Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
syn.docx
Скачиваний:
162
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
9.91 Mб
Скачать
  1. Шероховатость - это свойство неограниченного роста ширины «поверхности» с увеличением размера системы. Как следует из (11.13), шероховатость существенно зависит от размерности задачи, т.е. от того, является колебательная среда одно-, дву- или трехмер­ной. Интегрирование пространственного спектра не приводит к рас­ходимости при размерности большей, чем три, так что в этом случае шероховатости нет: дисперсия поверхности конечна даже в очень больших системах. В отличие от этого, профиль фазы шероховат при размерностях d = 1,2.

  2. С точки зрения динамики фазы переход к шероховатости может быть интерпретирован как потеря когерентности (см. [Gallas et al. 1992; Grinstein et al. 1993]). Начнем с шероховатости в одномер­ном случае. Отметим сначала, что из-за статистической простран­ственной однородности наблюдаемые частоты в (11.11) одинаковы во всех точках (что и не удивительно, поскольку автономные ча­стоты тоже одинаковы). Таким образом, с точки зрения совпадения наблюдаемых частот, колебания в среде синхронизованы. Однако они не когерентны. В каждый момент времени профиль фазы есть кривая типа случайных блужданий (это видно из формы спектра ~/С-2), поэтому на малых расстояниях фазы отличаются не очень сильно и колебания могут рассматриваться как синхронные. Однако на больших пространственных масштабах характерная разность фаз превышает 2тт и фазы, взятые по модулю 2тт, не коррелированы. Если взять какую-нибудь зависящую от фазы наблюдаемую, напри­мер з'шф, то среднее от нее по всей среде постоянно, как в случае полностью независимых колебаний. В этом смысле шероховатость означает отсутствие когерентности в большой системе. И наоборот, если шероховатость профиля фазы отсутствует, т.е. вариации фазы по всей системе меньше 2тт, то не только частоты всех осцилляторов совпадают, но и фазы коррелированы, и среднее от зависящей от фазы наблюдаемой по всей среде будет осциллировать с общей ча­стотой. В работе [Chate and Manneville 1992] приведены различные примеры такого поведения.

  3. 11.3 Слабо нелинейная колебательная среда

  4. В разделе 11.2 колебательная среда описывалась с помощью одной фазовой переменной. Это возможно, если отклонение всех осталь­ных переменных от предельного цикла, описывающего однородные периодические колебания, мало. Если это условие не выполняется, то необходимо рассматривать полные уравнения в частных произ­водных. Ситуация упрощается в случае слабо нелинейных автоколе­баний. В этом случае можно ввести комплексную амплитуду А, зави­сящую от пространства и времени, и представить переменные задачи u(x,t) в виде и = Re(A(x,t)etwt). Здесь ш обозначает частоту автоко­лебаний. Уравнения для А можно вывести для каждой конкретной задачи с помощью метода усреднения или одного из его вариантов (см., например, [Kuramoto 1984; Haken 1993; Bohr et al. 1998]). Здесь мы воспользуемся тем же приемом, что и в разделе 11.2: возьмем цепочку слабо нелинейных автоколебательных систем и рассмотрим ее в непрерывном пределе.

  5. 11.3.1 Комплексное уравнение Гинзбурга-Ландау

  6. Одномерную цепочку слабо нелинейных осцилляторов можно опи­сать обобщением уравнения (8.12): а а

  7. = (лАк - (7 + га)\Ак\2Ак + {j3 + іё)(Ак+1 + Ак^ - к). (11.14)

  8. Здесь мы предполагаем, что параметры всех осцилляторов одинако­вы. Переход к непрерывной среде означает, что разность Ак+\ — Ак порядка Дж; соответственно постоянные взаимодействия /3 и 6 долж­ны быть велики. Полагая /3 = (3(Ах)^2 и 6 = 6(Ах)^2, получим

  9. ^ = цА - (7 + іа)|.4|2.4 + ф + i6)V2A.

