Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Судебная медицина / Судебно_медицинское_исследование_повреждений_рубящими_орудиями

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
6.44 Mб
Скачать

ванием в движении части лезвия. Вершина углов, образуе­ мых трассами, указывает на ту сторону, где располагался ударявший. Дело в том, что рукоять топора или другого ру­ бящего орудия не может в процессе удара изменить направ­ ление своего движения на противоположное, так как это связано с прекращением удара. Следовательно, пятка топора (или, соответственно, ближайшая к рукоятке часть лезвия какого-либо другого орудия) не может остановить свое дви-

Рис. 33. Следы скольжения на поверхности разруба теменной кости. Видно изменение направления следов, указывающее на то, что ударявший стоял справа.

жение припродолжающемся движении носка (или дальней части лезвия). Напротив, в таких случаях приостанавливает­ ся всегда (и только!) носок; пятка же продолжает свое дви­ жение, что является естественным завершением удара. По­ этому вершины углов, образуемых следами скольжения, об­ ращены в сторону пятки (рукоятки) орудия, а, следователь­ но, в ту сторону, где стоял ударявший. Так например, на рис 33 мы видим следы, позволяющие сказать, что нано­ сивший удары стоял с правой стороны.

Нужно сказать, что, как уже отмечалось, существуют простейшие случаи, когда стороны повреждения указывают на положение ударявшего. Однако таким способом не всегда

140

удается разрешить вопрос. Так, например, при поперечной ране лица можно только сказать, что удар был нанесен спе­ реди, не выяснив, стоял ли нападавший справа или слева.

Зачастую удается определить сторону, с которой поме­ щался ударявший, по признакам, отражающим положение оружия в ране (форма углов повреждения, форма раневого канала и пр.). Несмотря на то, что П-образность углов, над­ рывы и другие признаки обычно и не отличаются в случаях по­ гружения как носка, так и пятки орудия, учитывая локали­ зацию повреждения, можно, однако, установить, какая часть лезвия действовала и куда была направлена рукоятка топо­ рища.

В одном случае углы двух ран имели дополнительные надрывы. Было известно, что нападение произошло при вер­ тикальном положении пострадавшей. Следовательно, в ниж­ нем углу повреждений находилась именно пятка топора, так как действие носка потребовало бы невозможного положения орудия (топорище было бы обращено вверх).

Иногда представляется возможным исключить действие пятки, утверждая, что разруб причинен носком и определяя, таким образом, сторону, где стоял нападавший. Это можно сделать, если за углом, обладающим П-образностью или над­ рывами, располагается обширный участок тела, находящийся почти на одном уровне с повреждением. Удар пяткой топора в таких случаях невозможен, ввиду затрудняющего действия топорища.

Представляет интерес еще одна, хотя очевидно и редкая, возможность определения положения ударявшего при мно­ жественных повреждениях. Мы столкнулись с ней в одной экспертизе. Первородящая женщина Щ., как установлено впоследствии — душевнобольная, нанесла множественные удары топором по трупу своего ребенка. По ее словам, ребе­ нок родился мертвым и упал в уборную, где обледенел, по­ вреждения же топором были нанесены посмертно, когда она вырубала труп изо льда в открытой уборной. Решение воп­ роса о положении ударявшей позволило бы более полно представить себе истинную обстановку происшествия. Руб­ леные раны, обнаруженные на передней поверхности тела ребенка, располагались в виде веера, расходящегося слева направо. Эта веерообразность могла иметь место только в том случае, если гр. Щ., нанося удары, стояла слева от ре­ бенка, около его грудной клетки.

При исследовании множественных рубленых ран в неко­ торых случаях обращает на себя внимание их параллель­ ность. Это указывает на то, что удары наносились при не­ изменном взаимоположении ударявшего и пострадавшего.

Если все повреждения по признаку параллельности можно разделить на 2—3 группы, то, следовательно, и взаимополо-

141

жение действующих лиц изменялось соответствующее коли­

чество раз.

Пользуясь общими признаками и сопоставляя их с кон­ кретными данными об обстановке места происшествия, эк­ сперт должен с максимальной полнотой восстановить всю

 

 

картину

 

нанесения

 

 

повреждений.

