Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Пенитенциарная криминология

.pdf
Скачиваний:
905
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
2.28 Mб
Скачать
§ 2. Типология пенитенциарных
преступников и структура их личности

поведения в которых нередко вступают в противоречие с соци- ально ценными нормами и моделями, основанными на законе. В рамках криминальной субкультурыменяется субъективная при-

влекательность для отдельной личности мер исправительного воздействия. Они могут менять свой потенциал на противопо- ложный в зависимости от членства в той или иной группе. Так, с одной стороны, наказание в виде водворения в СИЗО за со- вершение каких-либо проступков поднимает престиж осужден- ного в глазах асоциальной группы. С другой стороны, участие в самодеятельных организациях, содействие администрации, ока- зываемое в той или иной форме, увеличивает для осужденного угрозу стать объектом насмешек и преследований, что часто

приводит к падению его статуса со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для того чтобы воспита- тельная и предупредитель-

ная работа в колонии была предметной и эффективной, необходимознать типологи-

ческую принадлежность каждого осужденного. Мы имеем в виду не классификацию, а именно типологию, которая предполагает деление людей на группы по более значимым признакам.

Типология людей может быть осуществлена по разным осно- ваниям: возрасту, социальному положению, уровню знаний, про- фессии, совершенному преступлению и т. д. Но, как представля- ется, основным, отличительным фактором являются мотивы по- ступков. Очень часто мотивы носят бессознательный характер, они находятся в глубине психики, человек может не подозревать о них, вовремя обнаружить и понять причину их возникновения. Он может даже пережить потрясение, узнав об их существова- нии, кроме того, нередко путешествие в себя может быть весьма драматическим. Мы говорим сейчас о мотивах по той причине,

что вполне возможно разделять осужденных на группы именно по

81

мотивам их поведения, и не ситуативным, а фундаментальным, определяющим всю жизнь человека (в нашем случае и до лише- ния свободы, и после). К числу таких мотивов в первую очередь можно отнести мотивы утверждения, защиты, игры и корыстолю- бивые мотивы. Выявить их очень трудно, это под силу лишь профессиональным психологам, а значит, они должны постоянно участвовать в изучении личности осужденного и в воспитатель- ной работе с ним. Мотивы совершения преступлений также дол- жны выявлять только специалисты, имеющие необходимую пси- хологическую подготовку.

Мотив это не цель поведения, а внутреннее побуждение к нему, это то, ради чего оно осуществляется, в нем заключен его субъективный смысл.

Рассмотрим каждый из этих мотивов, помня, что они не явля-

ются специфическими только для мест лишения свободы и могут действовать везде.

1.Мотив утверждения как бы распадается на две основные части: утверждение себя в глазах элитной, то есть наиболее пред- почтительной, группы лиц и самоутверждение. И тот и другой тип утверждения весьма значим в жестких тюремных условиях; са- моутверждение важно по той причине, что человек может при- нять себя только в определенном качестве, статусе, значимости для других и самого себя.

Пенитенциарные преступники, совершающие преступления в местах лишения свободы по мотивам утверждения, могут быть названы утверждающимися.

2.Мотив защиты часто встречается среди субъективных сти- муляторов преступного поведения. Это защита своей чести, дос- тоинства, здоровья от реальных или мнимых посягательств, соот- ветствующие действия могут быть направлены против как осуж- денных, так и администрации исправительного учреждения. Мо- тив защиты нередко переплетается с мотивом утверждения (са- моутверждения), причем осужденные оказываются в ситуациях, когда им следует защищаться, чаще, чем в свободной жизни, если помнить обычаи и права среды преступников.

82

Пенитенциарные преступники, совершающие преступления по мотивам защиты, могут быть названы защищающимися.

3.Мотив игры в местах лишения свободы встречается реже, чем мотивы утверждения и защиты. Он свойствен людям, кото- рые ищут острые ощущения, любят риск, иногда даже ценой соб- ственной жизни и здоровья. Обычно это мошенники, но не только; среди этих лиц часто можно встретить воров и всех тех, кто

предпочитает совершать преступления с опасностью для жизни или с риском быть пойманным.

Таких пенитенциарных преступников называют «игроками».

4.Корыстолюбивый мотив встречается у тех, кто совершает преступления, чтобы обогатиться, улучшить свое материальное положение, нажиться. Среди таких преступников немало взяточ- ников из числа чиновников администрации, а также осужденных, совершивших кражи, грабежи и разбои.

Этих пенитенциарных преступников следует называть корыс- толюбивыми.