  10. Удобно использовать то же изменение масштабов, что и в разделе 8.2, т.е. ввести безразмерное время, используя и, и безразмерную ам­плитуду, используя \/j]Ji; тогда получается знаменитое комплексное уравнение Гинзбурга-Ландау (КУГЛ):

  11. ^ = а - (1 + ic3)\a\2a + (1 + ici)V2a, (11.15)

  12. описывающее слабо нелинейные автоколебания в сплошной среде. Различные члены имеют следующее физическое значение: первый

  1. член в правой части описывает линейный рост колебаний; второй член описывает нелинейное насыщение (действительная часть коэф­фициента) и нелинейный сдвиг частоты (мнимая часть); последний член описывает пространственное взаимодействие - диффузию -диссипативного (действительная часть) или консервативного (мни­мая часть) типа. Чисто консервативная версия КУГЛ (т.е. с чисто мнимыми коэффициентами в правой части, формально это соответ­ствует пределу сід >• оо) есть нелинейное уравнение Шрёдингера - полностью интегрируемая гамильтоновская система. В контексте описания автоколебаний диссипативные члены существенны; более того, в некоторых ситуациях (изохронные автоколебания и чисто диссипативное взаимодействие) коэффициенты с\ и сз обнуляются. Не претендуя на полное описание свойств КУГЛ (см., например, [Shraiman et al. 1992; Cross and Hohenberg 1993; Chate and Manneville 1996; Bohr et al. 1998]), мы отметим здесь только свойства, важные с точки зрения синхронизации.

  2. КУГЛ имеет решения в виде плоских волн (ср. с (11.5))

  3. а(х, *) = (!- /С2) ехр[г/Сх - i(c3 + (ci - сз)/С2)*].

  4. которые можно интерпретировать как синхронный режим в среде. Не все эти волны устойчивы, но по крайней мере некоторые длинно­волновые решения устойчивы, если

  5. 1 + с1с3 > 0.

  6. Чтобы увидеть, как возникает критерий (11.16), запишем фазовое приближение для КУГЛ. Это приближение справедливо для плавно меняющихся в пространстве полей, где диффузионный член (про­порциональный квадрату характерного волнового числа) может рас­сматриваться как малое возмущение. В этом случае можно приме­нить общую формулу (7.14) для возмущений вблизи однородного предельного цикла и получить уравнение для фазы. В эту формулу мы подставим фазовую зависимость в виде (ср. (7.10) и (7.16))

  1. а возмущение

    рх = У2Х(ф) - ciV2F(<£), рү = У2Ү(Ф) + сіУ2Х(ф) с а = X + iY = cos ф + г sin ф и получим

  2. ^ = -сз + (1 + c3ci)V20 + (сз - С1)(уф)2.

  3. Это уравнение, разумеется, совпадает с (11.4). Основная особен­ность, делающая динамику КУГЛ нетривиальной, это возможность неустойчивости фазы: коэффициент диффузии фазы в уравне­нии (11.17) есть 1 + с3с1, и, если он отрицателен, то пространствен­но однородное решение неустойчиво. Критерий (11.16) был выведен Ньюэлом [Newell 1974], но неустойчивость часто называют неустой­чивостью Бенжамина-Фэйра, по имени авторов, исследовавших ана­логичную неустойчивость нелинейных волн на воде [Benjamin and Feir 1967].

  4. Физический механизм неустойчивости станет понятен, если срав­нить критерий Ньюэла (11.16) с уравнением (8.17), описывающим взаимодействие двух осцилляторов. Как обсуждалось в разделе 8.2, комбинация неизохронности и реактивной связи приводит к оттал­киванию фаз связанных осцилляторов; точно такая же комбинация приводит к неустойчивости в непрерывной среде.

  5. Численные эксперименты показывают, что вблизи порога фазовой неустойчивости (11.16) амплитуда \а\ остается близкой к стационар­ному значению 1, а фаза меняется в пространстве и во времени нерегулярно. Этот режим называют фазовой турбулентностью. Его можно описать, используя обобщение уравнения (11.17)

  6. '.^ -:-, + (1+ c3Cl)V2^ + (с3 - С1)(уф)2 - 14(1 + 44ф, (11.18)

