Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / ОЗИЗО Общественное здоровье и здравоохранение / Права_пациентов_и_ответственность_медицинских_работников_за_причиненный.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.91 Mб
Скачать

Глава 4. Врачебные правонарушения Краткий исторический экскурс

Врачебная деятельность – одна из самых не только благородных, необходимых, древних, но и одна из самых сложных, ответственных. И это легко объяснимо. Ведь предметом ее интересов является здоровье, важнейшее условия полноценного существования человека. Общество с давних времен пытается регулировать медицинскую деятельность. Эти попытки, как правило, сводились к выяснению вопросов о правильности действий эскулапа, как профессионала, и наступление ответственности, если выяснялось, что врач, выражаясь современным языком, причинил вред своему пациенту.

Уже в рабовладельческом обществе существовала жесткая ответственность целителя за причинение вреда больному. В этом отношении исключительную ценность не только для медицинских работников, но и для всего человечества представляет собой свод законов вавилонского царя Хаммурали, датированный 1792-1750 годами до нашей эры. Причем, этот свод законов предусматривал не только наступление ответственности врача, но меры поощрения за удачно выполненное вмешательство. Вот наиболее показательные законы царя Хаммурали:

  • Если врач произвел кому-либо трудную операцию медным ножом и спас ему жизнь или снял кому бельмо медным ножом и сохранил ему глаз, то должен получить 10 сиклей серебра.

  • Если врач производит кому-нибудь тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, снимает кому-нибудь бельмо и лишает его глаза, то должно отчечь ему руки.

  • Если врач производит рабу тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, то он должен за раба доставить хозяину другого раба.

  • Если врач снимает медным ножом бельмо рабу и лишает его глаза, то должен деньгами уплатить половину стоимости раба.

Своеобразные медицинские стандарты существовали в Древнем Египте. Врачи, следовавшие канонам «Священной книги» освобождались от ответственности вне зависимости от исходов лечения.

Кратко, но достаточно емко историю возникновения правовой ответственности медиков проследили В.Л. Попов и Н.П. Попова.111

Конечно, в соответствии с понятиями своего времени ответственность врачей практически во все времена была суровой и предусматривала калечащие меры физического воздействия, вплоть до смертной казни. Во времена христианства в Палестине за неоказание помощи больному полагалась позорная смерть и конфискация имущества. Естественно, что в те времена соблюдались строгие иерархические, классовые отношения в обществе. Мера ответственности зависела от того, кому причинен вред. Разумеется, ответственность, возникающая за повреждение здоровья раба, всегда была меньшей.

История Древней Руси также знает примеры казни медиков за вред, который они причинили своим больным. Так, лекарь Леон был казнен после длительной болезни и смерти сына Великого князя Иоанна III. Лекарь, не сумевший добиться положительных результатов в лечении татарского князя Каракучи, был зарезан «яко овца». Даже при Петре I, в морском Уставе указывалось, что «…Ежели лекарь своим небрежением и явным презорством к больным поступит, отчего им бедство случится, то оной яко злотворец наказан будет, якобы своими руками его убил, или какой уд отсек». Законодательные акты Петра I наставляли врачей, определяли его моральные качества: «Следует, чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно и отправлять мог».

Поступательное развитие человеческого общества вносило более гуманные меры ответственности в законодательные акты, регулирующие ответственность медицинских работников за ненадлежащую медицинскую помощь, предоставленную своим пациентам.

Советский период нашего общества характеризовался достаточно строгим ведомственным контролем со стороны министерства здравоохранения за охраной здоровья граждан. Часто законодательные акты подменялись ведомственными инструкциями. Фемида рассматривала только врачебные преступления, т.е. уголовно наказуемые деяния, например, незаконное производство абортов. Практически не существовала правовая база, регулирующая вопросы качества медицинской помощи. Лишь с развитием процессов демократизации в России и принятием новых законодательных актов, таких как «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», «О медицинском страховании граждан в РФ», введением Гражданского кодекса и, особенно, компенсации за моральный вред и некоторых других граждане получили реальную возможность отстаивать свои нарушенные права и свободы. Примечательно, что медицинские работники, как люди достаточно высокого уровня социального развития, приветствуют пришествие правового регулирования в сферу медицинской деятельности. Другой дело, что медицинские работники, практически незамедлительно ставят другой вопрос – вопрос о юридической защите своей профессиональной деятельности. Это естественный процесс. Чуть позже или чуть раньше обе стороны взаимоотношений и врачи, и пациенты наработают стандартные пути разрешения спорных вопросов. Несомненно, появятся профессионалы, способные отстаивать на должном уровне интересы каждой из сторон.

Злободневный вопрос, фактически обоюдоострый для каждой стороны: несет ли ответственность врач за качество своей профессиональной работы, за правонарушения, за причиненный вред своему пациенту?

Если да, несет, то, в каких случаях, за что? Какова мера этой ответственности, в чем она выражается? Какие необходимы условия наступления ответственности медицинских работников?

Сама постановка таких вопросов закономерно вызывает у медицинской общественности болезненную реакцию. Врачи отчетливо понимают, что единожды поставленные подобные вопросы перед судом неизбежно инициируют в последующем лавинообразный процесс ответственности за профессиональную деятельность.

Тем не менее, определенную успокоенность медицинским работникам привносит добросовестное и все-таки глубочайшее заблуждение о смягчающем по их понятиям обстоятельстве, способном отвести от них угрозу наступления ответственности. Это заблуждение – понятие о врачебной ошибке.

Многие авторы, в том числе юристы, рассматривают врачебную ошибку, как некоторую юридическую категорию. Признание существования врачебной (медицинской) ошибки настолько прочно вошло в сознание медицинского сообщества, что является своего рода медицинской аксиомой. К врачебной ошибке апеллируют многие известные и авторитетные ученые, рядовые врачи, судебные медики. Основным качеством, по мнению медиков, которым обладает медицинская ошибка, является добросовестность заблуждения медицинских профессионалов при причинении вреда пациенту по причине несовершенства медицинской науки как таковой при отсутствии медицинского невежества и элементов халатности. Но самое главное, по мнению врачей, что врачебная ошибка не влечет за собой наступление ответственности.

Именно по этой причине любые, чаще грубые нарушения в профессиональной медицинской деятельности, подводятся под врачебную ошибку. Хотя при внимательном рассмотрении за врачебной ошибкой зачастую скрывается медицинское правонарушение, некачественная медицинская помощь и даже преступления.

Так, прободение пищевода при проведении анестезиологического пособия или матки при выскабливании заинтересованным лицам очень хочется отнести к разряду врачебной ошибки. На самом же деле подобные случаи квалифицируются как причинение тяжкого вреда здоровью.

Как ни печально, но медицинским работникам придется смириться с тем, что в гражданском и уголовном праве отсутствует такое понятие, категория, как профессиональная, а именно врачебная ошибка. Правосудие не знает такой категории, такого вида правонарушений и, следовательно, и не использует понятие врачебной ошибки.

Прежде, чем найти соответствующий юридический синоним понятию врачебной ошибки нам придется весьма внимательно разобраться с основаниями и условиями возникновения ответственности медицинских работников. Впоследствии мы обязательно вернемся к обсуждению врачебной ошибки.