Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций по ИГП РК и ЗС.docx
Скачиваний:
121
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
531.24 Кб
Скачать

Государство кимаков и кипчаков. Улусы найманов и кереитов

После распада Западнотюркского каганата образует­ся ряд новых обособленных этнополитических союзов тюркских племен. В районе Иртыша возвысился союз племен кимаков – федерация из 7 племен, в том числе татар и кыпчаков. Этот военно-политический союз, постепенно расширив свою территорию, к IX в. становится стабильным объединением, с заметной нормативной регламентацией институтов управления, финансов, судо­производства и военной организации. Здесь были пост­роены города-крепости, служившие административными и экономическими центрами и местами торговли и ре­месла. Шел процесс становления раннефеодальной кимакской государственности.

Новая волна миграции с востока привела к падению кимакского государства, в середине IX в. на западе вы­двигаются кыпчаки, которые, потеснив огузов, укрепили свою гегемонию и стали преемниками кимакской госу­дарственности.

Социально-политическое устройство кимакско-кып-чакских объединений было однородно: хозяйством, бы­том, языком, культурой, этническим составом они были сходны с предшествующими союзами тюркских племен, входивших в тюркский и др. каганаты. В период полити­ческого возвышения кимакского союза заметно сочета­ние оседлого, полуоседлого и кочевого хозяйствования, что, естественно, накладывало отпечаток на характер политического строя – большая стабильность политиче­ских отношений, а также более четкая классовая диф­ференциация населения. Так, в источниках упоми­наются жатаки («ятук») – не могущие кочевать бедные общинники. Из источников же известно, что в период возвышения кимакского племени его глава носил титул шад; в результате укрепления союза за счет расширения территории и присоединения новых племен глава кимак­ской федерации именуется уже байгу (ябгу). Титул ябгу у тюркских союзов обозначал более высокую степень власти и давал право на управление союзом племен (у огузов, карлуков, уйгур и др.). В период дальнейшего упрочения союза и становления примитивного ранне­феодального государства (в конце IX – начале X вв.) глава кимаков стал именоваться уже хаканом (ханом). Власть хакана, в отличие от шада и ябгу, была на­следственной, «хакану наследует только тот, кто из цар­ской семьи». Управители одиннадцати уделов (кня­жеств) кимакского государства назначались (возможно, лишь утверждались) хаканом. Главная функция хакана и правителей уделов — военное предводительство и административно-судебная деятельность; правители уде­лов - вассалы хакана, получавшие за службу уделы с городами (ставками) и право взимания поборов, пошлин. Правители уделов содержали при ставке (городе) посто­янную военную дружину (войско), по требованию хака­на должны были выставлять ополчение, состоящее из конницы и пеших воинов, формировавшееся из их одноплеменников.

Кыпчакским объединением правил верховный хан или улуг-хан, передававший власть по наследству. Аппарат управления сосредотачивался в ханской ставке - орде. Его главными функциями были управление ханским (т.е. государственным) имуществом и ар­мией. Кроме верховного хана существовали ханы отдельных кыпчакских объединений и крупные чиновники-аристократы – тарханы, югуры, баскаки и беки. Есть сведения о существовании делопроиз­водства в орде кыпчакских ханов.

Источники дают нам достаточно полную картину административно-территориального деления государств Сары-Арки и присырдарьинского региона. Так, Кимакский каганат делился на четыре области и 12 уделов. Эти об­ласти перечисляются в персидских письменных источниках: Йагсун-Иасу – в междуречье Ишима и Иртыша, Барабинской степи к западу от Оби. Здесь был центр каганата и две его столицы - старая и новая;

  1. Кыркырхан – в Восточном и Центральном Казахстане от Иртыша до оз. Балхаш и Алаколь, включая Каркаралинские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы;

  2. область внутренних кыпчаков – в Центральном Казахстане до низовий Чу и Таласа на юге;

  3. область внешних кыпчаков – Торгайские степи и предгорья Южного Урала.

