Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10-ый номер историко–генеалогического научно–ре...doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Путь в генеалогию

(Библиографический очерк к 60-летию А.А. Максидова)

Максидов Анатолий Ахмедович (28.06.1944 г. сел. Хамидие Терского района КБР) – кабардинский писатель – публицист. После окончания средней школы работал механизатором в колхозе «Большевик» сел. Хамидие.

В 1963 был призван в ряды Советской Армии и два года служил в радиотехнических войсках Московского округа ПВО. Во время прохождения срочной службы в июне 1965 поступил в Львовское высшее военно-политическое училище Советской армии и Военно-Морского флота на факультет культуры и журналистики. В 1969 окончил вышеназванное училище и в звании лейтенанта ВМФ был направлен на Тихоокеанский флот, где проходил службу на разных должностях, в 1989 в звании капитана 2-го ранга М. уволился в запас.

В 1991 - 1984 он активный участник национального движения «Адыгэ Хасэ»: 1991 – 1992 член исполкома конгресса кабардинского народа, «Адыгэ Хасэ» и Адыгско – Черкесской Отечественной Хасэ, конфедерации Горских народов Кавказа. В 1999 г. избран Генеральным секретарем Российской Генеалогической федерации, в 2000 - членом – корреспондентом Международной Генеалогической Академии в Париже. М. – член Союза писателей РФ (2000).

Во время службы на флотах ВМФ М. сотрудничал с различными армейскими и флотскими изданиями, где были опубликованы его рассказы: «Седая елка» - 1971 , «Мазай» - 1972, «Дикарь» - 1975, «Однажды летом» - 1980.

Очерки, репортажи и статьи М. о военнослужащих из Кабардино-Балкарии часто печатались в республиканских газетах и журналах.

В 1983 в издательстве «Советская Гавань» вышла книга М. «Очерки истории театра Тихоокеанского флота». Она написана в жанре исторических очерков о формировании, становлении и художественном развитии профессионального театра тихоокеанского флота за 50 лет своего существования.

В 1984 во Владивостоке вышла вторая книга М. «Восставшая сотня». В этой небольшой историко-документальной повести писатель реалистично и убедительно изобразил драматические события периода Русско-Японской войны 1904 – 1905.

Кабардинцы Хамид Шамурзаев, Данил Фашмухов, Мухаммед Гукепшев, Мисост Бориев, Аслан Шерегов, их сослуживцы чеченцы Эльмурза Асламурзаев, Султан Арсанов, Тасум Гиреев и другие герои повести являются бесстрашными рыцарями, проливающими кровь за интересы России в Манчьжурии. М. создал яркие, запоминающиеся образы сильных духом и свободолюбивых черкесов – воинов, умеющих быть твердыми и непоколебымыми перед врагами, но милосердными и справедливыми с побежденным врагом и беззащитным гражданским населением Маньчжурии. Главный герой повести кабардинец Хамид Шамурзаев из аула Хапцево, пройдя через горнило жестокой и позорной для России Русско – Японской войны 1904 – 1905, избежав суда и каторги после участия в восстании кабардинской сотни благодаря своему другу казаку Семену Турчененко из г.Моздока, возвращается на родину и принимает активное участие в революционных событиях 1905 – 1907. Здесь, в ауле Хапцево (Хамидие), он становится руководителем восстания против дворян Хапцевых и Азапшевых, которые жестоко эксплуатируют односельчан, практически лишая их всех прав общинного ведения хозяйства.

Герой повести М. Хамид Шамурзаев, преданный своими же односельчанами, после ареста жандармами погибает в Моздокской тюрьме, но ростки свободы и дух сопротивления, зажженный им в сердцах односельчан, вселяет надежду на то, что освобождение всех угнетенных крестьян не за горами.

В 1996 выходит сборник историко – этнографических статей - «История рода Максидовых», в котором М. исследовал свою родословную с середины ХVI в. до наших дней. В рецензии на книгу М. доктор исторических наук, видный этнограф Б.Х.Бгажноков отметил: «Книга Анатолия Максидова по своему уникальна и, признаться, трудно отнести ее к какому-либо известному жанру … в то же время ее значимость выходит за пределы узкофамильных сведений и интересов. Стремясь выявить генеалогию, жизнь и деяния своих предков по отцовской линии, автор нарисовал историко-этнографическую картину адыгской жизни в целом, типичную для многих других древних фамилии».