При

 

 

этом каждый случай

 

 

представляет

собой

 

 

задачу

со

многими

 

 

неизвестными, успех

 

 

решения которой за­

 

 

висит

от

 

знаний,

 

 

опыта и умения экс­

 

 

перта. Исследование

 

 

можно

лишь

тогда

 

 

считать

 

закончен­

 

 

ным,

когда решены

 

 

все

вопросы,

кото­

 

 

рые

возможно было

 

 

разрешить

 

в

этом

 

 

случае.

 

 

 

 

 

 

Для

некоторой,

 

 

хотя и далеко непол­

 

 

ной,

иллюстрации

 

 

возможностей

экс­

 

 

пертизы мы приве­

 

 

дем

более

подробно

 

 

несколько случаев из

 

 

практики.

 

 

 

 

 

1. Утром

29 мая

 

 

1956

года

сторож

 

 

конторы

 

лесхоза

 

 

гр. И. был обнару­

 

 

жен мертвым. Попе­

 

 

рек его лица распо-

Рис. 34. Положение стульев,

рядом с

которыми л а г а л а с

ь

 

большая

лежал труп/~р. И. На первом стуле и

на полу Р а н а -

1руп лежал на

видны кровяные

следы.

полу

в луже крови,

вокруг которой име­ лись множественные брызги. Рядом с трупом стояли четыре сдвинутых вместе стула. На крайнем стуле (ближайшем к го­ лове трупа) находилась наклонная доска с пятном и двумя потеками крови (рис. 34). При вскрытии трупа поврежде­ ние было описано следующим образом.

«На лице имеется неправильно линейной формы зияющая рана, идущая в поперечном направлении, длиной 32 см (по окружности лица). Рана разделяет голову на две части, про-

142

ходит через хрящи носа, верхнюю и нижнюю челюсть, пере­ секает мягкие ткани рта и полностью разделяет тело 2-го шейного позвонка на расстоянии 0,6 см от сочленения с пер­ вым позвонком. Таким образом, верхняя часть головы связа­ на с шеей только кожным лоскутом и задними мышцами шеи. Рана начинается справа на шее на расстоянии 2 см сзади и книзу от мочки правого уха, направляется на правую ще­ ку и на протяжении первых 7 см имеет ровные края. На верхнем крае раны имеется выступающий лоскут треуголь­ ной формы, высотой 1,5 см. Кожа этого лоскута осаднена. На противоположном крае раны, соответственно треугольно­ му лоскуту, имеется выемка в виде острого угла. На расстоя­ нии 3 см влево от основания треугольного лоскута на верх­ нем крае раны имеется надрыв длиной 1 см, проникающий до жировой клетчатки в виде острого угла, склоненного в сторону треугольного лоскута. Края надрыва неровные, в глубине видны перемычки. На протяжении последующих 17 см вновь края раны ровные,. На верхнем крае линии пере­ сечения носа имеется осаднение кожных покровов на участ­ ке 1,0 Х0,5 см полулунной формы. Оба угла раны имеют П-образную форму без надрывов. Поверхность разделенных хрящей носа ровная, гладкая. Повреждение тела 2-го шей­ ного позвонка направлено справа налево, несколько сверху вниз. Губчатое вещество тела позвонка и мягкие ткани в об­ ласти раны кровоподтечны».

Вскрывавший эксперт определил, что повреждение было нанесено рубящим.орудием типа топора. На это указывала глубина повреждения, рассечение костей и относительная прямолинейность краев. Однако на два вопроса следователя он не смог даты ответа и, изъяв с помощью выпиливания части рассеченных костей, обратился за консультацией на кафедру судебной медицины Саратовского мединститута. Вопросы, подлежащие разрешению, были следующие: 1) сколько ударов было нанесено гр. И.? 2) в каком положе­ нии был гр. И. в момент получения ранения?

Когда мы рассмотрели изъятые из трупа объекты, то там оказались:

а) часть верхней челюсти, состоящая, главным образом, из небного отростка; б) часть правого скулового отростка верхней челюсти и правой скуловой кости; в) часть левого скулового отростка верхней челюст'и; г) часть правой ветви нижней челюсти; д) часть левой ветви нижней челюсти; е) Г и II шейные позвонки, соединенные связочным аппаратом.

