Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Кардиология / Ишемическая_болезнь_сердца_Распространенность,_профилактика,_адаптация

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
4.24 Mб
Скачать

одной стороны, благоприятными экологическими условиями пос. Диксон (чистая воздушная атмосфера, вода, специфическое вируснобактериальное окружение, умеренное гипоксическое воздействие в зимний период и др.), с другой — их рациональным образом жизни (размеренный производственно-бытовой ритм, отсутствие общественного транспорта, телевидения, доступность экологической пищи, которую многие употребляют в сыром и полусыром виде). По-видимому, немаловажное значение имеет и состав мужской популяции пос. Диксон. Он в основном формируется из числа специалистов, заканчивающих высшие и средние учебные заведения, подготавливающие их для работы в специфических северных условиях. Наблюдения за жителями пос. Диксон показывают, что возникающие у них стрессовые ситуации преломляются через моторную активность (ходьба, массовое увлечение охотой, рыбной ловлей, спортом и др.). Основываясь на полученных материалах, можно рекомендовать не ограничивать длительность проживания здорового человека в пос. Диксон и последующую его миграцию на постоянное место жительства в условия г. Волгограда или близкие к ним.

Проведено наблюдение за течением процесса реадаптации у мигрантов Крайнего Севера, прибывших на новое место жительства в центральную часть Восточной Сибири. Смена постоянного места жительства является стрессирующим фактором у этих больных, так как изменяется климатические и социальные факторы. Следует отметить, что как правило из Севера уезжают лица прожившие более 10 лет у которых в большей степени выражена разбалансировка функциональной системы регулирующей АД.

Изучение образа жизни пришлого населения Крайнего Севера показало, что они предпочитают во время отпуска выезжать за пределы региона, в регионы с жарким климатом. Установлено, что только меньшая часть из них отпуск использовала ежегодно, а остальные убывали в отпуск один раз в 2-3 года. Кризы у больных артериальной гипертонией при ежегодном использовании отпуска возникали реже, чем у лиц выезжающих во время отпуска за пределы региона один раз в 2-3 года, у которых чаще возникали гипертонические кризы, повышался уровень невротизации и депрессии, тяжелее переносилась адаптация в период отпуска и реадаптация при возвращении на Крайний Север из других климатических зон.

По нашим данным [3] число лиц с АГ среди пришлого населения с длительностью проживания на Крайнем Севере увеличивается. У лиц с АГ проживших на Севере более 10 лет заболевание имеет свою качественную характеристику. Более 90% пришлого населения Крайнего Севера, прожившего в регионе 30 лет и более, имеет артериальную гипертонию. Наблюдение за мигрантами Крайнего Севера, прибывшими на новое место жительства, в центральную часть Восточной Сибири, показало, что

- 320 -

кризовое течение артериальной гипертонии в период реадаптации чаще встречаются при длительности проживания 30 лет и более, по сравнении с теми, у кого длительность проживания более 10 лет, но менее 30 лет (22,4% и 12,5%, соответственно).

При длительности проживания на Крайнем Севере 30 лет и более имеется тенденция к меньшей частоте кризового течения артериальной гипертонии, как в период проживания на Крайнем Севере, так и в период реадаптации, при ежегодном использовании отпуска.

Причиной возникновения гипертонических кризов, учащение приступов стенокардии вызывалось так же повышенной невротизацией, связанной с социально-экономическими факторами (смена работы, снижение уровня материального дохода, уход на пенсию, смена психологического климата в семье). У некоторых больных за счет перестройки морфо-функциональных структур с истощением различных функциональных систем организма реадаптация заканчивалась летальным исходом, особенно у лиц в возрасте старше 50 лет.

Следует отметить, что также имеется зависимость между состоянием депрессии, тревоги, невротизации у мигрантов с длительностью работы в полярных условиях, возраста.

Две трети лиц с соматической патологией имеют депрессивные нарушения, максимально представлены они у больных с ИБС и АГ. Депрессивное расстройство у северян с данной патологией наиболее тесно ассоциируется с увеличением ипохондрии, истерии, паранойяльности и психастении.

