Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Акушерство и гинекология / Гришин_И_И_Эмболизация_маточных_артерий_Новые_технологии_в_оперативной

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
5.66 Mб
Скачать

этих состояний. Изначально считается, что урогенитальные ткани не подвергаются атрофии, пока уровень эндогенных эстрогенов не становится ниже 50 нг/мл.

Исходя из вышеизложенного с увеличением длительности послеоперационного периода у пациенток после ГЭ отмечается усиление атрофических процессов во влагалище, характеризующееся снижением индекса состояния влагалища. Определяется достоверное снижение КПИ и увеличение рН влагалищного содержимого. Уровень рН влагалищного содержимого, КПИ имеют отрицательную корреляционную связь с длительностью послеоперационного периода (r = - 0,81). Бактериальный вагиноз у пациенток после ЭМА встречался у 1,6%, после гистерэктомии – у 11,6% пациенток. Частота встречаемости атрофического кольпита, у пациенток после ЭМА, была достоверно ниже по сравнению с группой после ГЭ ( 5 % и 11,6% соответственно).

5.2. Изменение сексуальной функции у пациенток после эмболизации маточных артерий и гистерэктомии.

Контроль динамики изменений сексуальной функции у пациенток проводился через 1 год и через 3 года после операции при помощи анкеты по оценке сексуальной функции, разработанной в отделе сексопатологии научно

-исследовательского института психиатрии РАМН.

Убольных миомой матки до лечения наблюдались те или иные изменения в сексуальном статусе у 260 (10 %) пациенток, из которых нами было отобрано 120 человек для изучения сексуальной функции.

При анализе полученных данных было выявлено, что у пациенток, страдающих миомой матки, проявления сексуальной дисфункции встречались сочетано. Более половины - 64 (63,3%) пациентки страдали диспареунией, снижение половой активности наблюдалось у 51(42,5%) пациентки, а также примерно у трети - 42(35%) отмечалось снижение

161

оргазма и уменьшение удовольствия от половых контактов, 38 (31,6%) женщин отметили снижение полового влечения и 26(21,6%) – уменьшение выделения влагалищной слизи.

После проведенного лечения, полученные нами данные свидетельствовали, что после ЭМА улучшение сексуальной функции отметили 9 человек (15%), сексуальная функция не изменилась у 51 пациенток (85%), ухудшение функции не наблюдалось (рисунок 5.11).

Рис. 5.11 Выраженность изменений сексуальной функции у пациенток после ЭМА I(у).

Улучшение сексуальной функции пациентки связывали с прекращением кровотечения из половых путей, отсутствия болей внизу живота. Постоянные кровотечения до операции затрудняли половые контакты, и одновременно с болями, возможно, влияли на ощущения при половых контактах.

Таким образом, удаление причины благотворно воздействовало на дальнейшую сексуальную активность пациенток.

Помимо прочего пациентки, перенесшие ЭМА, отмечали усиление секреции и увлажнения влагалища при половом акте, которое либо отсутствовало, либо было минимальным до эмболизации и также являлось причиной диспареунии. При миоме значительных размеров, приводящей к усилению кровотока по маточной артерии с его преимущественным распределением в сторону узла, происходило своеобразное обкрадывание кровоснабжения влагалища по одноименной сосудистой ветви (т.н. стилсиндром). Это сопровождалось хронической ишемией слизистой влагалища,

162

что и провоцировало недостаточность секреции его желез. После адекватно произведенной ЭМА, предусматривающей закупорку только излишней патологической артериальной сети перифиброидного сплетения, происходило компенсаторное увеличение кровотока по влагалищной артерии, что в конечном итоге и способствовало необходимому клиническому эффекту и устранению диспареунии [58,157].

Рис.5.12. Выраженность изменений сексуальной функции у пациенток после гистерэктомии II(у) (%).

После гистерэктомии II(у) улучшение сексуальной функции отметили 10% пациентов, сексуальная функция не изменилась у 50% пациентов, наконец, 40% женщин указали на ухудшение функции (рисунок 5.12).

