Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Процессы переноса в близи поверхности раздела океан - атмосфера

..pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
21.10.2023
Размер:
9.6 Mб
Скачать

;4

Рис. 3.13. Эмпирическая зависимость отношения скорости перемещения волн к скорости ветра от разгона.

/ — по данным

Кинсмэна,

I I — Барлинга,

111 и I V — по данным Барнетта и Уилкерсона

(1967); точки 111 и IV получены

при

скоро­

сти ветра

17,5

м/с. 1 — эмпирическая

формула

Вигеля (1963); 2 — эмпирическая формула

Вильсона; 3 — данные Стюарта,

осред-

нснные

по скоростям

ветра 10, 15

и 20

м/с;

■/ — пересчет данных рис. 3.14; 5 — расчет

по

эмпирической формуле ГОИН

(3.72).

Кривая

представляющая эмпирическую формулу Вигеля

(1963)

с

 

(3.71)

 

“ 10

полученную по данным визуальных наолюдении, по своему харак­ теру соответствует полю точек, но в целом несколько смещена в сто­ рону больших разгонов. Примерно то же относится и к эмпириче­

с/и*

 

ской формуле Вильсона

(кри­

 

вая 2), которая взята из табл. 1

40г

 

обзора

Корвин-Круковского

 

 

(1965).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще сильнее смещены зна­

 

 

чения c/uw, приведенные в ра­

 

 

боте Стюарта

 

(1961)

и являю­

 

 

щиеся

результатом обобщения

 

 

различных экспериментов, про­

 

 

веденных до

1958 г. и собран­

 

 

ных Нидерландским

 

метеоро­

 

 

логическим институтом. Кри­

 

 

вая 3 представляет собой сред­

 

 

нее

по

скоростям

ветра

Мю,

 

 

равным 10, 15 и 20 м/с.

 

 

 

чет

Кривая 5 иллюстрирует рас­

 

 

по

эмпирической

форму­

 

 

ле

ГОИНа

(Ржеплинский и

 

 

др., 1968) для средних перио­

 

 

дов волн по

 

данным

инстру­

Рис. 3.14. Зависимость с/t/* от gX /v2 по

ментальных наблюдений:

 

Китайгородскому (1970).

 

 

= 0,7

 

 

 

 

(3.72)

 

 

 

( W

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При расчете кривой 5 считалось,

что c = gT/2n.

Как

и следовало

ожидать, кривая для c/w

при малых

значениях

 

разгона

близка

к кривым с /и, а затем

отклоняется

от них в сторону

меньших

значений. Это естественно, так как с ростом разгона разница между с., и с должна возрастать.

Китайгородский (1970) обобщил данные целого ряда авторов о зависимости безразмерной частоты максимума спектров волнения co0v J g от параметра gX/v\ . Полученные им средние кривые с/ц*~

~g/w0o* приведены на рис. 3.14. Для того чтобы сопоставить эти результаты с зависимостью c/uw (gX/и2), можно, по крайней мере при больших значениях параметра gX/u2, положить:

gX_.

gX

Са=

gx

1,5 • 10-

и?

„2

 

“10

 

■VC„ =

0,039.

 

 

 

 

102

Результатом такого пересчета явилась кривая 4 рис. 3.13. Из анализа всех приведенных на рис. 3.13 кривых можно сделать вывод, что морское волнение достигает стадии «развитого волнения» (с точки зрения обмена энергией с ветром) при значениях безраз­ мерного параметра gX/u2, примерно равных 104 (около 4 -103 по точкам, собранным Барнеттом и Уилкерсоном, около 8 - 103 по эм­ пирической формуле Вигеля и 2 *104 по данным, приведенным у Стюарта).

При этих значениях..^/»2 волны обеспеченности 7з достигают скорости перемещения около 0,8ию. Однако в условиях открытого океана степень развития волнения определяется главным образом не разгоном gX/u2, а временем действия ветра, т. е. параметром gt/u, где t — время, отсчитываемое от начала действия ветра с за­ данной скоростью и. Очевидно, что это гораздо менее определенный параметр, чем разгон, и экспериментальных данных о функциях c/ui0(gt/u) и gh/u2(gt/u) гораздо меньше.