В Кипчакском ханстве, пришедшем на смену Кимакскому каганату, административное деление было несколько иным, и построе­но на традиционной системе военно-административных единиц – «крыльев». В Х1-ХП вв. кипчакское объединение делилось на два практически независимых друг от друга союза, западного (к западу от Волги) и восточного (на территории Казахстана). Последнее, дели­лось на два крыла. Центр ханства находился в Торгайских степях. Правое крыло занимало западные регионы Казахстана, и центр его находился в низовьях Урала. Левое крыло занимало территорию до­лины Сырдарьи, Центрального и Восточного Казахстана. Ставка пра­вителя левого крыла была в г. Сыгнаке в среднем течении Сырдарьи. Основной единицей административного деления были военно-потестарные объединения - «племена». В западно-кипчакском союзе их было 11 - токсоба, йетиоба, буржоглы, ельборили, кангароглы, анджоглы, дурут, кулабаоглы, шортан, караборикли, котан. В восточно-кипчакское ханство входило 16военно-потестарных объединений – ельбори, токсоба, йетиоба, дурут, алъарыс, манкуроглы, имек, бурдж-оглы, таг, башкурт, куманлу, бажанак, баджна, караборикли, уз, шор­тан.

Похожим было административное деление огузского государства. Военно-потестарные объединения носили здесь название «иль» – «держава» или «страна», состоявшие из более мелких подразделений – «аймаков». Последние делились на кочевые общины – «уруги», «оба», «кок» и т.п.

Конфедерация кангаров – печенегов делилась на восемь объединений, каждое из которых состояло из пяти «округов» – военно-потестарных союзов.

Суверенитет и международная правосубъектность. Тюркские государства Сары-Арки и Присырдарьинского региона были одними из наиболее крупных государств Центральной Азии и оказы­вали значительное влияние на международную политику. Так персид­ские источники сообщали, что «царь кимаков один из великих царей и один из славных своим достоинством. Тюркские цари опасаются власти хакана кимаков, боятся его мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов...» Арабские авторы X века называли самыми могущественными тюркскими государствами, имеющими царей (т.е. обладающими суверенитетом) огузов, токузгузов (уйгуров - авт.) и кимаков.

Активной внешнеполитической деятельностью характеризовалась политика огузских джабгу. В X веке был заключен русско-огузский союз, направленный против Хазарии и Волжской Булгарии. В 1041 году огузы захватывают Хорезм, но уже в середине XI века огузское государство перестает существовать, а его земли включают­ся в состав Кыпчакского ханства.

Западно-кангарская конфедерация также была тесно связана с русскими княжествами и Византией. Известно о военно-политическом союзе кангарских ханов с князем Святославом и совместных походах на Византию и Хазарский каганат. Позже этот союз распался и кангары, уже в союзе с византийцами, вели войну против киевского князя. В XI веке это государство также было включено в состав Кыпчакского ханства.

Особый интерес представляют кыпчакские государственные объединения, занимавшие почти всю территорию Казахстана на протяжении IХ - XII веков. Хотя кыпчаки никогда не составляли единого централизованного государства, они представляли собой достаточно значительную военно-политическую силу в Евразии. Кыпчакские ханы имели тесные связи срусскими княжествами, Византией, Гру­зией, Хорезмом и государствами Караханидов и каракитаев. Одной из распространенных форм дипломатических контактов было заклю­чение династийных браков, символизировавших заключение долго­временного военно-политического и экономического союза. Такие союзы существовали между западными кыпчаками и русскими княжествами, восточными кыпчаками и Хорезмом, В конце XII века левое крыло восточно-кыпчакского союза теряет суверенитет и попа­дает под власть государства Хорезмшахов.

Налоговая система и право. О налоговой системе в государствах Казахстана этого периода известно очень мало, однако даже существующие сведения позволяют нам говорить о наличии у них фиксиро­ванных сборов с населения для пополнения государственной казны. Так, кимакский каган собирал «обязательную долю» золота, добывае­мого в стране. В конце X века функционирует система регулярных сборов и налогов у огузов. Сборщики налогов, получающие полно­мочия от самого джабгу, имели под командой крупные военные отря­ды и жестоко карали за отказ от уплаты налога.

