Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

А.А. ПАВИЛЬЧ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Пособие для студентов лингвистических специальностей гуманитарных вузов

.pdf
Скачиваний:
2230
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Сущность мифа не ограничивается его архаическими функциями, так как он имеет масштабы культурной универсалии. Миф как феномен социокультурной действительности предлагает человеку и обществу альтернативный вариант решения экзистенциальных проблем. Основу мифа составляет иллюзия, являющаяся попыткой примирения человека с действительностью. Миф иногда выступает в качестве своего рода самообмана и душевного успокоения. Мифотворчество может приобретать социальные, конфессиональные, политические, экономические, этнонациональные акценты. В отличие от архаического общества, где мифологическое сознание формировалось стихийно, в современном мире оно стимулируется и направляется организованными структурами, опирающимися на разнообразные социальные институты, коммуникативные средства и технологии. Современная мифология, подобно первобытной, затрагивает круг актуальных вопросов, касающихся социального устройства, бытия и смысла жизни людей, миссии отдельного народа, статуса и социальных ролей человека.

Вопросы и задания

1.Какие идеи положены в основу общественно-исторической концепции происхождения культуры?

2.Какие явления и формы характеризуют развитие культуры в архаических обществах?

3.Объясните социальную значимость табу в первобытном обществе.

4.Что характерно для религиозных представлений в архаическом мире?

5.Определите отличительные особенности первобытного искусства.

6.Какие функции выполнял миф в пространстве первобытной культуры?

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев, В.П., Першиц, А.И. История первобытного общества. – М., 1999. Кампанелли, П. Возвращение языческих традиций. – М., 2000.

Культурология : История мировой культуры : учеб. пособие / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

Маковский, М.М. Язык – миф – культура. – М., 1996. Мечковская, Н.Б. Язык и религия. – М., 1998.

Мифы народов мира : энцикл. / гл. ред. С.А. Токарев. – М., 2000. –

Т. 1–2.

Тайлор, Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. – Смоленск, 2000. Элиаде, М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. – М., 2002. Язычество / авт.-сост. А.А. Грицанов, А.В. Филиппович. – Минск, 2006.

5.2. Восток как культурная целостность. Цивилизации Древнего Востока

Понятие Восток является условным обозначением типологической целостности и конструкции культурной идентичности, альтернативных Западу. Запад и Восток рассматриваются в качестве двух разных типов цивилизации, отличающихся культурными традициями, системами миропонимания и моделями духовности. По определению В.С. Соловьева, этот древний, “великий” и в то же время “пагубный” спор Востока и Запада “достиг до наших дней, и доселе он глубоко разделяет человечество и мешает его правильной жизни” [7, с. 198].

С. Хантингтон назвал дихотомию Восток – Запад мифом, придуманным самим Западом, и считал более уместным вариантом этого определения выражение “Запад и остальные”, подразумевая многообразие культурных миров, существенно отличающихся от парадигмы западной цивилизации. “Мир слишком сложен, чтобы его можно было в большинстве случаев просто разделять в экономическом плане на Север и Юг и в культурном на Восток и Запад” [41, с. 32].

Культура Востока отличается устойчивостью ценностно-смыслового содержания, которое обеспечивается благодаря роли традиции в накоплении и сохранении социального опыта. Гомогенность культуры восточного типа

обеспечивается за счет закрытости, что выражается в неприятии иных культурных парадигм, настороженности и недоверии к спонтанным заимствованиям. Каноничность и приверженность к традиции составляют основу генотипа восточной культуры и ограничивают активность творческих преобразований мира, регламентируют развитие художественного творчества, определяют специфику этикета и норм коммуникативных отношений. В отличие от западного типа культуры, в восточной цивилизации новаторство занимает подчиненное положение, хотя процессы модернизации в современном обществе не обходят стороной и восточный мир, способствуют трансформации социальных структур, распространению тенденций секуляризации и повышению социальной активности.

Вусловиях глобализации локальные культуры Востока выбрали разные способы адаптации к интенсивным социокультурным преобразованиям. По степени реагирования на активные изменения в мире арабский Восток продолжает оставаться самым консервативным и неподвижным. Исламский мир активно противостоит влиянию массовой культуры и демократичных веяний западной культуры, воспринимающихся в качестве угрозы ассимиляции собственных стилей жизнедеятельности и феноменов богоотступничества и идолопоклонничества. Борьба за устранение западных интересов в пространстве мусульманской культуры приобретает государственнополитический характер. Но в то же время исламская цивилизация не брезгует многими западными технологиями в инженерной, медицинской, автомобилестроительной, компьютерной сферах, допускает активное вмешательство в окружающую природу с помощью научных достижений.