Проведенный анализ гипотензивной терапии у мигрантов Крайнего Севера с артериальной гипертонией в период проживания на Крайнем Севере и после переезда в центральную Сибирь показал, что до переезда в центральную Сибирь наиболее часто используемыми были гипотензивные препараты группы ИАПФ, в сравнении с другими группами, а после переезда в центральную Сибирь у мигрантов Крайнего Севера увеличивается частота назначения бета-адреноблокаторов, антагонистов кальциевых каналов и диуретиков. Изучение регулярности гипотензивной терапии до и после переезда в центральную Сибирь показало, что после переезда в центральную Сибирь у мигрантов Крайнего Севера увеличивается процент больных находящихся на постоянной гипотензивной терапии, как среди мужчин, так и среди женщин мигрантов.

Установлено, что после переезда в центральную Сибирь у мигрантов Крайнего Севера увеличивается частота назначения бетаадреноблокаторов, антагонистов кальциевых каналов, диуретиков, а также увеличивается процент больных находящихся на постоянной гипотензивной терапии.

При изучении состояния больных ИБС, прибывших в Центральную и Южную часть Красноярского края мигрантов из регионов Крайнего

- 321 -

Севера, принимающих и не принимающих антиангинальные и гипотензивные препараты, было отмечено, что у ряда больных учащалось количество ангинальных приступов, увеличивалось количество приема нитроглицерина, особенно, ухудшение наблюдалось при гипертонических кризах связанных с изменением метео-гелиофизических факторов, однако это чаще наблюдалось у лиц с неадекватно подобранными дозами лекарственных препаратов и среди лиц нерегулярно леченых.

После ухода на пенсию и последующего выезда за пределы региона, у мигрантов увеличивается частота встречаемости ИБС в форме стенокардии напряжения. Основными факторами способствующими развитию данного заболевания у мигрантов Крайнего Севера являются артериальная гипертония, избыточная масса тела и сохраняющиеся пищевые привычки: употребление высоко калорийной пищи, с большим содержанием насыщенных жиров и холестерина. Что достаточно быстро приводит к развитию у мигрантов Крайнего Севера метаболического синдрома.

Сформировавшийся у пришлого населения в процессе адаптации к условиям Крайнего Севера полярный метаболический тип, для которого характерны интенсификация липидного и частичное ингибирование углеводного обмена, а также возрастание роли белков в энергетическом обмене, у пришлых жителей приводят к накоплению в организме жировой ткани, развитию избыточной массы тела и ожирения [22].

Избыток массы тела или ее дефицит может представлять интерес с практической точки зрения, по крайней мере, в двух отношениях - как вероятный фактор риска развития заболевания и как фактор прогноза.

При изучении частоты встречаемости величины индекса массы тела > 25,0 кг/м2 у мужчин и женщин с артериальной гипертонией постоянно проживающих в центральной Сибири и у мигрантов Крайнего Севера переехавших на постоянное место жительства в центральную Сибирь, обнаружено, что у мужчин, постоянно проживающих в центральной Сибири, частота встречаемости индекса массы тела > 25,0 кг/м2 больше, в сравнении с мигрантами Крайнего Севера (76,0% и 47,4%, соответственно). Аналогичная картина отмечалась у женщин: частота встречаемости индекса массы тела > 25,0 кг/м2 была больше у женщин постоянно проживающих в центральной Сибири (88,0% и 53,1%, соответственно). Выявлена тенденция к большей частоте встречаемости ожирения (индекс Кетле > 30 кг/м2) среди мужчин с артериальной гипертонией постоянно проживающих в Красноярске, в сравнении с мигрантами Крайнего Севера (28,0% и 24,3%, соответственно).

А у женщин с артериальной гипертонией постоянно проживающих в Красноярске выявлена высокая частота встречаемости ожирения (индекс Кетле > 30 кг/м2), в сравнении с мигрантами Крайнего Севера (55,6% и 21,6%, соответственно).

- 322 -

Недостаточная информативность индекса массы тела проявилась после изучения особенностей компонентного состава массы тела у больных артериальной гипертонией мигрантов Крайнего Севера и жителей центральной Сибири. Сравнивались процентное содержание жирового и мышечного компонента (рис. 6.1. - 6.2.). Выявлено, что у мужчин, прибывших с Крайнего Севера показатели процентного содержания жировой ткани больше по медиане и нижнему квартилям, в сравнении с мужчинами, проживающими в Центральной Сибири.

