Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10-ый номер историко–генеалогического научно–ре...doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Новый шаг максидова к «заселению» истории реальными людьми

Наше время приносит новые открытия об историческом прошлом народов и одновременно рождает и значительные события, требующие своего осмысления и анализа. В частности, для меня, таким новым открытием, требующим осмысления, стала работа адыгского генеалога, демографа-этнолога Анатолия Ахмедовича Максидова «Адыги и народы причерноморья», вышедшая недавно отдельной книгой в государственном книжном издательстве «Эльбрус».

Работа, как стало известно из предисловия издания, – плод многолетних научных исследований автора, направленных на изучение чрезвычайно сложной проблемы истории взаимоотношений и сближения народов Российской Федерации и стран черноморского бассейна. В этой, казалось бы, исчерпавшей себя теме как предмета исследования, А.А. Максидов нашел свой, новый подход, увязав ее с генеалогическими и просопографическими реалиями, что, на наш взгляд, делают работу весьма интересной и практически значимой.

Думаю, что читатель с большим интересом ознакомится с материалами, связанными с периодом формирования адыго-абхазской этнокультурой общности. Ни чуть не умоляя значения работ других авторов, посвященных этой эпохе истории адыгов, хочется отметить интересные выводы А.А. Максидова по вопросам этногенеза адыгских народов и этнокультурных взаимовлияний народов и племен Западного Кавказа конца III – первой половины II тысячелетия до н.э. Свои высказывания автор подкрепляет конкретно-историческими фактами, что делают работу емкой и убедительной.

Не менее интересны, на мой взгляд, разделы, посвященные царской династии спартокидов, которая триста лет связывала в единый государственный организм население греческих колоний Крыма и Синдики с синдо-меотскими племенами Западного Кавказа. В работе также показана, как и в каких условиях представители адыгов становились основателями влиятельных родов Киевской Руси, Украины, России, Крыма и Астрахани. Генеалогическое взаимодействие стало для автора особым стержнем, вокруг которого он выстроил собственное видение истории взаимоотношений абхазо-адыгов с народами Передней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. А эти отношения складываются еще с хаттского времени. Приводя известные в науке сведения о хаттско-кавказских связях, историк–генеалог утверждает, что в ту эпоху адыго-абхазский этнос уже обитал у побережья Черного и Азовского морей. Как совершенно справедливо отмечает доктор исторических наук В.Г. Гаджиев: «…можно согласиться с утверждением автора, что Хаттусас и район нынешнего Майкопа в течении III тыс. до н.э. являлись двумя наиболее важными цивилизованными центрами древней адыго-абхазской общности. И лишь в ХII-ХI вв. до н.э. анатолический анклав абхазо-адыгов прекращает свое существование». Известный ученый ставит в заслугу автора и то, что тот начал свои исследования адыго-анатолического взаимодействия именно с этого периода.

Больше известно о взаимоотношениях Черкессии со странами и народами Ближнего Востока и Северной Африки. Все знают, что черкесские султаны правили Египтом и Сирией в 1382-1517 годах, а архитектурными памятниками, построенными в их честь до сих пор восхищается весь мир. Черкесское зарубежье дало миру немало известнейших людей, которые могли оказывать свое влияние на государственную и военную политику стран, в которых они проживали. В книге А.А. Максидова приводятся новые биографические сведения таких деятелях. Я не сомневаюсь, что читателя заинтересует рассказ о правителях Йемена и Судана черкесе Оздемира-паши и о его сыне, великом визире Османской империи Османе-паши, который с многочисленным войском прошел через Черкесию и разгромил персов, отбив у них «южные районы Дагестана, Ширванское ханство и часть Грузии»; о походе на Астрахань наместника турецкого султана в Крыму черкеса-жанеевца Касим-бея ; о капуданах-пашах Блистательной Порты Ахмеда, Хасана, Сулеймана и др., о кровных связях султанского дворца Турции с влиятельными черкесскими родами, и многом другом. Здесь же читатели найдут занимательные примеры и факты познавательного характера о политических деятелях адыгского происхождения в период становления Турецкой Республики.