Вкультурах Востока человек тесно связан с социальными структурами (сословием, кастой, общиной, кланом), в отличие от западного типа личности, в жизнедеятельности которой индивидуалистическое начало является определяющим. В духовном восприятии мира человеком Востока преобладают созерцательность и целостность, не предполагающие строгого субъектнообъектного размежевания человека и окружающего мира. Это определяет большую умеренность в потребительском отношении к природе и

обусловливает формирование иного, чем на Западе, типа экологического сознания.

В религиозно-философских учениях Древнего Востока отражено стремление к универсальному эмоционально-чувственному осмыслению действительности, в то время как западное философствование, начиная с античности, базировалось на рациональном постижении мира для дальнейшего овладения им с помощью научного знания. Развитие научного знания в Древнем Востоке во многом обусловливалось необходимостью эффективной организации хозяйственной деятельности и соответственно отличалось утилитарной, практической направленностью.

Неправомерно утверждать о полной полярности, несовместимости и отчужденности Востока и Запада. Историко-культурный опыт человечества свидетельствует о их непрерывном взаимодействии. Размышляя о результатах культурного диалога между Востоком и Западом, Ю.М. Лотман писал, что западная цивилизация, сталкиваясь с восточной в пространстве мировой культуры как с партнером, “прежде всего пересказывает необычные для нее тексты с помощью метаязыков своей философии или науки” [25, с. 588]. Ввиду сложностей адекватного перевода текстов с одного языка культуры на другой, они приобретали трансформировавшийся облик и получали иррациональный характер. В итоге, по словам Лотмана, “сложилась парадигма: рациональный Запад и иррациональный Восток (при этом из западной традиции были изъяты и преданы забвению иррациональные концепции, а из восточной – столь обильные в ней рационалистические традиции)” [25, с. 588].

5.2.1. Культура Междуречья

Ранние цивилизации Востока начали формироваться на рубеже IV–III тысячелетий до н.э. Их возникновению способствовали переход племен к оседлости, развитие скотоводства и земледелия, основанного на искусственном орошении почвы. Наряду с развитием сельского хозяйства и промышленности становление древних цивилизаций стимулировалось возникновением городов-

государств и их политической организации, появлением торгово-денежных отношений, письменности, искусства, религии, научного знания.

В долинах рек Тигр и Евфрат в конце IV тысячелетия до н.э. сформировалась древнейшая в истории человечества цивилизация, преемственно развивавшаяся разными народами на протяжении нескольких тысячелетий. Основы культуры Месопотамии заложили древние племена неизвестного происхождения шумеры и семитские племена аккадцы, создавшие в начале III тысячелетия до н.э. ранние города-государства и достигшие огромных успехов в развитии материальной культуры (литье и обработка металлов, изготовление оружия, транспортных средств, сооружение мостов, художественные ремесла из глины, камыша и тростника, кожевенное и текстильное производство и др.).

С момента образования единого царства Шумера и Аккада в период правления Саргона происходила постепенная ассимиляция шумеров аккадскими племенами, а их культурные традиции продолжали развитие в мифологии, письменности, изобразительном искусстве. Аккадцы освоили и приспособили для своего языка шумерскую систему рисуночного (идеографического) письма и создали словесно-слоговую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Ирригационная система земледелия определила характер государственного устройства Шумера и Аккада, поскольку отдельные города-государства во главе с царями-жрецами формировались на территории мало зависевших друг от друга обрабатываемых земель, предполагавших коллективный характер труда.

Культурные традиции Шумера были унаследованы Вавилонским царством, достигшим наибольшего расцвета в период правления царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). С его именем связано создание централизованного государства и формирование правовой системы, отразившей нравы, мировоззрение и идеологические тенденции общества, принципы социального устройства и государственной политики (Кодекс Хаммурапи). После падения Вавилонии культурные традиции Междуречья получили дальнейшее развитие в хеттской культуре, Ассирийском государстве

иНово-Вавилонском царстве. Впоследствии судьбу культуры Междуречья определили завоевания персов, империи Александра Македонского и Парфянского царства.

Всистеме мифологических представлений и религиозных верований народов Месопотамии особое значение имел культ воды, почитание которой обусловливалось особенностями природного окружения: с одной стороны, значимостью для плодородия и поддержания жизни, с другой – страхом перед ней как мощной и разрушающей стихией. Поклонение небесным светилам, связывавшихся с выражением воли сверхъестественных сил, повлияло на развитие астрологических представлений, астрономических и математических знаний: определялись закономерности повторения солнечных и лунных затмений, возникла шестидесятеричная система счета времени, разрабатывались методы определения площадей и объемов.