Разрешение поставленных перед нами вопросов затруд­ нялось отсутствием не только кожного лоскута, составляю­ щего края рая, но даже и соответствующей фотографии или рисунка. Доставленные части костей не составляли единой плоскости и были очень малы.

143

Исследование началось с осмотра поверхностей отломков костей при помощи стереомикроокопа. На каждом из них удалось обнаружить небольшие плоскости разруба с более или менее хорошо выраженными параллельно идущими ва­ ликами и бороздками — следами скольжения лезвия рубя­ щего орудия. Особенный интерес представляли следы сколь­ жения на отломке правой ветви нижней челюсти — они рас­ полагались в двух резко различных направлениях. Основная часть следов была почти параллельна длинной оси отломка; кроме того, имелась площадка со следами, идущими попереч­ но (р и с. 35 и 36). Для того, чтобы представить направле­ ние следов, а следовательно и направление удара (ударов) по отношению к голове И., нами была вычерчена схема, изо­ бражающая в натуральную величину проекцию основных частей черепа. После этого с помощью пластилиновых стол­ биков костные отломки были помещены на места, соответст­ вующие тем, где они находятся в черепе. То направление, которое при этом приняли следы скольжения, было зафик­ сировано на схеме (р и с. 37). Оказалось, что все следы мож­ но было разбить на две группы — одни направлялись спе­ реди назад и несколько вправо, а другие слева направо и не сколько назад.

Как уже отмечалось, на отломке правой ветви нижней челюсти имелись следы сразу двух направлений. При этом следы, идущие спереди обладали отчетливой дугообразностью е выпуклостью, обращенной влево.

Для проверки возможностей образования кровяных сле­ дов были проведены эксперименты с падением трупа в лужу крови, находящуюся на полу. Разбрызгивание оказалось весьма значительным, и общая картина кровяных следов очень напоминала ту, которая была обнаружена на месте происшествия. Проведенное исследование позволило нам следующим образом ответить на вопросы, интересующие следователя:

«Вопрос I: сколько ударов было нанесено гр. И.?

О т в е т : при изучении направления следов скольжения на отдельных отломках костей, которые были предварительно помещены соответственно их анатомическому расположению, обнаружены две группы следов, имеющих различное направ­ ление. На отломке правой ветви нижней челюсти одновремен­ но найдены следы двух направлений. Клиновидные выступы и разрывы по краям средней части раны, описанные вскры­ вающим труп экспертом, характерны для повреждений, возникающих при погружении в рану носка или пятки то­ пора.

Таким образом, рана, обнаруженная на трупе гр. И., об­ ладает морфологическими признаками двух сильных ударов острорубящим орудием.

144

Р и с . 35. С л е д ы с к о л ь ж е н и я л е з в и я , р а с п о л о ж е н н ы е в д о л ь ч а с т и п р а в о й в е т в и н и ж н е й ч е л ю с т и .

Р и с . 36. С л е д ы с к о л ь ж е н и я , р а с п о л о ж е н н ы е п о п е р е к т о й ж е к о с т и и я в л я ю щ и е с я д о к а з а т е л ь с т в о м в т о р о г о у д а р а .

Ю И. В. Скопин

Вопрос 2: в каком положении находился гр. И. в мо­

мент

нанесения ему ранений?

О

т в е т : расположение и направление раны на трупе

гр. И., а также особенности кровяных следов на предметах обстановки места происшествия, позволяют утверждать, что гр. И. в момент получения первого удара лежал на стульях лицом вверх, голова была положена на наклонную доску.

Рис. 37. Проекция черепа и плоскостей разрубов костей гр. И. Направление следов скольжения от первого удара (отломки

№№1, 2, 5) и от второго удара (отломки

№№1, 3, 4) обозначены стрелками.