В последующие годы М. создает литературно-публицистические произведения: «Хапцей, Пшичо, Азапшей» - (1997), «Калибатовы» (1998), «Ажаховы»,(1999).

В основе этих произведений – реальные события, излагаемые автором с художественной и документальной достоверностью. Каждый факт истории и современной действительности, являющейся стержнем произведений М., подается читателю как увлекательное повествование, излагается исключительно ярко и выразительно. Произведения М. – это не только исторические предания о конкретных родах, они, прежде всего, представляют живую, богатую, художественную летопись целых поколений. Каждая страница его книг – это захватывающий рассказ о неповторимых и драматических судьбах людей, написанный автором с огромной силой художественного воздействия на читателя.

Книга М. «Хапцей, Пшичо, Азапшей» посвящена истории происхождения фамилии, проживающих в ауле Хапцей (Хамидие) и его кварталах - Пшичо, Азапшей. М. первым из историков и литераторов Северного Кавказа приводит пространные генеалогические таблицы, в которые ограничено включены и знаки фамильной собственности каждого из 60 родов, проживающих в сел. Хамидие (дамыгъэ, тхьэбзэ, нэпкъыжьэ, лъабзэ). Автор книги увлечено рассказывает о простых людях и выдающихся сельчанах прошлых веков, а также о тех, кто прославляет село и республику сегодня. Особую ценность труда М. представляет полевой этнологический материал по преданиям и родословиям всех фамилий жителей Хапцей, Пшичо и Азапшей, опираясь на них, М. воспроизводит прошлое и настоящее своего родного села.

Выяснение происхождения родов и составление генеалогических схем автор по праву начинает с дворянина (къуажэпщ) Хапца, именем которого названо село. Через весь очерк о роде Хапца проходит живой, яркий и запоминающейся образ родоначальника Хапцевых Альбердоко, бесстрашного предводителя малокабардинцев времен Кавказской войны Шухана, просветителей и неординарных представителей этой фамилии Али и Мухаматгери, офицеров лейб – гвардии Кавказско – горского полуэскадрона Мурата, Кучука и Берда Хапцевых. М. впервые в исторической литературе создает историю двух забытых аулов Пшичо и Азапшей, ныне входящих в сел. Хамидие как кварталы.

История аула Пшичо М. воссоздается через образы князей Талостановых, Бековичей Черкасских и их подвластных дворян Дзагаштовых, Бориевых, Хапачевых, Максидовых.

История аула (квартала) Азапшей рисуется автором через образы романтического адыгского рыцаря – одиночки ХVIII в. Кудаберда Азапшева, офицера лейб-гвардии Кавказско – горского полуэскадрона Алимурзы Азапшева, героя первой мировой войны Кургоко Азапшева и простого крестьянина, сказителя – мудреца Мудара Хостова. В рецензии на книгу М. «Хапцей Пшичо, Азапшей» профессор А.И. Мусукаев отмечает: «Максидов по праву называет свой труд фамильной энциклопедией, поскольку на века сохранит память об известных и рядовых односельчанах, заставит не одно последующее поколение и особенно молодежь, задуматься над смыслом жизни и бытием, над объективной необходимостью преемственности доброго, нравственного начала своих предков» (Журнал «Гербовед», М., 2000, №44, с. 154 – 155).

Книга «Калибатовы» написана автором в жанре историко-документального повествования и посвящена генеалогии древнего адыгского рода Калибатовых. Она начинается со скрупулезного поиска изначальных корней этого рода, осмысления значимости и места представителей фамилии в истории сел. Анзорей и Кабарды и заканчивается персональными характеристиками именитых и простых людей, живших в далеком прошлом и наших современников. В генеалогических очерках о сыновьях Талиба Харуновича Калибатова – Нургали, Аскерхане, Саламе, Исмаиле и последующих потомках читатель находит много интересного и вместе с ними совершает путешествие в их мир, в котором они жили и творили сами свою собственную историю. Это через их сердца прошли тяжелые годы колхозного строительства, индустриализации, безысходная несправедливость и горечь утрат сталинского режима и ВОВ, восстановления народного хозяйства, расцвет и подъем жизненного уровня в 60-х – 70-х гг. ХХ в. и новые антигуманные катаклизмы «реформационных преобразований» сегодняшних дней.