Ухудшение сексуальной функции объяснялось неуверенностью в себе, боязнью выглядеть перед партнером менее привлекательно, ожиданием получения “других ощущений“ как для себя, так и для сексуального партнера. Определенное количество пациенток указывали на уменьшение полового влечения, появления безразличного отношения к сексу, а также снижения увлажнения влагалища и боли во время полового акта. Данные симптомы были расценены, как следствие снижения овариальной активности и развития эстрогендефицитного состояния (Ю.Э.Доброхотова, 2000г.)

[40,106].

Кроме того, 3 пациентки после операции (5 %) вообще отказались от половой жизни, объясняя это боязнью «расхождения швов». На ухудшение

163

отношений с мужем, появление напряжения во взаимоотношениях указали

20 пациенток (33,3%).

Структура нарушения сексуальной жизни оперированных пациенток представлена в таблице 5.9.

Как видно из этой таблицы, чаще всего у пациенток встречались жалобы на исчезновение оргазма - 38,3 %, снижение получаемого наслаждения и сексуальной активности. Хотя и другие, реже возникающие симптомы на самом деле обнаруживались достаточно часто – от 15 до 25% наблюдаемых.

Таблица 5.9 Нарушения сексуальной функции у пациенток после гистерэктомии и

ЭМА .

 

ЭМА I(у) (n=60)

ГЭ II(у) (n=60)

Симптомы

 

 

абс.(%)

абс.(%)

 

 

 

Уменьшение выделения слизи

-

14(23,3)

 

 

 

Уменьшение оргазма

-

23(38,3)

 

 

 

Снижение половой активности

-

15(25)

 

 

 

Снижение полового влечения

-

15(25)

 

 

 

Диспареуния

-

9(15)

 

 

 

Снижение удовольствия

-

19(31,7)

 

 

 

Возобновление половой жизни произошло у всех обследованных пациенток. Однако после эмболизации маточных артерий начало повой жизни отмечено, у большинства пациенток, в 1-ем месяце после операции, а после гистерэктомии – через 4 месяца. Основная причина такой разницы между группами – вид оперативного вмешательства.

По всей видимости, этими сомнениями и переживаниями объясняются и другие “изменения” в семейной жизни. Например, каждая четвертая пациентка, перенесшая гистерэктомию, указала на снижение полового влечения и удовольствия. Все это, естественно, сказывалось на половой активности. Намного чаще после экстирпации матки пациентки жаловались

164

на исчезновение оргазма. Эмболизация маточных артерий не влекла за собой подобных изменений.

При оценке анкеты по выявлению сексуальных нарушений у пациенток I(у) и II(у) групп до лечения средний балл нарушения сексуальной функции составил 2,9+0,85, суммарный балл составил 17,45+0,85, что соответствует слабой выраженности сексуальных расстройств.

Через 1 год после лечения у пациенток, перенесших гистерэктомию, средний балл составил 2,13+0,25, суммарный балл – 13,62+0,28, что соответствовало средней степени выраженности сексуальных нарушений. Достоверные различия по сравнению с показателями до лечения наблюдались в показателях «Выделение влагалищной слизи» и «Половое влечение» (средний балл до лечения составил 3,51+0,63 и 2,78+0,65, через 1 год: 2,48+0,5 и 1,98+1,12 соответственно).

Через 3 года по всем показателям отмечалось усиление выраженности сексуальных нарушений, проявившееся снижением всех показателей, в особенности существенные изменения претерпел показатель «Половое влечение», который достоверно отличался от показателя через 1 год после гистерэктомии. Средний балл составил 2,09+0,28, суммарный балл составил 11,47+0,31. Достоверно, по сравнению с показателями до лечения, снизились показатели «Отношение к половой активности», «Выделение влагалищной слизи», «Длительность полового расстройства» (рис.5.13).

