Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10-ый номер историко–генеалогического научно–ре...doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Семейная хроника

________________________________________________

А.А. Максидов

канд. ист. наук

г.Нальчк

Родословные кабарднских фамилии: Калибатовых, Ажаховых, Шукаевых, Жамбеевых, Максидовых

1. В поисках изначальных корней

Калибатовы из сел. Анзорей (Старый Лескен) происходят из старинного адыгского рода Калабпта. «Калабата» в переводе с адыгского на русский язык означает буквально «Разрушитель города».

Нет сомнений в том, что фамилия Калабата произошла от прозвища или личного имени одного из древних предков Калибатовых.

В пользу этого утверждения существует несколько версий.

Первая. Дж.Коков в книге «Кабардинские географические названия» (Нальчик: Эльбрус, 1966, С.134) пишет: «После присоединения Крыма к России турки старались укрепиться на побережье вблизи Кавказских гор. С этой целью они построили на земле натухайского племени крепость, несмотря на упорное сопротивление адыгов (известно, что один старейшина из рода Супако был даже прозван «Калабатом» - «разрушитель города» за неоднократное разрушение и разорение крепости»).

Вероятно, прозвище Калабата и стало фамилией потомков этого натухайского старейшины, ныне живущих в Краснодарском крае вблизи г. Анапы и в Республике Адыгее.

Вторая: В богатейшей библиотеке ученого-историка кандидата исторических наук В. Сокурова хранится бесценная книга С. А. Белокурова «Сношения России с Кавказом» (М., 1889. Вып. 1 (1578-1613 гг.). В этой книге (С. 131) приводится документ за 1589 год «Посольство в Грузию Семена Звенигородского и дьяка Торха Антонова Троицы Сергеева монастыря соборного старца Закхея и других в 1589-1590 годах». Находясь в городке Терки 21 августа 1589 года, они отписывали в Москву: «Солох (Шолох) и Алкас (Алхас) князь ныне в соединении с Шевкалом (Шомхал) князем и прямат (служат) заодно Турскому и Крымскому. Л сей весны был у Лсланбека (Асланбек Кай-туков, старший князь Кабарды, умер в мае 1589г.-А. М.) князя, Крымского царевича (Крымский царевич), а приезжал [он] от Турского з жалованием, чтоб служили Турскому и Крымскому с Шевкалом (Шем-халом) вместе; а те князья Солох (Шолох) и Алкас (Алхас) у царевича были и жалование взяли. – А живет-де и ныне Алкас (Алхас) князь от прежнего своего кабака (села - крепости), на которой кабак (село) шол Родион Биркин, да Петр Пивов в Кабарду, два дня езду; а ныне то место, что стоял Алкасов кабак (Алхасова крепость), - пусто.

А согнали Алкаса (Алхаса) войной Асланбековы дети Янсох з братею, да человек Асланбеков Янсохчисы для того, что убил брата своего Калабатыевых детей Катмаса, да Карбека; а им Калабатиевы дети племя (племянники).

А самого Асланбека Кабардинского большого князя не стало тому назад недель с шесть; а княженье – де его хотят дати всею кабардинского землею брату его Янсоху...»

Расшифровывая смысл отчета послов Семена Звенигородского и Торха Антонова для выяснения интересующего нас вопроса, надо отметить, что:

  1. когда послы русского царя Ивана Грозного Родион Биркин и Петр Пивов шли в Грузию (до 1588 г.),то они прошли через кабаки Алхаса, что находилисьу входа в Дарьяльское ущелье (ныне сел. ЭльхотовоРСО - Алания). В 1588 году это место было уже пусто;

  2. примерно в 1580-1585-х годах между потомками двоюродных братьев Джилахстана (Алхасом Джи-лахстановым) и Беслана (Асланбеком Кайтукиным)произошла война, из-за которой Алхас Джилахста-нов вынужден был покинуть берега Терека у Татар-тупа и переселиться в верховья рек Ларса и Сунжи;

  3. война между князем Алхасом Джилахстановыми Жансохом Кайтукиным произошла из-за того, чтоАлхас убил детей своего брата Калабата Катмаса иКарбека, а они приходились племянниками ЖансохаКайтукина, то есть Калабата Джнлахстапов был женат на своей четырехъюродной сестре, дочери Аслан-бека Кайтукина;

  4. после того как Алхас Джилахотанов вынужденбыл покинуть район нынешнего Эльхотова и земли, ему принадлежащие до Лескена, эти места занял Хот Анзоров.

