Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / мышление системное исследование.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
65.63 Mб
Скачать

методология мышления, черновик

63

Реконструкция и замкнутость

Психика реконструирует реальность, а точнее сказать, — она реконструирует некие объекты реальности. Но тут надо понимать принципиально важную вещь: далеко не факт, что данные — реконструированные нашей психикой — «объекты» существуют в аналогичном качестве в фактической реально­ сти. Да, они создаются психикой в некоем соответствии — точ­ нее даже, соотнесении (учитывая то, что мы говорили об «от­ ношении» и «потребности-необходимости») — с фактической реальностью (причем ключевое здесь слово — «некоем»). Но если мы исходим из строгого понимания «фактической реаль­ ности», то все они — эти «интеллектуальные объекты» — ко­ нечно, нереальны.

Они — суть — модели, реконструкции, представления, то есть определены своей собственной, весьма специфической логикой существования. А это указывает на то, что мы мо­ жем лишь умозрительно соотносить свои интеллектуальные объекты с объектами фактической реальности. Причем уже

впроцессе этого соотнесения объекты фактической реальности и сами, с неизбежностью, превратятся для нас в те же самые «интеллектуальные объекты», но с этим умозрительно припи­ сываемым им свойством — мол, это «объекты реальности».

То есть мир интеллектуальной функции — та область,

вкоторой протекают процессы нашего мышления, — это со­ вершенно отдельное, обособленное от фактической реально­ сти, замкнутое в самом себе и на самого себя пространство (конечно, оно тоже является фактической реальностью, по­ скольку оно есть, но сейчас мы не рассматриваем его с этого ракурса). В принципе оно способно функционировать пре­ дельно автономно, даже без наличия какой-либо внешней стимуляции (воздействия на рецепторный аппарат).

Мозг, оказавшийся в сенсорной изоляции (рис. 9 на обо­ роте), будет галлюцинировать — формировать самые разные ощущения и переживания. Да, с точки зрения представлений о «здравом рассудке», он, лишенный контакта с внешней сре­ дой, скоро «сломается», но это в данном контексте как раз и не важно. Важно то, что он в принципе все может делать внутри самого себя сам (если, конечно, что-то в него было

https://t.me/medicina_free

методология мышления, черновик

65

лением» решение интеллектуальных задач

(а именно так

это и следует понимать). Интеллектуальность — это вовсе не проявление некоего абстрактного «ума» (подобная трактовка ошибочно навязана нам представлением о «коэффициенте интеллекта» — IQ), а всякая задача, которую решает психика, оперируя интеллектуальными объектами; а все, чем она опе­ рирует, есть такие — воссозданные или просто созданные ею — интеллектуальные объекты.

В нейрофизиологии этот феномен показан с достаточной определенностью — пока некие возбуждения не собраны пси­ хикой в хоть сколько-нибудь ясно различимый «объект», ни­ какая реакция на него со стороны той же психики невозможна, а потому он как бы и не существует. Пока эти нервные импуль­ сы блуждают по нейронным дугам без соответствующего замы­ кания, это раздражение, образно говоря, — лишь элемент фона, «белого шума», но не фигура, по отношению к которой возмож­ но некое действие (по отношению к которой вообще возможно какое-либо отношение).

Иными словами, нечто должно возникнуть в нас как «объект», и тогда он берется в работу; точнее говоря, возник­ нет как «интеллектуальный объект» и будет взят в работу на­ шей «интеллектуальной функцией»(и тут мы снова должны вспомнить о математическом понятии «функции»), которая соотнесет его далее уже с другими множествами «интеллекту­ альных объектов».

Возникновение «интеллектуальных объектов»

Для описания феномена «возникновения» интеллек­ туальных объектов в нейрофизиологии принято понятие «ага-стимула» — когда некое неоформленное еще «нечто» складывается в объект, по отношению к которому уже воз­ можно какое-то отношение [В. Шульц]. Всякий интеллек­ туальный объект, ставший элементом нашего мышления, прошел через эту фазу «ага-эффекта» (как правило, целой серии соответствующих реакций).

При этом сам данный «ага-эффект» есть нечто иное, как результат соотнесения уже существующих в нас интеллекту­ альных объектов с теми, что только возникают в нашем мозгу

https://t.me/medicina_free

66

интеллектуальная функция

в момент, собственно, этих «ага-стимулов». То есть сам про­ цесс возникновения интеллектуального объекта есть резуль­ тат работы интеллектуальной функции.

В связи с этим необходимо сделать одно очевидное, но важное уточнение: поскольку все интеллектуальные объекты создаются (воссоздаются) мною, моей психикой (моей интел­ лектуальной функцией), то все они являются моими, а потому, еще и в этом смысле, сугубо специфичными.

Мы относительно легко коммуницируем друг с другом,

инам кажется, что в процессе этой коммуникации мы передаем друг другу значения своих интеллектуальных объектов (облечен­ ных в слова и иные знаки — мимику, жесты и т. д.), то есть как бы обмениваемся ими, но это совершеннейшая иллюзия [У. В. О. Ку­ айн]. Мы не обмениваемся интеллектуальными объектами друг

сдругом, мы всегдаи только создаем свои собственные интеллек­ туальные объекты, хотя в ряде случаев и «по мотивам» интеллек­ туальных объектов других людей, переданных нам посредством тех или иных знаков — как, например, этот текст.

Необходимо перестать думать об «уровнях» мышления

итаким образом избавиться от заблуждений, которые в свя­ зи с этим возникают. Когда мы говорим о восприятии некое­ го «внешнего объекта» (например, собаки), нам понятно, что, во-первых, сигнал, поступивший от него на наши рецепторы, тут же перекодируется в нервный импульс, то есть уже являет­ ся «цифровым выражением», а не фактическим отражением. Во-вторых, понятно, что сигналы от одного и того же объек­ та могут поступать к нам на рецепторы разной модальности,

имозг затем синтезирует соответствующие данные, получен­ ные им об этом объекте по разным путям и обработанные в раз­ ных центральных анализаторах. В-третьих, в мозгу уже должен существовать определенный навык восприятия соответствую­ щего объекта — от каких-то элементарных механизмов диффе­ ренцировки единичных стимулов до весьма сложного процесса внесения в этот объект эссенциальной сущности.

Однако ровно то же самое происходит и при передаче нам (или от нас другому лицу) неких значений (смыслов) тех или иных интеллектуальных объектов: то есть сообщение сначала низводится до простых раздражителей, воздействующих на наши периферические рецепторы, дальше соответствующее

https://t.me/medicina_free