Одной из важнейших функций государства является создание правовых норм. Эта функция в полной мере была представлена и в тюркских государствах Сары-Арки и присырдарьинского региона. Так, известно о существовании у огузов и кипчаков норм обычного права - торе. Суд и судебное решение у кипчаков носили названия йаргу или жаргу. Согласно нормам обычного права разбирались земельные и имущественные споры, уголовные преступления и другие правонарушения.

В целом, на территории Сары-Арки и присырдарьинского региона в раннем средневековье существует целый ряд государственных образований, обладающих собственной территорией, населением, суверенитетом, международной правосубъектностью – государства кимаков, огузов, кангаров и кипчаков.

В начале XI в. в Центральной Азии возвысилось кочевое племенное объединение киданей, западная ветвь которой стала именоваться карахытай. В начале XII в. карахытаи проникли в пределы Семиречья и части Сред­ней Азии. Глава этой племенной конфедерации именовал­ся гурханом (царем царей), система наследования вер­ховной власти имела особенность: гурхану наследовала и женщина, также обретавшая титул гурхана, что объясня­лось наличием двух династийных брачующихся родов – фратрий. Чередование гурханов способствовало военно-политическому равновесию соперничающих кочевых пле­мен, связанных генеалогической общностью.

Проникновение карахытаев на территорию нынешне­го Казахстана не изменило существенно местной системы управления и сложившихся взаимосвязей. Наместники гурхана правили областями и собирали с них дань – по динару с дыма.

Господство карахытаев не было продолжительным: династическая борьба, злоупотребления, притеснения на­рода сборщиками дани, недовольство тюркской знати, а также покровительство гурхана христианству вызвали широкое освободительное движение под религиозными лозунгами. Коалиция хорезм-шаха и вождя нового племенного союза найманов хана Кучлука ликвидировала власть гурханской династии карахытаев (1214 г.).

Найманский союз племен под названием «сегиз-огуз» (союз восьми племен) возник еще в VIII в. и был распо­ложен на территории нынешних Западной Монголии и Алтая.

В XII в. найманский и киреитские союзы племен про­двинулись в районы Семиречья. В условиях экстенсивно­го скотоводческого хозяйства и становления раннефео­дальных отношений в этих союзах начали складываться улусы. Каждый улус управлялся своим ханом, имевшим аппарат для управления ставкой, войском и дружиной. Правители крупных улусов имели личные летовки и зим­ние пастбища.

В найманской конфедерации действовало обычное право. Господствующей религией было христианство несторианского толка.

Улусы кайманов и киреитов к началу XIII в. являлись этнополитическими государственными образованиями, сложившимися на основе раннефеодальных отношений. Тюркские племена найманов и кереитов стали этниче­скими компонентами складывавшейся казахской народ­ности.

В середине IX века в Центральной Азии начинается прцесс складывания новых политических образований, завершившихся появлением на карте мира государств кереитов и найманов. Впервые они упоминаются в VIII веке в составе Уйгурского каганата. После падения последнего в 840 году начинается процесс формирования конфедерации кочевников Центральной Азии, известных под собирательным названием цзубу. Северными цзубу называли кереитов, а западными-найманов. Усиление этого государства происходит в X-XI веках и связано с принятием христианства несторианского толка. Тем не менее, в конце XI века цзубу попадают под власть империи Ляо. Только в 1125 году независимость получили кереиты, а в 1143 году найманы. С этого момента они развавились как самостоятельные государства, вплоть до ослабления и подчинения монголам в начале XIII века.

Структура государственного управления. В IX -XI веках конфедерация цзубу возглавлялась правителем, носившим титул далайхан. В то же время каждое объединение, вошедшее в состав союза, имело своих правителей – ханов. Источники говарят, что найманов в это время возглавляли – таяны и ханы, но соотношение этих титулов и полномочия лиц, их носивших, неизвестны. Поражение в войне с киданями в 1092 году привело к гибели далай-хана Маргуза и подчинению кочевников империи Ляо. После восстановления независимости структура государственного управления несколько изменилась. У кереитов правители носили титул буюрук-хан и передавали власть по наследству. Подчиненные кереитам монголы возглавлялись гурханом, находившегося в вассальной зависимости от буюрук-хана. В 1183 году правитель кереитов торгул официально признается Китайской империей в качестве вана - царя, что являлось признанием суверенитета кереитского государства. С этого момента Торгул принимает также титул ван-хан. В 1203 году кереиты были разгромлены монголами и потеряли независимость.