Мифологические представления народов Месопотамии отразили полную зависимость человека от природных стихий, посылающих им непредсказуемые разливы рек, разрушающие дамбы и затопляющие посевы, проливные дожди, создающие препятствия для жизнедеятельности. Взаимодействуя с окружающей природой, человек постоянно ощущал ее сокрушительную силу собственное бессилие и ничтожность. В сознании людей закрепилось представление о подчинении их воле природных стихий, управляющих миром

итребующих послушания, ставшего универсальным принципом социокультурной организации жизни. Человек видел свое предназначение в покорении окружающей действительности и служении богам. Смерть для народов Месопотамии отождествлялась с полным разрушением личности, поэтому основными желаниями человека были достойная жизнь, свобода от болезней, богатое потомство. “Небо было не богиней, склонившейся над своими детьми, а самым недоступным из богов мужского рода” [39, с. 282].

Мифология народов Междуречья характеризуется отсутствием систематизированного пантеона и завершенностью. Наиболее почитаемыми в Шумере божествами являлись Энлиль (бог ветра, воздуха и всего пространства, по своим функциям приближавшийся к верховному богу), Энки (владыка вод),

Нинмах (богиня плодородия), Ан (бог неба и прородитель богов), Инанна (богиня войны, любви, покровительница женщин), Нанна (лунное божество), Уту (бог солнца) и др. Большинство аккадско-вавилонских мифологических образов соответствовали их шумерским прототипам, некоторые из них имели другие названия: Бел (аналог Энлиля), Эа (бог вод); Шамаш (бог солнца), Син (лунное божество), Иштар (богиня любви). Возвышение Вавилона способствовало почитанию Мардука и приданию ему статуса верховного божества. В ассирийский период определяющее значение в государственнополитической и религиозной жизни имел культ Ашшура – бога войны.

Древнейшим памятником шумерской и аккадской письменности являются известные в устной традиции с III тысячелетия до н.э. эпические сказания о мифологическом герое Гильгамеше (правителе города Урука), повествующие о странствиях героя по подземному миру в поисках тайны бессмертия. Его попытки победить смерть и обрести вечную молодость оказываются безуспешными. Лучшей поэтической обработкой сюжета о странствиях Гильгамеша считается аккадский вариант эпического сказания, дошедший в нескольких временных версиях, самая ранняя из которых известна в записях конца II тысячелетия до н.э. В состав этой эпической поэмы входит сказание о потопе, устроенном богами для избавления от суеты человеческого рода, которое составило первооснову библейского сюжета о вселенском потопе.

Космогонические и космологические представления вавилонян получили отражение в эпической “Поэме о сотворении мира” (II тысячелетие до н.э.), получившей по своим первым словам название “Энума элиш” (“Когда вверху”). Создание вавилонского космогонического эпоса обусловлено возвеличением Мардука в качестве покровителя Вавилона и верховного бога пантеона. Сказание отражает представление о последовательных поколениях богов, каждое из которых превосходит предыдущее, оправдывает возвышение Мардука как законного преемника древних сил и обладающего правом сильнейшего.

Поскольку в Междуречье основным строительным материалом был необожженный кирпич, то в силу его недолговечности архитектурные

постройки практически не сохранились. Многие распространенные в Месопотамии архитектурные формы положили основу античному зодчеству (купола, арки, сводчатые потолки). В вавилонский период появились культовые постройки зиккураты, представлявшие собой многоступенчатые вежи со святилищем. В Ассирии преобладали не храмовые постройки, а дворцовые сооружения, отличавшиеся монументальностью и подчеркнутой роскошностью. Искусство народов Месопотамии (мелкая и крупная пластика, рельефы, стелы, панно) отличалось преобладанием светского содержания, утилитарным предназначением, информационной и мемориальной сущностью (“Рельеф Ур-Нанша”, “Стела стервятников”, панно “Знамя города Мари”, “Свод законов Хамурапи”, ассирийская большая капитель с быками и др.).

5.2.2. Культура Древнего Египта

Данное греками название Египта (Айгюптос) связывают с искаженным поэтическим обозначением древнейшего города Мемфиса (Хет-ка-Птах – город Птаха), в то время как сами египтяне называли свою страну черной землей, подчеркивая противоположные пустынным плодородные почвы. Развитие культуры Древнего Египта охватывает несколько крупных исторических этапов (царств) и переходных эпох между ними, характеризующихся временами социально-экономических, политических кризисов и упадков в культуре:

Раннее царство (XXX–XXVIII вв. до н.э.), Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI–XI вв. до н.э.), Поздний период (VII–IV вв. до н.э.).

