встал вопрос о ломке старых форм землевладения.

Королевская династия Тюдоров (1485—1603 гг.) опасалась,, что ликвидация старых отношений в сельском хозяйстве приведет к опасным социальным последствиям. Законы неоднократно; (1489, 1516, 1534, 1597 гг.) запрещали сгон крестьян с земли. Но правительство не контролировало выполнение этих законов.. Больше того, статусом 1534 г. оно фактически санкционировало рост овцеводческих ферм, пытаясь регламентировать их расшире­ние. Запрещалось иметь более 2 тыс. овец и заводить более двух ферм. Законы оказывались совершенно неэффективными, посколь­ку дворянское государство не хотело защищать права крестьян и ограничивалось штрафами за снос деревень. После восстания крестьян под руководством Р. Кета (1549 г.) был издан закон «О поддержании и расширении пашни», а в 1555 г. — статус «О восстановлении разрушенных крестьянских домов». Королева Елизавета в 1563 г. утвердила закон, по которому все земли, об­рабатывавшиеся 4 года кряду, начиная с 1529 г., должны быть сохранены под пашней. Стране не хватало хлеба, наблюдалось его вздорожание. Но королевская политика в области сельского хозяйства отличалась непоследовательностью, и в 1593 г. прои­зошла отмена запретов на огораживания.

Большое значение для Англии имели последствия Великих гео­графических открытий. Перемещение торговых путей на Атланти­ческий океан поставило Англию на их перекресток.

2. Огораживания и конверсии. С ростом пен на шерсть овце­водство в Англии стало выгоднее земледелия, и многие лорды начали превращать землю в овечьи пастбища. Это сопровожда­лось решительной ломкой сложившейся в средние века общинной, системы землепользования. Процесс насильственной экспроприа­ции английского крестьянства первоначально состоял в огора­живании общинных земель.

К- Маркс писал, что в Англии «пролог переворота, создавше­го основу капиталистического способа производства, разыгрался в последнюю треть XV и первые десятилетия XVI столетия»19. Ос­новное проявление аграрного переворота К. Маркс видел в на­сильственной экспроприации общины, сопровождаемой превраще­нием пашни в пастбище20. Это означало разрушение так называе­мой системы открытых полей.

Цены на шерсть за XVI столетие возросли в 3 раза, существен­но увеличилась арендная плата за землю. Все это происходило на фоне быстрого обесценения денежных оброков. Поэтому ого­раживания XVI в. захватили и крестьянские наделы, сопровожда­лись их превращением в пастбища. Конверсии пахотных земель нанесли решающий удар системе открытых полей.

Первыми жертвами огораживания стали коттеры, которые не могли уже использовать естественные ресурсы общинных угодий. Повышая арендную плату, лорды быстро освободились и от лизгольдеров — краткосрочных держателей земли. Но основную массу зависимого крестьянства в английской деревне составляли копигольдеры. Копигольдер платил помещику, как правило, де­нежную ренту. По истечении срока держания или переходе кресть­янского надела от отца к сыну лорды произвольно увеличивали «плату за допуск» к наделу. Земельные права копигольдеров не •охранялись королевскими судами, и крестьянам приходилось от­казаться от своих прав па пользование землей. Местный манориальный суд по иоле лорда мог изгнать любого недовольного ко­пигольдера за пределы поместья.

Первоначально наибольший размах огораживания и конвер­сии получили в центральных и южных графствах — зерновых рай­онах Англии, где копигольдеры составляли до 60% всех держа­телей земли. Это привело к свертыванию мелкого крестьянского землепользования и росту крупной земельной собственности ново­го типа. Насильственное обезземеливание крестьянства часто со­провождалось и сносом деревенских поселков. Но в XVI в. аграр­ный переворот затронул лишь часть крестьянского сословия. Он продолжался в XVII—XVIII вв.