  7. где учтен стабилизирующий член, пропорциональный четвер­той производной по пространству. Это уравнение Курамото-Сивашинского [Непомнящий 1974; Kuramoto and Tsuzuki 1976; Sivashinsky 1978], описывающее нелинейную стадию фазовой неустойчивости. В достаточно большой пространственной области оно имеет турбулентные решения. Интересно отметить, что из-за фазовой турбулентности крупномасштабные свойства профиля фа­зы в уравнении Курамото-Сивашинского (11.18) такие же, как в уравнении Кардара—Паризи-Жанга (11.11) [Yakhot 1981; Bohr et al. 1998]: турбулентность играет роль эффективного шума для круп­номасштабных изменений фазы. В частности, в большой системе профиль фазы становится шероховатым, что означает потерю ко­герентности. Вдали от границы неустойчивости наблюдается режим амплитудной турбулентности. Он характеризуется появлением де­фектов - точек на пространственно-временной диаграмме, где ам­плитуда обращается в ноль. В дефекте разность фаз между сосед­ними точками меняется на ±27г, при этом пропадают как синхрони­зация, так и когерентность. Основные режимы в КУГЛ показаны на

  1. 11.3 Слабо нелинейная колебательная среда рис. 11.3.

    1. координата

    В дву- и трехмерной колебательной среде появляются новые устой­чивые объекты - спирали. Спираль вращается вокруг топологическо­го дефекта и устойчива в широком диапазоне параметров. Колебания в спирали синхронизованы. Другие объекты, часто наблюдаемые в двумерных колебательных средах, это мишени: концентрические волны распространяющиеся из осциллирующего центра. В неодно­родной среде, где возможны мишени с разными периодами, обычно соревнование выигрывает волна с наименьшим периодом. Более по­дробно свойства спиралей и мишеней, в том числе в среде из релак­сационных осцилляторов, описаны в работах [Cross and Hohenberg 1993; Bohr et al. 1998; Mikhailov 1994; Walgraef 1997] и в приведенных там ссылках.

  2. 11.3.2 Внешнее воздействие на колебательную среду

  3. Интересная, но еще не полностью решенная, задача состоит в син­хронизации колебательной среды внешней периодической силой. В частности, [Petrov et al. 1997] провели недавно эксперименты с двумерной колебательной химической реакцией (реакцией Белоу-сова—Жаботинского). С помощью переменного освещения осуще­ствлялось периодическое воздействие, что приводило к различным захваченным и асинхронным режимам (см. также раздел 4.2.4). Мы кратко изложим здесь численные результаты по исследованию слабо нелинейной одномерной среды. Колебательная среда описывается КУГЛ (11.15); учет дополнительной периодической синусоидальной силы с частотой, близкой к собственной частоте среды, приводит к уравнению

    i)t К.г. t)

  1. dt

  2. (ср. с соответствующим уравнением для одного осциллятора с силой (7.43)). Здесь е - это амплитуда силы, a v - расстройка частот. В про­странственно однородном случае вопрос существования синхронного решения а = constant сводится к анализу уравнения (7.43). Отличие состоит в свойствах устойчивости решений: в среде пространственно неоднородные возмущения могут нарастать, даже еспи мы находимся в области устойчивой синхронизации одного осциллятора (уравне­ние (7.43)). Таким образом, синхронизация может быть нарушена из-за пространственной неоднородности. Другой интересный момент заключается в том, что, даже если однородное синхронизованное состояние устойчиво, то оно не обязательно является глобальным аттрактором. Действительно, предположим, что мы прикладываем внешнюю силу к состоянию с большими отклонениями фазы или к плоской волне с ненулевым волновым числом. Сила стремится при­вести фазу к устойчивому значению фо, но все фазы фо + 2тгт также устойчивы. Поэтому фазовый профиль будет иметь вид последова­тельности областей постоянной фазы, разделенных ±27г-перепадами, см. рис. 11.4.

  3. При некоторых параметрах системы эти перепады могут быть устойчивы (обычно они движутся с постоянной скоростью), и ко­лебательная среда никогда полностью не синхронизуется. При дру­гих параметрах перепад исчезает с образованием дефекта, как при амплитудной турбулентности. В последнем случае есть две возмож­ности. Перепад может полностью исчезнуть, так что в конце концов установится полная синхронизация: фазы всех точек одинаковы и

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]