В группе после ЭМА через 1 год средний балл составил 3,16+0,32, суммарный балл – 19,1+0,32. Отмечалось некоторое повышение в показателях «Наступление оргазма», «Половое влечение» и улучшение в показателе «Длительность полового расстройства» при сравнении с показателями до лечения.

Через 3 года после ЭМА средний балл составил 3,21+0,29, суммарный 19,4+0,29 балла. Существенных различий с показателями через 1 год после

165

ЭМА мы не выявили. Однако при сравнении со II(у) группой через 3 года после лечения были выявлены достоверные различия показателей «Отношение к половой активности», «Выделение влагалищной слизи» и «Половое влечение» (рисунок 5.13).

*p<0,05 по отношению к показателям до лечения **p<0,05 по отношению к I(у) группе через 1 год после лечения

***p<0,05 по отношению к I(у) группе через 3 года после лечения

Рис. 5.13 Динамика показателей сексуальной функции через 1 и 3 года после ЭМА и гистерэктомии.

В целом прослеживается тенденция к увеличению частоты сексуальных расстройств у оперированных пациенток с течением послеоперационного периода и видом (гистерэктомии) оперативного вмешательства (рисунок

5.14).

*P<0,001 при сравнении внутри группы после ГЭ (через 3 года).

**P<0,05 при сравнении с группой после ЭМА I(у).

Рис. 5.14 Динамика сексуальных нарушений у пациенток после ЭМА и гистерэктомии.

166

Проведя анализ степени сексуальных расстройств, в группе пациенток, перенесших гистерэктомию, выявлена тенденция к прогрессированию симптомов с течением времени, прошедшего с момента операции при сравнении с показателями до лечения (суммарный балл 17,45+0,9).

Суммарный балл через 1 год после лечения соответствовал 13,62+0,28 и 11,47+0,3 баллов через 3 года, которые соответствовали средней степени выраженности сексуальных расстройств. И соответственно 19,1±0,32баллов и 19,04±0,29 баллов после ЭМА I(у) (рисунок 5.15).

*-p<0,05 при сравнении I(у) и II(у) групп **P<0,05 при сравнении с показателями до лечения

Рис. 5.15. Суммарная оценка сексуальной функции у пациенток после ЭМА и гистерэктомии.

Таким образом, при сравнении балльной оценки результатов опроса по оценке сексуальной функции, степень выраженности сексуальных нарушений достоверно отличалась у пациенток группы II(у) после гистерэктомии по сравнению с группой после ЭМА I(у) группой.

По нашему мнению, это связано со значительным травматическим воздействием в результате гистерэктомии и выраженными эндокринными расстройствами развивающимися в послеоперационном периоде.

5.3. Качество жизни пациенток перенесших ЭМА и гистерэктомию.

Концепция исследования КЖ в медицине построена на единых методологических подходах, включающих три основных принципа:

167

многомерность оценки, изменяемость параметров КЖ во времени и участие больного в оценке своего состояния.

В связи с чем, была проведена оценка изменения качества жизни через 3 года и 5 лет у 100 пациенток, которым была проведена ЭМА (I(кж) группа) и у 100 пациенток после гистерэктомии (II(кж) группа).

В качестве инструмента, для оценки КЖ нами использовался опросник "SF36 HealthStatusSurvey".

SF-36 относится к неспецифическим опросникам для оценки качества жизни, он широко распространен в США и странах Европы при проведении исследований качества жизни [474]. Перевод на русский язык и апробация методики была проведена «Институтом клинико-фармакологических исследований» (Санкт-Петербург).

При помощи опросника SF-36, мы постарались оценить составляющие и в совокупности такие переменные, как физический и психический компонент здоровья у женщин через 3 года и 5 лет после ЭМА и ГЭ.

(таблица 5.10 рисунок 5.16, 5.17 ).