Ударявший стоял справа от гр. И. на уровне его лица. Это положение ударявшего доказывается направлением следов скольжения и некоторой их дугообразностью, причем выпуклая часть дуги следов обращена влево (рис. 35). То­ пор при первом ударе двигался спереди назад и несколько слева направо по отношению к голове гр. И. Направление этого удара обозначено на схеме (рис. 37) цифрой Г. Пер­ вым ударом были рассечены кости верхней челюсти справа, нижней челюсти справа н II шейный позвонок, причем на них

146

образовались соответствующие друг другу по направлению следы скольжения лезвия.

Так как под действием первого удара голова гр. И. по­ вернулась вправо, то при втором ударе топор двигался по отношению к голове несколько круче слева направо, рассе­ кая верхнюю челюсть слева, нижнюю челюсть слева, ниж­ нюю челюсть справа и образуя соответствующие друг другу следы' скольжения лезвия на костях. Направление второго удара обозначено на схеме (рис. 37) цифрой I I .

Кровь, вытекавшая из .правой, более глубокой части раны, попала на наклонную доску — подголовник, а затем на стул, оставляя следы в виде потеков. Отдельные кровяные брыз­ ги, образовавшиеся при повторном ударе, а возможно и при артериальном кровотечении, попали на верхнюю крышку стола. Продолжающая вытекать из разрубленной головы кровь образовала на полу лужу, причем ввиду того, что кровь стекала с некоторой высоты, вокруг основной кровя­ ной лужи возникли следы брызг.

Через некоторое время тело гр. И. упало со стульев таким образом, что его лицо попало в лужу крови, вызвав дополни­ тельно ее разбрызгивание».

Особенно важно то, что для основных выводов о числе и направлении ударов было бы вполне достаточно исследо­ вать даже одну кость — рассеченную часть правой ветви нижней челюсти. Два различных направления следов сколь­ жения на ней и наличие их дугообразности давали ключ к решению интересующих следствие вопросов.

2. Гражданка Б. была убита своим мужем. Смерть на­ ступила не сразу, а после нескольких часов тяжелого бессоз­ нательного состояния. Как показал муж на допросе, между ними произошла ссора, после которой Б., заявив, что она уходит из дома, сбежала вниз по деревянной лестнице во двор. Убийца схватил топор, бросился за гр. Б., догнал ее во дворе и нанес один удар топором сзади.

При осмотре места происшествия в числе прочих особен­ ностей был обнаружен свежий поперечный надруб крайней доски деревянного навеса, расположенного во дворе рядом с тем местом, где лежала Б. Высота этого надруба составля­ ла 125 см от поверхности земли.

При судебномедицинской исследовании трупа Б. на го­ лове было обнаружено 6 рубленых ран. Две раны распола­ гались отдельно, четыре же других пересекались. Располо­ жение их и размеры можно видеть на рис. 28 и 29.

Пересекающиеся разрубы, причиненные сильно затуплен­ ным орудием, вызвали образование многооскольчатых пере­ ломов, среди которых хотя и можно было увидеть отдельные линии повреждений, соответствующие каждому удару, одна-

о

w

ко шлиф — плоскости разруба кости — обнаружить не уда­ лось.

Не приводя всех данных исследования, остановимся вкратце на некоторых моментах, имеющих в этом случае особое значение. Среди шести повреждений три располага­

лись

в продольном

направлении

(А,

В,

С) три — в попереч­

ном

(Д. Е. F) . Из

продольных

ран

две

имели передние уг­

лы с дополнительными надрывами, что, учитывая их распо­ ложение ближе к области лба, могло иметь место при по­ гружении пятки топора, если нападавший стоял спереди от Б. Удары сзади с погружением в передние углы носка топо­ ра невозможны, так как топорище при этом должно было бы

быть

направлено

круто вверх. Вместе с тем

продольные

раны были причинены раньше поперечных.

 

Учитывая, что

часть ударов-—очевидно

первые — наноси­

лись при вертикальном положении гр. Б.

(это подтверждает­

ся и

надрубом на

доске навеса), удалось

придти

к следую­

щему заключению:

«1. Смерть гр. Б. насильственная, последовала от тяжкого телесного повреждения — множественных рубленых ран го­ ловы с повреждением костей свода черепа, твердой мозговой

оболочки

и вещества

головного

мозга.