3. Секуляризация. Огораживания XVI в. сопровождались лик­видацией монастырского землевладения. Около 1/3 земель Англии находилось во владении католической церкви, составляя, по вы­ражению К. Маркса, «религиозную твердыню традиционных от­ношений земельной собственности»21. Реформация привела к уп­разднению монастырей, конфискации их земельных владений и имущества. Стародавняя борьба за землю между светскими и ду­ховными феодалами приобрела совершенно иное содержание, ста­ла фактором интенсификации «аграрной революции» в Англии, Борьба против устаревших догм католицизма лишь прикрывала истинные намерения обуржуазившегося дворянства и буржуазии. В 1524 г. Генрих VIII ликвидировал 40 монастырей. В 1534 г. король был объявлен главой церкви, которая стала частью госу­дарственного аппарата, а ее имущество — собственностью коро­ны. В 1535 г. была создана специальная комиссия для оценки церковного имущества и сбора сведений о порочной жизни мо­нашеской братии. В 1536—1539 гг. около 3 тыс. мелких монасты­рей прекратили существование:

В результате секуляризации в руки короля попало до 1/4 всех обрабатываемых' земель страны, которые поступили в продажу и дали Генриху VIII около 1,5 млн. ф. ст. Основную массу земли получили придворные, «новые дворяне», крупная буржуазия и земельные спекулянты. Земля продавалась большими участками, и даже зажиточным крестьянам купить ее было не под силу. Но в середине 40-х гг. XVI в. в результате серии перепродаж деревен­ским богачам все же удалось овладеть частью этой земли. Они-то , и составляли ту социальную среду, из которой стали формироваться капиталистические фермеры. Новые владельцы резко по­вышали поземельные платежи. Крестьяне бросали землю и по­кидали родные места. «Очищенные» от мелких производителей земли сдавались в аренду фермерам. Секуляризация способство­вала становлению крупной капиталистической аренды в Англии.

4. Последствия аграрного переворота. Процесс насильствен­ной экспроприации земледельческого населения стал основной* чертой аграрного переворота в Англии. «В Англии, — отмечал В. И. Ленин, — это пересоздание шло революционно, насильст­венно, но насилия производились в пользу помещиков, насилия производились над крестьянскими массами, которые изнурялись поборами, выгонялись из деревень, выселялись, вымирали и эми­грировали»5.

Большая часть захваченных посредством огораживаний земель сдавалась в аренду капиталистическим фермерам, наиболее бо­гатые из которых использовали наемный труд. Складывался тот тип буржуазных аграрных отношений, который В. И. Ленин оха­рактеризовал как «старое землевладение, лендлордизм, при но­вой, свободной, чисто капиталистической аренде» 6.

Во второй половине XVI в. происходит заметное укрепление капиталистического фермерства, поскольку непрерывное повыше­ние цен на шерсть, хлеб, мясо и другие ..сельскохозяйственные продукты обгоняло рост арендной платы. Фермеры используют рациональные методы ведения хозяйства. Земля начинает лучше обрабатываться и удобряться (навозом, известью, водорослями, городскими отбросами), усложняются севообороты. Расширяются посевы зерновых культур, хмеля и конопли, урожайность которых повышается.

В то же время аграрный переворот привел к катастрофиче­ским социальным последствиям. Сгон крестьян с земли принял, настолько массовый характер, что исчезали целые деревни, и их население разбредалось по стране. Однако ни фермерские хозяй­ства, ни мануфактуры, ни прочие предприятия не могли дать ра­боту всей массе обездоленного крестьянства.

Народ ответил на огораживания рядом восстаний (1536— 1537, 1547, 1548, 1549 гг.). Самое крупное восстание произошло в 1549 г. в Норфолке, где образовалась крестьянская армия под руководством Роберта Кета. Но восстание было подавлено, а ко­ролевское правительство в 1556 г. подтвердило законы XIII в.,.. разрешающие феодалам огораживать общинные пастбища.

Было создано целое законодательство, направленное против крестьян, которое К. Маркс за его жестокость назвал кровавым. Он писал, что «отцы теперешнего рабочего класса были прежде всего подвергнуты наказанию за то, что их превратили в бродяг и пауперов»7. Закон 1530 г., изданный Генрихом VIII, запрещал нищим, кроме старых и нетрудоспособных, собирать милостыню; бродяги наказывались плетьми и тюремным заключением. Закон 1536 г. отличался еще большей жестокостью: при вторичной поим­ке бродягу вначале бичевали, а затем у него отрезали половину уха, в третий раз его подвергали смертной казни. Этот закон был связан с ликвидацией монастырей, которые издавна подкармли­вали нищих. Еще дальше пошло правительство Эдуарда VI, уза­конив (1547 г.) пожизненное порабощение с клеймением лица каждого, кто уклонялся от работы. При Елизавете произошло «смягчение» кровавых законов. Но закон 1576 г. предписывал соз­давать в графствах 2—3 работных дома, пребывание в которых ничем не отличалось от каторги. К. Маркс, определяя классовую сущность кровавого законодательства Тюдоров, подчеркивал, что власти «старались приучить, опираясь на эти чудовищно терро­ристические законы, к дисциплине наемного труда поркой, клей­мами, пытками» 8.