Сопоставляя приведенные в работе Свердрупа и Манка (1951) данные о зависимости ghtjJ u 2 и с^/и от параметров gt/u и gX/u2,

можно сделать вывод, что при малых значениях параметров gX/u2 и gt/u одинаковые высоты gh/u2 и скорости c/ui0 получаются при значениях gt/u, примерно вдвое превышающих gX/u2, а при боль­ ших разгонах (и соответственно временах) — при одинаковых, т. е. gt/u=gX/u2.

Из данных, приведенных в большой работе Пирсона, Неймана и Джеймса (1962) по прогнозу океанского волнения, можно сделать вывод, что значения gt/u в условиях насыщения примерно вдвое превышают gX/u2.

В работе Ржеплинского и др. (1968) из уравнения энергетиче­ ского баланса бегущих волн при использовании эмпирической связи

между h и Т на разных стадиях разгона получено, что

-£-:'7.3 (#Г-

Однако использованная авторами связь h и Т получена для ограни­ ченного интервала значений gX/u2 (от 102 до 4 • 104), и, следова­ тельно, приведенная формула годится только в этом интервале.

В работе Давидана и др. (1970) в качестве предельного значения разгона, до которого продолжается рост волн, принята величина gX/u2= 2,4 *104, предельное время роста gt/u = 4,6-104, т. е. тоже примерно вдвое больше.

Для отдельной гармоники ряда Фурье продолжительность t дей­

ствия ветра должна быть эквивалентна разгону X, равному — с (k)t.

Суммируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что при грубых оценках можно считать величину gt/u вдвое большей, чем gX/u2. Следовательно, состояние развитого волнения достигается при вре­ мени действия ветра, соответствующем величине gti/u, примерно равной 2 • 104.

ЮЗ

В каком же состоянии обычно в среднем находится море? Для того чтобы ответить на вопрос о том, какое состояние морской по­ верхности в среднем наиболее типично для океана, нужно сопоста­ вить характерное среднее время 11 подстройки морской поверхности к ветровому полю заданной скорости со средним временем to изме­ нения скорости ветра над морем. Для оценки величины to доста­ точно построить временную структурную функцию поля скоростей ветра над морем в зависимости от безразмерного аргумента gAt/u.

_Du

Рис. 3.15. Структурная функция поля модулей ско­ рости ветра.

1 — по данным корабля погоды I; 2 — по данны м корабля погоды К.

На рис. 3.15 приведены значения нормированной структурной функции D J o zu модуля скорости ветра, полученные по данным на­

блюдений кораблей погоды I и К за три зимних месяца (декабрь— февраль) 1959 г. Интервал между последовательными измерениями скорости ветра равнялся 3 ч. Средние скорости ветра для обоих кораблей были близки друг к другу (для корабля I 12,5 м/с, для К 11,2 м/с). Судя по этим результатам, величина ghlu равна при­ мерно 5 • 104.

В работе Ржеплинского (1972) оценено среднее время сохране­ ния ветра заданного направления (в пределах румба). Эта величина составляет примерно 50 ч при средней скорости ветра 12 м/с. Сле­ довательно, для направления ветра величина gh\u равна примерно 2 • 105. Расхождение оценок времени сохранения модуля и направ­ ления скорости ветра, которые должны быть примерно одинако­ выми, вызвано скорее всего различием географических условий, в которых производились оценки. Разумеется, в настоящее время

104

имеется большое число данных о структуре поля скоростей ветра над океанами, из которых можно получать уточненные оценки ха­ рактерного времени сохранения ветра. Очевидно, однако, что это время по крайней мере втрое превышает среднее время подстройки морской поверхности к заданному ветру. Следовательно, наиболее типичным для океана является состояние волнения, близкое к раз­ витому. Этот вывод естествен, так как в противном случае мы имели бы крайне разноречивые данные о спектрах установившегося мор­ ского волнения. Однако» все эмпирические формулы для спектров более или менее близки друг к другу. Таким образом, полученные

вглаве 2 данные о коэффициенте сопротивления должны относиться

ксостоянию волнения, близкому к установившемуся, просто потому, что море большую часть времени находится в этом состоянии.

Этот вывод не противоречит тому факту, что состояние морской поверхности в открытом океане не полностью скоррелировано с ло­ кальным ветром. Среднее время затухания волн намного превышает время их развития, именно поэтому на океане всегда присутствует зыбь, которая накладывается на ветровое волнение. Наличие «ста­ рой», пришедшей из других точек пространства, зыби, очевидно, ска­ зывается на процессах развития «нового» ветрового волнения. Воз­ можно, что частично этим вызвано большое расхождение кривых h(gt/u). Но на величине коэффициента сопротивления поверхности наличие зыби должно сказываться очень слабо из-за малой вели­ чины уклона.