Возможно, что в последующие годы потомки Катмаса или Каирбека Калибатовых вернулись на земли, своих прадедов, где живут и по сей день.

Третья. Исследуя свою родословную, ныне покойный Питит Мухамедович Калибатов точку отсчета своего рода начинает с 1662 года. Почему именно с этого времени? Видимо, Питит Мухамедович, разыскивая документы, подтверждающие происхождение фамилии Калибата, прочитал двухтомное издание «Кабардино-русские отношения» (М.: Изд-во АН СССР, 1957).

В документе № 210 за 1662 год от 28 апреля (Т. 1. С. 327) упоминается имя - черкес Калюбат.

Не претендуя на достоверность происхождения Калибатовых от мастера панцирного дела Калюбата, приводим этот документ полностью:

«№ 210

1662 г. апреля 28-го.— Расспросные. речи черкасских оружейников Калюбата и Б ад у и стрельца П. К. Туманина в Астраханской приказной, палате по ново ду кражи последним у оружейников серебра.

170-го апреля в 28-й день. Привели в приказную палату пансырного дела мастеры Калюбат да Баду стрельца караульщика, чьево приказу и как зовут не ведают, а сказали:

- Тому-де ныне третий день, украл у них тот стрелец литого серебра на 4 алтына, и хотел-де им за то серебро заплатить деньгами серебряными 4 ж алтына, и после-де того хотел им вместо серебряных денег дать медными деньгами. А ныне-де им тот стрелец за то серебро платить не хочет и во всем запираетца, и они-де ево взяв привели в приказную палату для расспросу.

А приводной стрелец в расспросе сказался Иванова приказу Хвостова Петрунька Кондратьев Туманин. Стоит-де он на карауле у черкас панцирного дела у мастеров. И тому-де третий день, говорили ему те черкасы, что пропало у них серебра весом на 4 алтына, и хотели ево, Петруньку, вести в приказную палату, и после-де того за то пропалое серебро просили у него денег серебряных 4 же алтын.

И он-да им говорил, что серебряных денег у него нет, и он де им заплатить хотел медными деньгами. А серебро-де он у них не украдызал, а кто украл, того не ведает. И сего же числа те черкесы взяв привели ево в приказную палату к записке.

Да тот же стрелец Петрунька Туманин в нынешнем в 16б2 году был в приводе и бит батоги за краденые бараны.

От расспросу отдан за решетку приставу Петрушке кривому до указу.

Помета: Бить батоги и долги, доправя вдвое, отдать черкасам.

Отметка: И стрелец Петрунька батогами бит и деньги на нем доправлены и отданы черкасам» (ЛОИИ, ф. Астраханская приказная палата, № 4311, л. 1-3).

Четвертая. Французский дворянин, уроженец Парижа Абри де ла Мотрэ (1674-1743), путешествуя в 1711 году по Черкесии, побывал в г. Кальбата - столице равнинной Черкесии и оставил нам бесценные записи об этом городе. Он писал:

«Кальбата заслуживает название города благодаря своей величине, но не благодаря своей красоте, хотя она и является столицей равнинной Черкесии.

Ее дома плохо построены, в большинстве случаев это стволы сосен или других деревьев, сложенные четырехугольником друг на друга и покрытые дерном; иногда же это просто хижины, сделанные из различных плетенок, соединенных вместе, или из сплетенных ветвей деревьев, покрытых грязью и навозом коров, смешанными с нарезанной соломой и. зеленым дерном, как в Перекопе. Эти дома имеют только один этаж, так что они чрезвычайно низкие, за исключением небольшого количества [домов], имеющих нечто вроде фундамента и каменных стен величиною в рост человека, на которые кладут стволы деревьев или плетенки.

Жителями этого города являются черкесы и ногайцы, смешанные с белыми калмыками, евреями, греками, армянами, одним словом - со всеми народами, о которых я упоминал после Бендер, за исключением черных калмыков».

Мотрэ в своих записках не дает точного местонахождения г.Кальбата, но он сообщает, что от Кальбата до восточного берега Меотиды (Азовское море) «4 дня пути». Если это так, то, возможно, г.Кальбата, о котором писал Мотрэ, находился на месте нынешнего г. Армавира.

В ряде фамильных преданий Калибатовых говорится о том, что их род некогда жил в столице равнинной Черкесии. Если это так, то, возможно, свою фамилию Калибатовы получили по названию города Кальбата, откуда они переселились в Анзорей.