Важным последствием аграрного переворота стал расцвет английского сукноделия. Система рассеянной капиталистической мануфактуры была очень характерной для английского сукноделия XVI в. В 1555 г. был издан закон «О ткачах» к суконщикам держать более одного станка за предел из города а сельским ткачам обслуживать более "двух ткацких станков, и заниматься производством сукна за пределами дозволенных королевским актом территорий. Но закон освобождал от этих предписаний многие графства, вскоре последовали и другие изъятия. Все эти «запреты» по существу санкционировали развитие рассеянной мануфактуры, опирающейся на капиталистическую работу на дому. В Англии' возникали и централизованные мануфактуры, особенно характерные для окончательной отделки сукна.

Английская шерстяная промышленность постепенно освоила производство новых сортов тонкого сукна. Была изобретена вор­сильная машина для очистки сукна, получила распространение самопрялка с ножной педалью, вязальная рама для изготовления чулок.

Цеховая система переживала упадок. Разложение цехового строя в Англии происходило в форме так называемой амальгации, т. е. слияния цехов родственных профессий, приводившего к их подчинению купеческим гильдиям или ведущей корпорации. Уже в первой половине XVI в. главенствующую роль в экономике английского города играли «ливрейные» компании (их члены име­ли право носить особую одежду — ливрею), подчинившие себе городских ремесленников. Эти компании могли объединять как торговцев, так и ремесленников.

Во внешней торговле господствовали «регулируемые» компа­нии, к которым относилась, в частности, компания «купцов-склад­чиков», получившая королевскую монополию на экспорт шерсти. С ней соперничала компания «купцов-авантюристов», торговавшая сукном. Во второй половине XVI в. возникли и акционерные ком­пании, получившие от правительства права монопольной торговли на определенных территориях. В 1554 г. после возвращения Ри­чарда Ченслера из экспедиции в Россию была организована Мо­сковская компания, которая монополизировала торговлю с Мо­сковией. Тогда же была основана Африканская компания, кото­рая с 1562 г. активно занялась работорговлей. В 1579 г. возник­ла Восточная компания, торговавшая со Скандинавией и При­балтикой, а в 1581 г. — Левантийская, действовавшая на Ближ­нем Востоке. В 1588 г. возникла специальная Гвинейская компа­ния, монополизировавшая работорговлю. В 1600 г. была основа­на знаменитая английская Ост-Индская компания. Новые акцио­нерные компании были тесно связаны с правительством Елизаве­ты и ее министрами. Сама королева и государственные мужи бы­ли крупными пайщиками торговых предприятий.

Окрепшее английское купечество боролось за рынки сбыта и торговые пути. В XVI в. началась борьба с северонемецкой Ганзой. В 1598 г. под давлением «купцов-авантюристов», изгнанных из северонемецких городов, был закрыт Стальной двор Ганзы в Лондоне. Но особенно острым было англо-испанское соперниче­ство. В 60—70-е гг. XVI в. произошло заметное оживление анг­лийского пиратства. Корсары грабили испанские каравеллы. Но морским разбоем занимались не только пираты. Английский купеческий корабль был хорошо вооружен, и команда не упуска­ла случая ограбить чужое судно. Английское пиратство второй половины XVI в. было очень доходным занятием. Сама королева Елизавета принимала участие в организации пиратских экспеди­ций Френсиса Дрейка и пожаловала ему дворянство.

Англия начинает проникать в Северную Америку, и в 1584 г.

Вальтер Ралей основал там первую английскую колонию — Вир­гинию. В 90-е гг. XVI в. были посланы первые торговые экспеди­ции в Индию.

Разложение феодализма и зарождение капиталистического способа производства происходили в Англии более интенсивно,, чем в других странах. Экономическая революция началась не в городе, а в деревне, и капиталистическое развитие сельского хо­зяйства дало толчок мануфактурному капитализму. Экспроприа­ция сельскохозяйственного производителя составляла основу про­цесса так называемого первоначального накопления капитала..