Рис. 6.1. Процентное содержание жировой ткани у мужчин с артериальной гипертонией постоянно живущих в центральной Сибири и мигрантов Крайнего Севера

Показатели соотношения процентного содержания мышечной ткани к жировой в сравниваемых группах мужчин с артериальной гипертонией не различались по медиане, но величина верхнего квартиля были больше у проживающих в центральной Сибири по сравнению с мигрантами Крайнего Севера (рис. 6.3.).

У женщин с артериальной гипертонией, мигрантов Крайнего Севера процентное содержание жировой ткани было выше по нижнему квартилю, не различались по медиане и имели более низкие значения верхнего квартиля в сравнении с женщинами проживающими в Центральной Сибири (рис. 6.4.).

- 323 -

Рис. 6.2. Процентное содержание мышечной ткани у мужчин с артериальной гипертонией постоянно живущих в центральной Сибири и мигрантов Крайнего Севера

Рис. 6.3. Соотношение процентного содержания мышечной ткани к жировой у мужчин с артериальной гипертонией постоянно живущих в центральной Сибири и мигрантов Крайнего Севера

- 324 -

Рис. 6.4. Процентное содержание жировой ткани у женщин с артериальной гипертонией постоянно живущих в центральной Сибири и мигрантов Крайнего Севера

Рис. 6.5. Процентное содержание мышечной ткани у женщин с артериальной гипертонией постоянно живущих в центральной Сибири и мигрантов Крайнего Севера

- 325 -

Процентное содержание мышечной ткани у женщин с артериальной гипертонией, по медиане, верхнему и нижнему квартилю оказалось ниже у мигрантов Крайнего Севера, в сравнении с постоянно живущими в центральной Сибири (рис. 6.5.).

Процентное содержание мышечной ткани к жировой у женщин прибывших в Центральную Сибирь имело меньшие значения верхнего квартиля и медианы, в сравнении с женщинами проживающими в Центральной Сибири (рис. 6.6.).

Анализ компонентного состава массы тела в исследуемых группах показал недостаточную информативность такого показателя, как индекс массы тела и необходимость изучения компонентного состава массы тела. Установлено, что как мужчины так и женщины, прибывшие с Крайнего Севера на постоянное место жительство в Центральную Сибирь имели более высокие значения жирового компонента и более низкие значения мышечного компонента, в сравнении с лицами постоянно проживающими в Центральной Сибири, хотя частота встречаемости величины индекса массы тела > 25,0 кг/м2 и > 30,0 кг/м2 меньше у мигрантов Крайнего Севера.

Рис. 6.6. Соотношение процентного содержания мышечной ткани к жировой у женщин с артериальной гипертонией постоянно живущих в центральной Сибири и мигрантов Крайнего Севера

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что реадаптация мигрантов Крайнего Севера хуже проходит в возрасте старше 50 лет. Эта

- 326 -

группа лиц при переезде в новые климато-географические условия требует пристального внимания среди врачей, особенно при наличие ИБС. В этом возрасте ИБС, как правило, сочетается с наличием АГ, поэтому данная группа больных должна регулярно принимать лечение с регулярно подобранной терапией. Мигранты, прибывшие из Крайнего Севера по приезду в новые климато-географические условия должны обращаться к врачу кардиологу с целью подбора адекватной медикаментозной терапии при реадаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛАВЕ 6

1.Абрамсон, Е.3. Функциональные аспекты адаптации коренного и пришлого населения к условиям Крайнего Севера / Е.3. Абрамсон. - Научно-технический прогресс и приполярная медицина. Новосибирск. — 1978. — Т. 1. -С. 144-145.

2.Абрамсон, Е.3. Функция внешнего дыхания и ее динамика при физической нагрузке адаптированных жителей Крайнего Севера / Е.3. Абрамсон. - Биологические проблемы Севера. — Кировск. 1979. — С. 75-76.

3.Артериальная гипертония (распространенность, профилактика, адаптация и реадаптация к различным экологическим условиям / Л.С. Поликарпов, И.И. Хамнагадаев, Р.А. Яскевич и др. - Красноярск: Из-во КрасГМУ, 2010.-289с.

