Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОДА.doc
Скачиваний:
231
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
365.57 Кб
Скачать

2.2. Невропатия локтевого нерва в кубитальном канале

Возникает при работе, связанной с форсированным сгибанием и разгибанием предплечья, при длительной фиксации локтевого сустава в положении сгибания на весу или с упором на локти. Нерв сдавливается в кубитальном канале.

Клиника:

1) ирритативые симптомы - боли и парестезии в ульнарной поверхности предплечья и кисти, в области 4-5 пальцев, гиперстезия там же,

2) дефицитарные симптомы - слабость в мышцах 5 пальца, со временем развивается гипотрофия мышц hypothenar’а.

2.3. Невропатия лучевого нерва в локтевой области

Развивается при выполнении работы, требующей значительной супинации и экстензии, что приводит к гипертрофии и гипертонусу мышц с последующими дистрофическими нарушениями в них (короткий лучевой разгибатель кисти, супинатор кисти), под сухожилиями которых и сдавливается ствол лучевого нерва.

Клиника:

1) ирритативные симптомы - боли по наружной поверхности локтевой области и в верхней трети задней поверхности предплечья, могут быть парестезии,

2) дефицитарные симптомы - повышенная утомляемость и слабость разгибателей пальцев. Редко развиваются расстройства чувствительности.

3.1. Невропатия надлопаточного нерва

Возникает при работе, связанной с ношением груза на плече или с часто повторяющимися движениями в плечевом суставе - максимальном отведении и поднятии руки вверх. Нерв сдавливается в толще надостной мышцы. В настоящее время встречается редко.

Клиника:

ирритативные симптомы (боли, онемение, парестезии в области надплечья), дефицитарные симптомы (слабость и гипотрофия над- и подостной мышц, дистрофические изменения в плечевом суставе).

Диагностика: диагноз ТС любой, в т.ч. и профессиональной этиологии, в ранней стадии заболевания часто затруднен (за исключением случаев острого развития заболевания). Трудности возникают в связи со значительным преобладанием симптомов раздражения над симптомами поражения нервного ствола. Поэтому данных объективного исследования может быть недостаточно для обоснованного суждения о наличии ТС.

Для верификации диагноза используются провокационные тесты (проба Тиннели, манжетный тест) – положительным результатом считается появление клинических признаков компрессии в виде усиления парестезий в течение минуты. Другой диагностический прием – проведение новокаиновой блокады зоны туннеля; в данном случае в пользу наличия ТС свидетельствует уменьшение интенсивности ирритативных симптомов. Важное значение имеют результаты ЭМГ-исследования (определение СРВ по нерву на здоровой и больной стороне, латентный период М-ответа).

При ТС профессионального генеза всегда имеется соответствие между локализацией патологического процесса и особенностями трудового процесса (нагрузка на ту или иную группу мышц, выполнение определенных трудовых операций). Поэтому крайне важными представляются правильно собранный анамнез и сопоставление информации о характере труда больного с данными неврогогического и нейрофизиологического обследования.

Дифференциальная диагностика туннельных синдромов проводится с теми же синдромами непрофессиональной этиологии (при акромегалии, гипофункции яичников, микседеме, сахарном диабете, беременности и прочих изменениях гормонального статуса, при алкоголизме), с ТС инфекционно-воспалительной природы, с компрессионными синдромами шейного остеохондроза (корешки С1 - С7), с синдромом передней лестничной мышцы, с полинейропатиями, с заболеваниями сухожилий и связок.