3.5. Коэффициент аэродинамического сопротивления и крутизна поверхностных волн

Первой работой, из которой можно извлечь оценки величины коэффициента аэродинамического сопротивления волн, была работа Мотцфельда, опубликованная в 1937 г. Работа была поставлена по инициативе Прандтля для выяснения вопроса о возникновении мор­ ских волн. Для этого Мотцфельд постелил на дно прямоугольного канала высотой 20 см и длиной 600 см гофрированные поверхности синусоидальной и трохоидальной формы и произвел измерения про­ филей средней скорости в 12 фазовых точках, а также распределе­ ния давлений вдоль поверхности этих неподвижных волн.

Работа Мотцфельда до сих пор цитируется в обзорах и моно­ графиях, посвященных исследованию поверхностного волнения (не­ смотря на то что его исследование относится к неподвижным твер­ дым моделям), так как в ней результаты измерений приведены наи­

более четко и подробно.

Интенсивность

турбулентности в работе

не измерялась, но был

проведен

опыт с одной

из моделей (мо­

дель II) при двух разных уровнях

интенсивности

турбулентности

в потоке. Результаты оказались близкими.

 

 

Мотцфельд выбрал модели со следующими характеристиками:

Модель

 

I

II

III

IV

Форма модели

Синусоида Синусоида

Трохоида

Трохоида

h с м ................

 

1,5

3

1,45

2

X с м ................

30

30

15

15

105

Последняя модель имеет предельно возможное для морских волн отношение высоты к длине волны и заостренный гребень с углом 120° у вершины.

Если усреднить по горизонтали профили u(z), полученные Мотцфельдом в разных фазовых точках исследованных моделей, то мо­ жно, применив к ним уравнение (3.33) в интегральной форме, найти величину параметра yh/X для всех четырех моделей, так как сопро­ тивление формы вычислено у Мотцфельда по распределению дав­

лений на поверхности волн. После численного интегрирования урав­

нения

h

 

^сопр

^ J* (^0 d z

 

о

получаются следующие значения параметра yh/X для всех четырех моделей:

I — ^ = 1 • 1(Г3,

II - ^ - = з ■ 1СГ3,

Ш ^ - = 4 ,2 • 1СГ3,

IV— у -= 2 8 • К Г3.

Пользуясь этими значениями yh/X, можно по зависимости vsJv%(yh/X) (см. рис. 3.7) при с= 0 получить значения vsJ v * для

всех моделей. Если для характерного масштаба турбулентности вы­ брать величину l = xh, то получим значения 0,95; 0,80; 0,73 и 0,45

соответственно; при '-т* получается 0,90; 0,75; 0,69 и 0,32.

По эксперименту Мотцфельда эти величины, вычисленные как ко­ рень из отношения силы сопротивления формы к полному сопротив­ лению в трубе, равны 0,9; 0,78; 0,74 и 0,38 соответственно.

Таким образом, согласие результатов модели, разобранной

X

в п. 3.2, с экспериментом при с = 0 хорошее и при / = — h, и при / =

X

= xh. Значение l = — h кажется физически более разумным для

относительно гладких препятствий.

 

 

 

 

Таблица 3.2

Модель

I

II

III

IV

По данным эксперимента . .

16,3

11,3

14,8

3

По рис. 3.6:

 

12,8

 

 

 

 

 

 

I = У.Л

16

14

13,1

8

14,6

12,5

11,8

7

В табл. 3.2 сопоставлены средние по профилям в разных фазо­ вых точках безразмерные значения отношения щ /v^ с результатами теории.

Надо отметить, однако, что величины uh/v% по эксперименталь­ ным профилям в разных фазовых точках получаются очень неточно

106

из-за трудности определения величины м* по графикам профилей «(г), измеренных вблизи гребня.

Резкое расхождение с экспериментом значений мд/н* по моде­ ли IV вызвано, вероятно, тем, что соотношение (3.15), в котором пол­ ное сопротивление считается равным сумме касательного трения и сопротивления формы при значениях у^Д ~ 3 • 10-2, очевидно, уже не годится. В предельном случае выхода на режим развитого шеро­ ховатого обтекания, когда сопротивление формы играет главную роль, величину u jv ^ при / = const = xh можно оценить, исходя из

соотношения, которое следует из (3.42) приу^-^-О:

= 5

что несколько ближе к данным эксперимента для модели IV.