4.Бобров, В.И. Физиолого-гигиенические аспекты акклиматизации человека на Севере / В.И. Бобров, О. П. Ломов, В.П. Тихомиров. - Л.: Meдицина, 1979— 182 с. 5.Веселухин, Р. В. Некоторые данные о физиологическом статусе коренных жителей Якутского Заполярья / Р.В. Веселухин, С.Д. Девяткина, Н.В. Иванова. - В кн.:

Человек и среда. М., 1975, С. 146—149.

6.Веселухин, Р.В. Физиологическая характеристика коренного населения арктической и континентальной зон Северо-Востока Азии / Р.В. Веселухин // Вопр. антропологии. - 1977. - Вып. 55. – С. 36 7.Данишевский, Г.М. Акклиматизация человека на Севере. / Г.М. Данишевский. - М.:

Медгиз. - 1955. - 358с.

8.Данишевский, Г.М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере /

Г.М. Данишевский. - М., 1968. - 412 с.

9.Казначеев, В.П. Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт. / В.П. Казначеев. - Л.: Медицина. – 1980. – 200с.

10.Кандрор, И.С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере / И.С. Кандрор. - М.: Медицина, 1968. - 279 с.

11.Кононов, А.С. Внешнее дыхание и энергетический обмен в процессе акклиматизации человека на Крайнем Севере: Автореф. дис. . канд. мед наук.- Петрозаводск, 1972.-41с.

12.Короленко, Ц.П. К вопросу эмоциональной напряженности и гипертензивных реакций. — VI Всесоюзн. съезд невропатологов и психиатров. / Ц.П. Короленко,

В.П. Соколов - М., 1975. - С. 347—349.

13.Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. / Ц.П. Короленко. - Л. «Медицина». – 1978. – 272с.

14.Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. / Ф.З. Меерсон. - М. Наука. – 1981. – 278с.

15.Неверова, Н.П. Функциональное состояние надпочечников в процессе акклиматизации на Крайнем Севере / Н.П. Неверова. - Акклиматизация человека в

- 327 -

условиях полярных районов.- Л., 1969.- С.52-53.

16.Панин, Л.Е.. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении / Л.Е. Панин, В.П. Соколов. - Новосибирск: Наука, 1981.- 177 с.

17.Патология человека на Севере / А.П. Авцын, А.А. Жаворонков, А.Г. Марачев и др. - Москва «Медицина». – 1985. – 415с.

18.Поликарпов, JI.C. Особенности течения гипертонической болезни в условиях Крайнего Севера / JI.C. Поликарпов // Тр. СО АМН СССР. - 1981. - С.24-27.

19.Поликарпов, Л.С. Гемодинамический анализ кровообращения у жителей Крайнего Севера/ JI.C. Поликарпов. - Экстремальная физиология и индивидуальные средства защиты. – М., 1986. – С. 158–159.

20.Прикатова, М. К. Некоторые особенности акклиматизации аборигенов Крайнего Севера к условиям Севера / М. К. Прикатова // Красноярск, 1976. - С. 53-54.

21.Прикатова, М.К. Динамика рефлекторной деятельности и некоторых вегетативных показателей коренного населения Крайнего Севера в процессе их акклиматизации к условиям города Красноярска (Клинико-экспериментальное исследование): Автореф.дис. ...канд.мед.наук, 1971 - 20 с.

22.Пшоник, А.Т. Функциональное состояние человека в условиях переезда в другие поясные зоны / А.Т. Пшоник, Н.С. Арутюнова // Материалы конф. Иркутск, 1971. -

С. 64-66.

23.Сарибекова, Т.Н. О социально-гигеенических условиях и состоянии здоровья пожилых контингентов, поселившихся в полосе умеренного климата после длительного проживания в Заполярье / Т.Н. Сарибекова // Гигиена и санитария. - 1973. - №10. - С. 55-57

24.Тимофеев, Д.С. К вопросу о физической работоспособности организма в экстремальных условиях Крайнего Севера / Д.С. Тимофеев // В кн.: Тезисы докладов 4-го Международного симпозиума по приполярной медицине.

Новосибирск, 1978. - Т. 1. - С. - 148—149.

25.Турчинский, В.И. Ишемическая болезнь сердца на Крайнем Севере / В.И. Турчинский. - Новосибирск: Наука, 1980. - 280 с.

26.Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции / И.И. Шмальгаузен. - М.: Наука, 1968. - 451 с.

- 328 -