В Древнем Египте активно развивалось научное знание, обусловленное практическими потребностями сельского хозяйства, промышленности и строительства, а также представлениями о загробной жизни (математика, астрономия, химия, медицина). Египтяне умели вычислять площади и объемы, изобрели десятеричную систему счета, солнечный календарь, знаки зодиака, начали делить сутки на 24 часа, освоили тайны бальзамирования.

Неприятие смерти стало отличительной особенностью мировосприятия древних египтян и обусловливалось опытом наблюдения людей за циклическими изменениями в природе, постоянное обновление которой убеждало в отсутствии абсолютной смерти. Египтяне не сомневались, что после физической смерти человека возможно продолжение жизни бессмертной души (Ба), которая при условии сохранности тела может соединиться с двойником (Ка). Согласно религиозным представлениям, Ка мог обладать всеми свойствами и способностями тела, но он считался, в отличие от физического тела, невидимой субстанцией. Важным атрибутом гробницы, именуемой жилищем для вечности, была портретная статуя умершего. Роскошные гробницы и склепы, оснащенные рельефами и росписями на мифологические темы, были доступны только для состоятельных и богатых людей, а пирамиды являлись достоянием и правом только фараонов. В качестве надгробных сооружений возводились мастабы, надземная часть которых напоминала дом с наклоненными внутрь стенами, а в подземной части хранился саркофаг с мумией. Со временем мастабы стали казаться дорогим излишеством и заменялись стелами с магическими текстами.

Древнейшим памятником египетской письменности является “Книга мертвых”, непосредственно связанная с культом умерших. Ее истоки относятся к эпохе Древнего царства, когда жрецы начали разрабатывать для фараонов и представителей знати систему магических формул, заклятий, заговоров, гимнов и молитв, необходимых в загробном мире. Позднее, в период Нового царства, эти тексты были обновлены и дополнены. Слово книга в названии памятника письменности и изобразительного искусства очень условно, поскольку он не имеет определенной формы и содержания. “Книга мертвых” подразумевает собрание религиозных текстов и изображений, которые должны были сопровождать умершего в загробный мир и являлись для него своеобразной инструкцией. Подобные тексты наносили на стены погребальных камер, саркофаги и гробницы, клали рядом с умершим в виде ритуальных свитков. Сюжеты “Книги мертвых” играют важную роль в реконструкции мифологических представлений египтян.

Древнейший религиозный культ возник на основе почитания бога солнца и демиурга Атума, который со временем был вытеснен верховным богом Ра и впоследствии стал с ним отождествляться. В эпоху Среднего царства возрастает значимость бога солнца Амона, который первоначально считался покровителем Фив, а затем получил общегосударственный статус. Фараон XVIII династии Аменхотеп IV (Эхнатон), желая упразднить множество разрозненных религиозных культов и, прежде всего, лишить власти и влияния в государстве фиванских жрецов, служителей Амона, провозгласил новый культ Атона (солнечного диска), явившегося воплощением всех богов солнца. Религиозная реформа Эхнатона была попыткой установления монотеистических принципов веры, но после смерти фараона почитание Атона прекратилось.

Египетская мифология отличается обилием культов и вариантностью сюжетов, что является следствием почитания разных пантеонов в египетских номах. Отличительной чертой египетской мифологии является обожествление многих животных, птиц и пресмыкающихся. Зооморфные черты в изображении многих богов свидетельствуют о влиянии тотемистических представлений древних египтян. Символические образы животных соотносились со многими мифологемами и часто отличались многозначностью: бык (Ра, Апис), корова

(Исида, Хатор), баран (Амон, Хнум), козел (Осирис), сокол (Гор), змея (Апоп, Рененутет, Меритсегер), шакал (Анубис). Сочетание зооморфных и антропоморфных черт в обликах египетских богов, по мнению ученых, является признаком их более позднего происхождения: Баст – богиня радости и веселья, имеющая облик женщины с головой кошки; Тот – бог мудрости изображаемый в виде мужчины с головой ибиса. Египетские боги представлялись могучими, но по сравнению с пантеоном Междуречья не отличались чрезмерной жестокостью.

В Египте была разработана система художественных канонов, зафиксированных в письменных текстах и распространявшихся на изображение священных животных, растений, а также людей в зависимости от их социального положения, возраста, пола, позы. Все произведения египетского