Основоположник генеалогической школы Кабардино-Балкарии доктор исторических наук, профессор, член историко-родословного общества в Москве А. И. Мусукаев дал убедительную оценку «Великим хранителям памяти» - старшему поколению. В классическом труде по генеалогии народов Кабардино-Балкарии «Века родословий» (Нальчик: Эль-Фа, 1997) он пишет: «В течение жизни горцы подобно губке впитывали в себя информацию многих поколений предков. Самой жизнью и природой человека сложился четко и бесперебойно функционирующий конвейер преемственности исторических и культурных ценностей.

Передаваемая из поколения в поколение, информация частично преувеличивалась и несколько искажалась, но в основе своей представляла жизненную правду».

Исследуя родословную Калибатовых из Анзорея, автор провел определенную работу в ЦГА КБР, ЦГА РСО - Алания, но не нашел архивных документов, подтверждающих фамильные предания Калибатовых или связь между потомками Калибата Джилахстанова - Катмаса и Каирбека и ныне живущими Калибатовыми из Анзорея. Тем не менее автор вправе утверждать, что Калибатовы из Анзорея могут быть далекими потомками Калибата Джилахстанова.

В ЦГИА Республики Грузии (ф. 2, on. 1, д. 1649, л. 83-112) хранится «Ведомость исчисления Кабардинского народа...», составленная секретарем суда капитаном Шардановым 30 января 1825 года.

Для историков и любителей, занимающихся историей родов и фамилий, этот документ бесценен тем, что впервые в отечественной историографии Кабарды была проведена перепись населения. В числе других аулов были переписаны и жители аулов, принадлежащих Анзоровым. К 30 января 1825 года в ауле Пшимахо Анзорова и его братьев проживало 35 родов, из них 297 человек мужского пола.

Среди них Калибатовых нет. Значит, Калибатовы в это время в ауле Пшимахо Анзорова не проживали.

Впервые фамилия Калибатовых, по найденным архивным документам в ЦГА КБР, встречается в 1892 году. В этом году «Общественный приговор (Протокол) по выбору народных судей аула Кайсын-Анзорова» среди других аульчан подписали Тамбий и Асхад Калибатовы (ЦГА КБР, ф. и-6, оп. 1, д. 9, т.1).

Это не значит, что в Кайсын-Анзорово к этому времени проживали только Тамбий и Асхад Калибатовы. Из 455 домовладельцев, проживающих в этом ауле, указанный приговор был подписан только 299 домовладельцами. Возможно, другие Калибатовы были среди остальных 155 домовладельцев, не подписавших этот приговор.

Через 14 лет, r 1906 году, такой приговор уже подписали 422 домовладельца из 600 проживающих в Кайсын-Анзорово. Среди них (по порядковым номерам) подписи:

192. Мамыза Калибатов

206. Биту Калибатов

214. Харун Калибатов

221. Тамбий Калибатов

222. Болат Калибатов

224. Магомет Калибатов

225. Исуп Калибатов

226. Муса Калибатов

228. Якуб Калибатов

229. Маша Калибатов

230. Асхад Калибатов

(ЦГА КБР, ф. и-6, оп. 2, д. 54, с.5.)

Уже в советское время, в 1921 году, была проведена частичная перепись населения сел. Старый Лескен (Кайсын-Анзорово).

По этой переписи здесь проживали:

  1. Калибатов Шу - 35 лет.

  2. Калибатов Срух - 40 лет.

  3. Калибатов Абдурахман - 28 лет: дочь Леля;брат Андурзак - 35 лет; брат Хатакшоко - 15 лет; сестра Зули - 21 год.

4. Калибатов Алихан - 55 лет: Дети: Магометмырза - 17 лет (Фица); Аюб Темырхзан - 11 лет (Поца); Хажмурид - 8 лет; дочь Хутата - 8 лет.

5. Калибатов Касим - 40 лет: сын Хажкасым - 1 год; дочь Лира - 3 года; мать Багагуса - 90 лет.

Много лет своей жизни отдали поиску материалов и составлению родословной славные представители рода Калибатовых Питит Мухамедович и Нина Хамидовна.

Нет сомнений в том, что Питит Мухамедович - в первую очередь и Нина Хамидовна проделали огромную работу по составлению родословной своих предков. Надо заметить, что в то время, когда они работали над родословной, доступ к архивным материалам был ограничен, и они не смогли составить полную родословную своего рода. Да и с 1970 года прошло уже 28 лет. За это время выросло новое поколение, сведения о котором не вошли в родословную.

Пройдут годы, сотни лет, и далекие потомки Питита и Нины Калибатовых будут им благодарны за то, что они сохранили им имена своих далеких предков, их родословную.