Другая типология личности пенитенциарного преступника мо-

жет быть предложена по степени общественной опасности этой личности. Попытки ее построения уже предпринимались, причем

вкачестве ведущего признака признавалась стойкая антиобще- ственная установка, что проявлялось в длительности преступного поведения. Однако такое понимание степени общественной опас- ности весьма неточное, поскольку мелкий воришка может красть очень долго, однако его не следует относить к числу особо опас- ных преступников. Думается, что в основу типологии по степени

общественной опасности личности можно положить отношение преступника к жизни, здоровью, чести, достоинству людей и их собственности.

Можно предложить такую типологию личности пенитенциарно- го преступника по признаку общественной опасности.

1.Особо опасный тип лица, совершающие убийства, а так- же наиболее опасные корыстно-насильственные преступления. Сюда следует отнести лидеров групп с антиобщественной ори- ентацией, которые редко сами являются исполнителями, но бе-

83

рут на себя функции общего руководства, подают идею пре- ступления.

2.Опасный тип лица, совершающие менее опасные корыст- но-насильственные преступления, посягательства на здоровье, честь, достоинство человека.

3.Тип, представляющий незначительную общественную опас- ность, – лица, совершающие кражи и другие менее опасные пре- ступления.

Среди пенитенциарных преступников, не лишенных свободы, можно выделить еще один тип абсолютно опасный соверша- ющий серийные убийства, а также наемные и сексуальные, убий- ства нескольких человек одновременно, например, во время тер- рористического акта или захвата заложников.

Сотрудниковадминистрации мест лишения свободы, соверша- ющих преступления, можно разделить на три большие группы:

1) коррупционныепреступники (чаще всего получившие взятку);

2) совершившие иные преступления против государственной власти и интересов государственной службы (злоупотребляющие должностными полномочиями, допускающие нецелевое расходо- вание бюджетных и внебюджетных средств, превышение долж- ностных полномочий, служебный подлог, халатность);

3) совершившие насильственные преступления против осуж- денных.

Поскольку наибольшую опасность в местах лишения свободы представляют те, кто посягает на жизнь других осужденных и представителей администрации, приведем типологию таких пре- ступников (убийц), разработанную В.П. Голубевым и Ю.Н. Куд- рявцевым путем их психологическогоизучения. В основу типоло- гии положены различные психологическиепризнаки, из числа ко- торых выделены ведущие. По названию последних обозначены отдельные типы.

1.Возбудимый тип. У представителей этого типа ярко выра- жены социальная активность и стремление к лидерству, но им все-таки не свойственна четко выработанная жизненная позиция.

Уних зафиксированы повышенная эмоциональная возбудимостьи

84

склонность к накоплению аффекта. Они вспыльчивы, долго по- мнят нанесенную действительную или мнимую обиду, агрессив- ны, вспышки ярости возникают легко и по любому незначитель- ному поводу.

2.Неуправляемый тип. Убийцы, относящиеся к этой катего- рии, по некоторым психологическим особенностям сходны с воз- будимым типом и являются его разновидностью. Но их специфи- ка заключается в том, что личностные свойства выражены у них более ярко, и это соответствующим образом отражается на пове- дении, которое приобретает импульсивный характер.

3.Упорный тип. Ведущеесвойство представителей этого типа повышенная устойчивость аффективно окрашенных переживаний, что может выражаться: в честолюбии, стремлении к повышению собственной значимости; в обостренной восприимчивости, болез- ненной обидчивости и легкоуязвимости, ригидности (застреваемо- сти) – малой подверженности воздействию различных «сбиваю- щих» факторов в поведении; целеустремленности, при которой любая цель, имеющая к ним отношение, может стать сверхце- лью; злопамятности, накоплении обид; в устойчивости образо- вавшейся жизненной позиции и склонности к прямолинейности, решительности в поступках.

4.Активный тип. Этим лицам свойственна повышенная актив- ность, которая выражается в неизменно приподнятом фоне на- строения и оптимизме, разнообразии интересов, постоянном стрем- лении к перемене деятельности, что обеспечивается присущей

им способностью переключаться с одного объекта на другой и приспосабливаться к новой ситуации.

5.Безвольный тип. Основной личностной характеристикой та- ких убийц является недостаток волевых качеств, поэтому их часто называют безвольными или слабовольными. Подобное личност- ное качество особенно отчетливовыступает в сферах учебы, труда, исполнения обязанностей и долга либо достижения целей. Они обладают повышенной подчиняемостью, и именно по этой причи- не совершение ими убийств (как и других преступлений) есть следствие подчинения групповому давлению.