При сравнении качества жизни пациенток через 3 года после ЭМА и ГЭ были выявлены более высокие показатели в группе после ЭМА по шкале «ролевое физическое функционирование» (RF), что отражает наличие у пациентки проблем, связанных с работой и ограничениями повседневной деятельности (p<0,05), «физическое здоровье» (PF), что характеризует интегральную оценку ответов пациентки на вопрос о том, ограничивает ли здоровье его повседневную активность и в какой степени (p<0,05), «ролевое эмоциональное функционирование» (RE) прямо указывает на наличие тревожности и депрессии, которые создают дополнительные проблемы межличностных контактов (p<0,05) и «психическое здоровье» (p<0,05). В группе после ГЭ шкала «физическое функционирование», отражающая степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок, находилось в зависимости с «влиянием эмоционального состояния на

168

ролевое функционирование» (r=-0,67), «социальным функционированием» (r=-0,72), а также «влиянием физического состояния на ролевое функционирование» (r=-0,72).

Таким образом, было выявлено, что у пациенток, перенесших ЭМА, через 3 года после манипуляции «физический компонент здоровья» и «психический компонент здоровья» страдал в меньшей степени по сравнению с пациентками после ГЭ, у которых низкие показатели составляющих «компонента психического здоровья» снижали показатели «физического компонента качества жизни».

Таблица 5.10

Характеристика изменения показателей шкал опросника SF-36 через 3 года и 5 лет после ЭМА и ГЭ.

Параметр

ЭМА (n=100)

ГЭ (n=100)

3 года

5 лет

3 года

5 лет

 

Ролевое функционирование,

 

 

 

 

обусловленное физическим

95,00±0,62

98,25±0,29

63,30±0,66*

83,96±068

состоянием(PF) – физическая

работоспособность

 

 

 

 

Влияние физического

 

 

 

 

состояния на ролевое

85,89±2,15

98,35±0,74

51,73±2,23*

73,76±1,28*

функционирование(RP) -

 

 

 

 

физическое состояние

 

 

 

 

Интенсивность боли (BP)

98,22±0,54

99,22±0,38

86,51±0,84

92,00±0,67

 

 

 

 

 

Общее состояние здоровья

78,83±0,58

83,24±0,39

42,39±0,49

48,03±0,62*

(GH)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнеспособность (VT) -

86,92±0,39

92,24±0,39

43,66±0,78*

49,00±0,37*

энергичность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное

83,89±0,97

97,19±0,56

63,86±0,63

77,87±0,97

функционирование (SF)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние эмоционального

 

 

 

 

состояния на ролевое

94,67±1,22

97,96±0,81

38,94±2,3*

82,00±2,81**

функционирование (RE)-

 

 

 

 

эмоциональная роль

 

 

 

 

 

 

 

 

169

Психическое здоровье(MN)

85,68±0,33

90,16±0,32

31,48±0,23*

40,52±0,28*

*- различия статистически достоверны между группой ЭМА и ГЭ (p<0,05) ** - различия статистически достоверны внутри группчерез 3 года и 5 лет(p<0,05)

Через 5 лет полученные результаты анкетирования демонстрируют улучшение качества жизни в сравнении с тремя годами у пациенток в обеих группах. Однако, в группе пациенток, перенесших ЭМА I(кж) через 5 лет показатель «жизнеспособность» (VT) который прямо или косвенно указывает на наличие у пациентов ощущения усталости, нервозности, тревоги, подавленности и депрессии значительно выше (р<0,05). Данный показатель имел положительную зависимость с «социальным функционированием» (r=0,41) и «самооценкой психического здоровья» (r=0,5). Также отмечались достоверные различия в показателях шкалы «психическое здоровье»(MN) (p<0,05) и «общее состояние здоровья» (GH) (p<0,05), демонстрирующие оценку пациентами своего состояния в данный момент и оценку перспектив лечения.

В группе после ГЭ I(кж) через 5 лет была выявлена положительная корреляция между «Жизнеспособностью» и «влиянием эмоционального состояния на ролевое функционирование» (r=0,7),а также с «самооценкой психического здоровья» (r=0,6), которая в свою очередь коррелировала со шкалой «социального функционирования» (r=0,51).

170

Соседние файлы в папке Акушерство и гинекология