 

2. Все повреждения, нанесенные гр. Б., возникли в ре­

зультате

удара тупорубящим орудием,

на что

указывает

их прямолинейность, неровность краев, наличие

поврежде­

ний костей. Наличие

надрывов в

углах

некоторых

ран ука­

зывает на то, что повреждения нанесены орудием, имеющим

форму расширяющегося

клина, возможно, топором.

3. Судя по размерам

наибольшей раны, лезвие топора

имело длину не менее 12 см. Наличие на краях кожных ран множественных выступов и дефектов, отсутствие выражен­ ной плоскости разруба на большинстве поврежденных участ­ ков кости, мяогооскольчатый характер повреждений костей свода черепа, указывают на то, что топор, которым наноси­ лись удары, имел сильно затупленное лезвие. Такими свой­ ствами обладает топор, обнаруженный на месте происшест­ вия; он имеет сильно затупленное с большим количеством де­ фектов и выступов лезвие длиной 14,5 см. Отождествление топора по следам скольжения на поверхности разруба кости •невозможно в виду того, что тупое лезвие не оставило сле­ дов, отражающих индивидуальные особенности орудия.

4. Среди повреждений головы имеются две группы: пер­ в а я — повреждения, расположенные в передне-заднем направ­ лении (раны А, В, С) и вторая: повреждения, располагаю­

щиеся

поперечно (раны Д, Е.

F) . Судя по наличию дополни­

тельных разрывов в передних

углах В и С, они были нане­

сены

таким образом, что один из углов

топора "в каждом

случае

погружался в переднюю часть ран.

При условии вер-

148

тикального положения пострадавшей это могло иметь место только в том случае, если ударявший стоял кпереди от «ее и наносил удары сверху вниз. Надруб доски сарая, располо­ женный на высоте, превышающей человеческий рост, указы­ вает что первые удары были нанесены именно при таком по­ ложении гр. Б.

Эта группа продольных ударов была нанесена первой, так как след от разруба переднего из поперечных ударов от­ сутствует на костных отломках, образование которых связа­ но с нанесением ударов в продольном направлении. Кроме того, на эту же последовательность указывает наличие на левой теменной кости (р и с. 29) поперечной насечки —ВС прикрытой левым краем раны, в то время как на нем нет следов разруба. Отсутствие повреждения кожи соответствен­ но краю раны В могло иметь место только в том случае, ес­ ли эта рана уже существовала к моменту нанесения попереч­ ного удара Д, и ее край отошел в сторону вследствие зияния.

Вторая группа ударов, раны от которых расположены по­ перечно, нанесены при изменении положения пострадавшей и и ударявшего. Такая локализация и направление ран могли иметь место только в том случае, если гр. Б. лежала на земле на 'левом боку, а ударявший, нанося удары, стоял спереди от нее на уровне груди. При этом удары были направлены по от­ ношению к телу гр. Б. сверху вниз и несколько сзади вперед.

Кроме указанной выше общей последовательности уда­ ров представляется возможным отметить, что рана Д была нанесена раньше, чем рана Е. Это доказывается тем, что кожный выступ между ранами В и С мог образоваться толь­ ко при условии нанесения раны Д в то время, как рана Е еще отсутствовала. Лишь впоследствии, после нанесения ра­ нения Е, кожный лоскут, расположенный между ранами В и С, был отсечен, следствием чего явилось образование высту­ па кожи, описанного в акте.

Суммируя все изложенное в пункте 4, можно сказать сле­ дующее: гр. Б. получила первые удары топором при верти­ кальном положении тела, когда ударявший стоял спереди от нее. После падения гр. Б. на левый бок, ударявший продол­ жал наносить удары, стоя спереди от нее. Всего по голове гр. Б. было нанесено 6 ударов топором».

Таким образом и в этом случае Детальное исследование каждого повреждения позволило эксперту установить меха­ низм его образования, а затем, учитывая данные осмотра места происшествия, во многом восстановить картину нане­ сения повреждений.

Следует указать, что выводы экспертизы подтвердились в ходе дальнейшего следствия и совпали с рассказом при­ знавшегося обвиняемого.

Заключительным этапом судебномедицинской эксперта.

149