Из работы Мотцфельда можно сделать общий вывод, что вели­ чина у для неподвижных препятствий синусоидальной и трохоидальной формы с отношением h/X в пределах от 0,05 до 0,10 равна при­ мерно (24-4) • 10-2. С увеличением уклона (рост h/i) величина у несколько увеличивается. Но более всего у чувствительно к форме препятствий. В предельном случае максимальной крутизны и ост­ рого гребня у может возрасти на порядок (модель IV).

Более ранние эксперименты Стэнтона (1932), проведенные при АД= 0,2, дали, по оценке Манка (1955), в среднем величину у » =«4-10~2 с очень большим разбросом в каждом индивидуальном эксперименте.

Для того чтобы проиллюстрировать возможный диапазон изме­ нений коэффициента у, оценим его величину для двумерных плоских пластин, расположенных перпендикулярно потоку на обтекаемой воздухом внутренней поверхности трубы. Это можно сделать по ре­ зультатам экспериментов Сэведжа и Майерса (1963) в круглой трубе диаметром Dr= 15 см. Рабочий участок трубы имел длину 240 см, т. е. 16£>г. На него ставились препятствия высотой А = 0,625; 1,25; 1,875 и 2,5 см, т. е. значения А/Дг лежали в пределах 0,0416— 0,166. Такие относительно большие значения h/Dr при резко необ­ текаемой форме препятствий привели к тому, что даже в тех слу­ чаях, когда измерялось сопротивление формы единичного препят­ ствия на всей длине рабочего участка, оно оказывалось сравнимым по величине с силой касательного трения о поверхность. Поэтому величину у мы оценим по данным Сэведжа и Майерса о сопротивле­ нии формы при двух самых малых значениях h (0,625 и 1,25 см) и при А/А.= 0,05. В результате получилось у = 1,2.

Возвращаясь к оценкам у для моделей, имитирующих морские волны, отметим, что пока они не дают возможности сделать вывод о линейной или близкой к линейной зависимости у от уклона волны; поэтому формулы такого типа, полученные, например, в одном из многочисленных больших обзоров Корвин-Круковского (1966), но­ сят несколько спекулятивный характер. [Вычисленные Корвин-

107

Круковским по данным Мотдфельда величины ур отличаются от приведенных здесь значений у, так как ур= FCOnP/u2m, а мы при

вычислении у использовали соотношение (3.15).] В работах по определению соотношения силы сопротивления

формы и касательного трения в воздушном потоке, обтекающем очень тонкую плоскую пластину, расположенную параллельно по­ току, и крыло с конечным отношением поперечных размеров h к длине X, получен примерно линейный рост отношения силы сопро­ тивления формы к полному сопротивлению (табл. 3.3), линейное возрастание коэффициента аэродинамического сопротивления ук, который аналогичен коэффициенту у для препятствий, расположен­ ных на подстилающей поверхности, и примерно линейное возраста­ ние коэффициента сопротивления формы с ростом 1г/Х.

 

 

 

 

 

Таблица 3.3

й / Х ...................................

0,055

0,125

0,137

^

 

...............................

0,15

0,23

0,41

*ПОЛИ

 

 

 

 

и

.......................................0,4

• 10-3

0 ,7 -Ю-з

1,6- Ю-з

Примерно такой же вывод следует из концепции Джеффриса, разобранной в п. 3.2. Очевидно, что наиболее ценными данными о величине у должны быть результаты прямых натурных измерений распределения давлений по профилю реальных морских волн. Такие синхронные измерения мгновенных значений динамического давле­ ния и ординат поверхностных волн были впервые проведены Конен­ ковой и Колесниковым в 1956—1958 гг., затем Ефимовым (1964) и недавно Добсоном (1971). По данным таких записей можно прямо вычислить величину энергии dWtJdt, передаваемой за счет нормаль­ ных давлений в единицу времени единице поверхности морской волны. Как известно (Лэмб, 1932), величина dWhldt связана с со­ противлением формы соотношением dWh/dt = FC0npc. Величину па­ раметра yh/X можно оценить по данным о dWn/dt следующим об­ разом:

<3-73)