85

6. Демонстративно-застревающий тип. Этот тип вызывает особый интерес, представляя собой сочетание уже рассмотрен- ных демонстративного и упорного (застревающего) типов лично- сти. У таких лиц максимальная ориентация на внешние обстоя- тельства переплетается с устойчивостью в достижении цели. Если, например, они стремятся к лидерству, а это бывает часто, то бросают все силы на то, чтобы добиться этого.

Все люди принадлежат к различным социальным и психологичес- ким типам. В то же время каждый человек состоит из неких отдель- ных частей подструктур, которыепостоянно взаимодействуютдруг с другоми принимают различное участие в его поведении. В местах лишения свободы происходит то же самое, поэтому важной задачей

администрации исправительных учреждений является знание и учет этих подструктур, во всяком случае, ей необходимо знать, что они существуют, и учитывать это в своей работе.

Не вызывает сомнений, что изучение личности осужденного является центральной пенитенциарной проблемой с позиций, во- первых, недопущениясовершенияновых преступлений после отбы- вания наказания, а во-вторых, совершения преступлений в период пребывания в исправительном учреждении. Решение этих задач возложено на все службы этих пенитенциарных учреждений.

Основные характеристики личности пенитенциарного преступ- ника, как и всех преступников, нельзя рассматривать без учета особенностей структуры его личности, то есть того, из чего она состоит. При этом необходимо обратиться к криминологическим работам по структуре личности преступника вообще. Так, по мнению В.Н. Бурлакова, в структуре личности преступника мож- но выделить следующие элементы:

социальный статус, включающий в себя совокупность при- знаков, отражающих место человека в системе общественных отношений (пол, возраст, семейное положение, уровень образова- ния, принадлежность к социальной группе и др.);

социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений (профессионально-трудовой, социально-куль- турологический, социально-бытовой);

86

нравственно-психологические установки, отражающие отно- шение человека к его проявлениям в основных видах деятельно- сти (отношение к общегражданским обязанностям, государствен- ным органам, закону, правопорядку, труду, семье, культурнымцен- ностям и т. д.)3 .

Приведенная структура содержит некоторыепротиворечия: так, не очень точным является утверждение о том, что пол или воз-

раст всегда отражают место человека в системе общественных отношений. То же самое можно сказать и о семейном положении.

Мы предложим другую структуру личности, в которуювходят:

характер, темперамент, особенности мышления и другие психологические особенности;

нравственные особенности, ценностные ориентации, позиции по отношению к нормам нравственности и права;

социальные и психологические аспекты пола, возраста, со- стояния здоровья;

навыки, умения, знания;

представления об окружающем мире, отношение к нему;

представление о себе, Я-концепция.

Подчеркнем, что личность преступника отличается от лично- сти законопослушных людей не отсутствием или наличием какой- либо подструктуры, а содержанием каждой из них, в первую оче- редь нравственным отношением к себе и окружающему миру.

Очень важной подструктуройявляются социальные и психоло- гические аспекты жизненного опыта, и не только потому, что речь идет о личности тех, кто в период отбывания наказания вновь совершил преступление: жизненный опыт, в том числе преступ- ный, всегда имеет первостепенное значение.

Рассматривая преступное поведение в местах лишения свобо- ды, можно увидеть, что здесь участвуют все структуры личности преступника: одни могут быть выражены очень ярко, другие сла- бо или очень слабо. Например, при совершении преступления, сопряженного с насилием, в исправительном учреждении особые навыки и умения чаще всего не нужны, и такие преступления обычно бывают достаточно примитивными. Однако надо учиты-

87

вать, что в основе подобного преступления лежат отношения между осужденными. Тот, кто совершает преступление в услови- ях пенитенциарного учреждения, как правило, проявляет опреде-

ленные умения и навыки строить отношения с другими людьми и реагировать на внешние воздействия. Хочет того человек или нет, но, попав в исправительное учреждение, он не способен стать другой личностью и полностью освободиться от прошлого опыта, в частности, от того, что способствовало его преступному пове- дению, даже если он искренне осуждает его. Прежние жизненные установки, представления и ориентации сознательно или бессоз- нательно останутся с ним, хотя они могут никак не проявляться.