Найманским государством в конце XII- начале XIII века управляли два правителя - буюрук-хан и таян-хан. Основным органом исполнительной власти как у найманов, так и у кереитов была орда-ставка хана и его правительство. Орда ведала имуществом хана и его войсками. Функции управления осуществлялись особой категорией служилых людей, чиновников - черби. В орде велось официальное делопроизводство, бумаги скреплялись ханской печатью. Так, главой канцелярии найманского хана и хранителем печати в конце XII века был уйгур Тататунг.

Территория и административное деление. Территория государства цзубу делилась на ряд именовали кереитов, а западными-найманов. После обретения ими независимости у кереитов и найманов сформировались улусы – особая форма кочевого государства. Сам термин улус означал «народ», «народовластие» и отражал самоуправляющуюся политическую систему, включающую в себя определенные территорию и население. Границы территории были относительно четко обозначены и охранялись конными разъездами. Известно, что хан кереитов Торгул погиб в стычке с одним из таких найманских патрулей. Собственно кереитский улус делился на «племена» –военно-потестарные образования. В некоторых источниках говорится о военно-административных единицах «тумен», «тысяча», «сотня», «десяток», выставлявшим в случае войны соответствующее число воинов. Найманский улус делился на два крыла, также состоящие из туменов, тысяч и сотен. Кроме собственной знати к управлению широко привлекались чиновники, не связанные с местными общинами, особенно из кыпчаков и канглы.

Суверенитет и международная правосубъектность. Первый этап суверенного существования кочевников Центральной Азии приходися на IX-XI вв. в рамках конфедерации цзубу. В 1008-1009гг. она официально была признана своими главным протиником-империей Ляо, а за правителем цзубу Уваром признан титул «царь всех кочевников». Второй период независимости имел место уже первой трети XII-начале XIII века, причем первоначально государство кереитов даже приобретаетчерты степной империи, в первую очередь из-за находившихся под властью кереитского буюрук-хана монгольских кочевых общин. Они были организованы в отдельный улус, находившийся под властью вассального кереитскому буюрук-хану гурхана. Однако вражда между Тогрулом и его родным дядей, за ними правителями приводит в последней трети XII века к потере контроля над монгольскими объединениями. К концу XII века Тогрулу удалось восстановить кереито-монгольскую конфедерацию, но это воссоединение было недолгим и в 1203 году уже кереиты оказались под властью монголов.

Как независимые суверенные государства кереиты и найманы вели активную внешнеполитическую деятельность. Одной из первых крупных дипломатических акций было посольство в 1007 году в Мерв с целью принятия христианства несторианского толка и обеспечения его распространения в степи. Постоянный обмен послами различных рангов был с Китаем, Тангутом, Турфанским идикутством, империей Ляо. Активными были и отношения между самими кереитами и найманами.

Большое внимание уделяли кереиты и найманы международному признанию своих государств и их статуса. Так, именно эти вопросы затрагивались во время дипломатических контактов цзубу с империей Ляо в XI веке или Торгул-хана с чжурчженями.

Право. Основным источником права был обычай. Источники говорят о осуществовании особого кодекса законов Еке-Торе, или Великая Правда. Кереиты и найманы считали, что нормы права являются отражением небесного порядка, а ханы обладают божественным мандатом на формулировку и исполнение этих норм. Из этого мы видим, что кочевники Центральной Азии осознавали функцию государства по созданию или санкционированию норм права, а также по обеспечению их действенности вплоть до применения мер государственного принуждения.

Заключение. В целом, в VI-XII веках государство и право Казахстана вышли на новую, более высокую ступень развития. Появилисть новые институты власти – «орда», «иль», «улус», появляется налоговая система, удельно-лестничная система наследования власти, значительное развитие получает правовая система, появляются первые писаные законы. Впервые с проникновением ислама появляется правоведение как особая научная дисциплина. Государство и право Казахстана этой эпохи стали основной для дальнейшего развития государственно-правовых систем на всей территории Евразии.