«Если бы я с большой смелостью мог судить о путях проведения, я подумал бы, что его намерением было воссоздать, обновить другие вырождающиеся расы смешением их с прекрасной черкесской нацией. Но нам не измерить всю глубину высшего разума», - писал швейцарский путешественник Дюбуа де Монперэ. Я привел высказывание этого известного этнографа и археолога потому, что хочу коротко познакомить читателя с ксенократическим объединением, созданным черкесскими всадниками (зекIуэлIхэм), - которое известно как днепровское или, как его еще называют, – украинское черкесие. Западно-европейские историки давно сформулировали две основные точки зрения по поводу генезиса ранних казаков – касожскую и черкесскую. Разница между ними лишь в хронологии: касожская версия относит появление казаков к Х веку, а черкесская – к ХV столетию. Но и в том, и в другом случае этнический состав ранних казаков считается адыгским. Версии, высказанные по этому вопросу такими известными учеными как: Г. Вернадский, Н. Марр, В. Татищев, Н. Карамзин, И. Болтин, А. Шафонский и др., автор книги подкрепляет и примерами из области лингвистики. Например, Анатолий Ахмедович приводит мнение Л.Г. Лопатинского о том, что «украинское фамильное окончание «ко» происходит от адыгского «къуэ». А сам А.А. Максидов считает, что видимо «в период антерьера в украинский язык вошли такие адыгские слова, как нан (по-адыгейски – мать) – «няньку»; тат (отец) – «тату», хатэ (огород, усадьба) – «хата»; уэркъ (всадник, дворянин) – «урка»; джэгун (играть во что-либо) – «джигун» (украинское слово, обозначающее повесу) и др.

Целый ряд украинских фамилий адыгского происхождения приводит А.А. Максидов из книги украинского исследователя ономастики Г. А. Борисенко: Абабий, Абаз, Бабий, Бабийчук, Богма, Бегма, Бех, Биба, Гужва, Дыга, Джеджелий, Дзижко, Жемела, Занько, Зигура, Зоз, Исип, Кесь, Кекух, Легеза, Лагута, Пашалп, Прихно, Чич, Шамрай, Шемет, Шахрай и др. К этнографическим деталям, привнесенным черкесами на Украину, автор относит: форму и технологию постройки жилища; отапливание жилища кизяком; наличие у запорожцев черкесского седла; обычай брить голову, оставляя при этом нлоп волос (акIэ) на макушке; ткань «черкесску», из которой шилась прежняя украинская одежда; головной убор под названием «кабардинка»; черкесские кафтаны; склонность к наездничеству; обычай побратимства и т.д. Короче говоря, есть что почерпнуть и филологам из этой работы.

Здесь я не останавливаюсь на вопросах этногенетических и культурных связях адыгов с русскими, ибо их неоднократно поднимали и историческая наука и публицистика, и литература. Но хочу заметить, что и этот важный вопрос нашел должное внимание в книге «Адыги и народы причерноморья».

В заключении хочу привести слова президента Российского генеалогического общества, известного ученого И.В.Сахарова, сказанные по поводу выхода новой книги А.А. Максидова: «Как все историки-просопографы и историки-генеалоги, автор работы внес свой вклад в дело «заселения» истории реальными людьми, с их конкретными биографиями, корневым прошлым в их родственном окружении, с их семьями и потомками, благодаря чему теоретические положения и отвлеченные схемы обретают живую, конкретную, полнокровную плоть, а люди, попавшие в поле зрения исследователя, - как более или менее выдающееся и известные, так и ординарные, обычные, «рядовые», - становятся полнокровными участниками исторического процесса». Вот такую высокую оценку получила работа нашего земляка.

Хочу сразу предупредить читателя и о том, что в книге А.А. Максидова вы найдете, и как и в любой другой научной работе высказывания, с которыми не сразу согласитесь, и некоторые недочеты, но я отношу их к сюжетам для дальнейших дискуссий. И то, что они появляются в ходе знакомства с работой – само по себе заслуга автора. Пусть ученые подискутируют – ведь истина рождается в споре.

Книга А.А. Максидова «Адыги и народы причерноморья» появилась на книжных прилавках республики. Мой совет читателям: приобретите ее пока это возможно – вы не пожалеете о своем выборе!

И.В. Сахаров

д-р ист. наук, профессор

г.Санкт-Петербург