При раскрытии личности пенитенциарного преступника очень важно связать мотивы преступного поведения в местах лишения свободы с рассмотренными нами подструктурамиличности осуж- денного. Изучая мотивы пенитенциарного преступления, ни в коем случае не следует ограничиваться выявлением того, что сам человек думает о причине своего поступка, и считать именно это причиной преступления. Дело в том, что осужденный в качестве причины своего преступного действия называет только внешние, лежащие на поверхности стимулы (например, причиной он может назвать оскорблениеего другим осужденным). Подобное не объяс- няет, почему данный индивид ответил на оскорбление насилием, а другой в аналогичной ситуации этого не сделал.

Попытки привлечь для объяснения преступного поведения в исправительных учреждениях, как и любого другого, такие кате- гории, как дефекты морально-нравственной сферы, ненадлежа- щие социальные установки, антисоциальную направленность, не могут сделать объяснение адекватным не только потому, что это слишком общие категории, с трудом поддающиеся индивидуали- зации, но и потому, что подобные схемы вообще плохо примени- мы именно к личности осужденного. Его характерными чертами как раз и является морально-нравственная ущербность, ненадле- жащие социальные установки, антисоциальная направленность и

другие негативные качества уже выступившие в качестве причин совершения преступления, за что он и был осужден. Эти черты

88

свойственны очень многим осужденным, но преступления в мес- тах лишения свободы совершают не все из них, а лишь некото- рые.

Следуетпризнать, что в России изучение личности пенитенци- арного преступника нельзя признать ни глубоким, ни всесторон- ним, так как оно содержит в себе в основном социально-демог- рафические описания. Попытки исследования внутренних, сущно- стных характеристик осужденных очень редки, недостаточны знания об их поведении в местах лишения свободы, в том числе преступного, что особенно важно.

Среди преступлений в исправительных учреждениях и в целом в местах лишения свободы основное место занимают насиль- ственные посягательства, поэтому для их объяснения нужно ис- пользовать не толькоприведенную типологию, но и другие, разра- ботанные в российской криминологии.

Представителей перечисленных типов можно обнаружить среди отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Для этого необходимо применить психологические методы, а индиви- дуальная работа с ними независимо от того, склонны ли они к совершению преступлений, должна осуществляться с учетом их типологической принадлежности. Приведенная типология может

быть очень востребована для определения степени исправления конкретных лиц, отбывающих уголовное наказание.

Всероссийская перепись осужденных, осуществленная коллек- тивом ученых в 1999 г., показала, что на сохранение и поддержа- ние семейных отношений осужденных-мужчин оказывают влия- ние такие факторы, как уровень образования и род занятий до ареста.

Изучение личности пенитенциарного преступника важно для повышения эффективности работы по ресоциализации осужден- ных в условиях исправительного учреждения. Это предполагает усвоение ими элементарных норм, ценностей и знаний, необходи- мых и достаточных для того, чтобы быть включенными в жизнь общества. В то же время осужденные не должны утратить уме- ния и навыки поведения, практикуемогов обычных условиях жизни

89

общества. Для этого, в свою очередь, необходимо повышение общеобразовательного уровня осужденных, профессиональное обучение, рост производственной квалификации, охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях, нейтрализация негативных социально-психологических явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, обес- печение возможности и оказание помощи в установлении и под- держании социально полезных связей, подготовка к освобожде- нию.

Очень важно учитывать психологическую специфику лишен- ных свободы и переживаемые ими состояния. Прежде всего, это лица эмоционально неустойчивые, нестабильные, имеющие низ- кий порог в отношении фрустрации, то есть слабую терпимость к переживанию, испытывающие состояния и растерянности, и бес- покойства, вызванные препятствиями фрустраторами. Расстра- иваясь, они теряют душевное равновесие, обнаруживая перемен- чивость в отношениях и неустойчивость в интересах, могут поте- рять ориентиры своего поведения. Они уклоняются от ответствен- ности, имеют тенденцию уступать, некоторые избегают необхо- димых действий, слабо учитывают требования реальности. Их эмоциональная неустойчивость может содействоватьнасильствен- ным проявлениям. Это в ряде случаев свидетельствует и о том, что данные лица испытывали на себе воздействие фрустрацион- ных ситуаций разного содержания. Если подобные ситуации не разрешаются, они способны отягощаться, вызывая, в свою оче- редь, усиление невротических и психопатических проявлений.

Особое место при рассмотрении вопроса о влиянии на лич- ность пенитенциарного преступника занимает режим в исправи- тельных учреждениях, являющийся тем средством, с помощью

которого создается неблагоприятная ситуация для совершения осужденными дисциплинарных проступков и даже преступлений.

Объектом индивидуальной профилактической работы в испра- вительных учреждениях должны стать те особенности и ценнос- тные ориентации осужденных, которые могут сыграть кримино- генную роль.

90