Очевидно, что такую оценку можно провести только в условиях развивающегося волнения, когда с не близко к и. Поэтому для оце­ нок мы выбрали три случая из пяти, приведенных в монографии Коненковой (1969), восемь точек из работы Ефимова (1964) и три точки из работы Добсона (1971) (табл. 3.4). Значения с по данным Добсона вычислены приблизительно, так как у него приведены от­ ношения с/и*. Результаты Добсона оказались близкими к резуль­ татам Кононковой и Колесникова, а также Ефимова, но имеют боль­

ший

разброс. Скорости ветра всеми авторами отнесены к

высоте

z = 5

м. Эти же

значения

подставлены

в (3.73)

при оценках yh/X

вместо величины

Uh. Для

трубы такая

подмена

была бы

недопу-

108

 

 

 

 

 

Таблица 3.4

 

 

dW!

Гdwh I

су с

• 10s

и м/с

с м/с

dt эрг/(см2'С)

[ S r - h a ^ -

 

 

П о К о н е н к о в о й и К о л е с н и к о в у

4,75

2,78

12

0,83

 

0,85

5,1

2,65

42

2,03

 

2,46

9,3

4,15

460

3,16

 

4,4

 

 

П о

Е ф и м о в у

 

 

9,1

7

150

3,77

 

1.5

9,0

5,7

230

2,86

 

2.5

8,5

6,5

59

1,76

 

0,71

7,2

4,8

96

2,52

 

2,0

8,1

6,0

75

2,20

 

1,1

8,0

6,05

18

6,05

 

2,7

9,5

6,2

22

2,57

 

2,0

 

1

По

Д о б с о н у

 

 

 

60

2,0

 

2,5

5,7

2,85

 

7,0

3,3

230

3,46

 

5,2

8,0

2,86

155

8,1

 

2.4

стима, но в натурных условиях это не очень важно из-за неболь­ шого градиента скорости вплоть до z = h, так как значения h до­

вольно велики.

Если судить по рис. 3.16, на котором приведены полученные при рассмотренных экспериментах значения, то очень трудно сделать

70г

0.5

J

_I

1,0 с/и

10 и м/с

Рис. 3.16. Аэродинамические характеристики морской поверхности, вычисленные по экспериментальным данным.

/ — Ефимов (1964); 2 — Кононкова (1969); 3 — Добсон (1971).

109

какой-либо определенный вывод о зависимости параметра yh/k от разгона с/и или от скорости ветра и. В среднем по всем данным величина yh/k составляет 3,2-10~3 для скорости ветра, в среднем равной 8 м/с, и для с/ы «0,6.

Что касается величины отношения h/k для условий моря, то она может изменяться от максимально возможного значения (0,14), при котором волна обрушивается (Лонге-Хиггинс, 1969), до 0,05 для затухающих волн зыби. Для иллюстрации на рис. 3.17 приведены значения h/k, оцененные по визуальным наблюдениям, т. е. отно­ сящиеся, вероятно, к волнам обеспеченности У3.

hк 10‘

12

10

ОО

о

О

с

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

о

 

э

 

>

 

 

 

° оо

°

 

о

о

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

%

о

 

 

 

 

о

 

о

о

 

 

 

 

о i

8%°°о 8('О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

о

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

<#>ОГ * ."

8°о о°<

 

 

 

 

 

о 0

° о г

°<

 

 

 

 

 

 

 

<>

О

о

о

ООК

о

о

о

ос о

О

<

О

0,2

0,4

О,в

0,8

1,0

1,2

1,4

1,6

1,8

Рис. 3.17. .Крутизна волн hjX по данным визуальных наблюдений.

Из поля точек рис. 3.17 можно сделать вывод, что в среднем по значениям с/и <0,8 отношение h/k равно примерно 0,08. Большие значения с/и не стоит рассматривать, так как они относятся "бкорее всего к волнам зыби. Вероятно, среднее значение отношения h/k несколько больше, чем 0,08. Данных о зависимости среднего значе­ ния h/k от скорости ветра практически нет.

Кое-какие выводы об этом можно сделать по данным о величине среднего квадратичного наклона поверхности

Связь эта, разумеется, косвенная, так как средний квадратич­ ный наклон однозначно определяется спектром волнения [см. формулу (3.54)], а величина h/k связана с условными опреде­ лениями, приведенными в п. 3.3. Но в грубом приближении можно считать среднюю величину h/k пропорциональной наклону.

110

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