В рецензии на работу М. А.И.Мусукаев справедливо замечает: «Через все эти генеалогические зарисовки просматривается, прежде всего, нравственный стержень авторских жизненных установок и позиций в образе жизни, содержательной стороне принципов и поведений, опирающиеся на глубинные традиции национальной ментальности адыгов… Автор книги как бы специально заостряет внимание на отдельных деталях этикета, быта и взаимоотношений, чтобы обратить на это внимание наших современников и заставить задуматься нас о завтрашнем дне нации, ее снижающейся культуре, над захлебнувшими общество проблемами тунеядства, пьянства, наркомании». (А.Мусукаев «Генетическая память - величайший феномен истории». Газета «Кабардино-Балкарская правда», 1999 6 февраля).

Книгами «Родословная Максидовых», «Хапцей, Пшичо, Азапшей», «Калибатовы» М. были и заложены основы подхода к изучению родословий горских народов Кавказа. Разрабатывая родословные князей, дворян и крестьянства, М. осмысливает во многом ранее не изученный исторический путь Северокавказского региона и через судьбы имен и фамилий показывает особое место горских народов Кавказа в социально-культурном и цивилизованном опыте человечества.

Наиболее удачным и зрелым как в литературном, так и в научном плане является историко-документальное произведение М. «Ажаховы».

Генеалогическое исследование рода Ажаховых своего рода слепок хозяйственно-культурной деятельности народов. Через предания, рассказанные старейшинами и литературно обработанные автором, мы узнаем, что Ажаховы происходят из древнего адыгского рода, которые не просто занимались животноводством, но и были искусными воинами и мастерами оружейниками, знатоками зоотехнии, владели искусством приручать диких животных.

Знакомясь с книгой М. «Ажаховы», читатель убеждается в неоспоримости истины, что история и ее закономерности построены на деяниях и опыте человечества, наглядно осмысливаются через генеалогические предания и родословную роспись фамилии, в центре которых стоит субъект истории – человек. Историко-документальные произведения о кабардинцах и балкарцах Шукаевых, ингушах и кабардинцах Гетигежевых, абазинах и кабардинцах Жамбеевых, созданные М., легли в основу его кандидатской диссертации по теме «Этнокультурные и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья» которую он успешно защитил в 2001 и подготовил монографию к изданию.

Е.В.Пчелов, канд. ист. наук (г.Москва) в рецензии «Генеалогические труды А.Максидова» отмечает: «Работы А.А.Максидова конкретны. Они посвящены генеалогии отдельных родов и генеалогической истории отдельных населенных пунктов. Его книги – это «фамильные энциклопедии», где представлены не только генеалогические схемы и росписи, но и выдержки из документов, семейные легенды, изображения родовых знаков, портретные ряды представителей изучаемых родов, их яркие и запоминиющиеся художественно-документальные образы и т.д. То есть перед нами действительно энциклопедические труды, комплексно и всесторонне охватывающие все аспекты истории данных родов. Такой пример полезен для всех литераторов - генеалогов России и свидетельствует о серьезном начале генеалогических исследований в Северокавказском регионе. Будем надеяться, что энергичная литературная деятельность А.А. Максидова по созданию фамильных энциклопедий на своей родине даст еще немало полезных плодов». (Е.В.Пчелов // Гербовед, , М.,2000, №44 с.150-152).

Соч.: Теарт и воспитание воинов. Владивосток, 1979. Очерки истории театра Тихоокеанского флота (1933 – 1983 гг.). Советская Гавань, 1983; В боевом расчете флота. Владивосток, 1983; Восставшая сотня. Повесть. Советская Гавань, 1984; Родословная Максидовых. Н. 1996; Хапцей, Пшичо, Азапшей – фамильная энциклопедия. Н. 1997; Калибатовы – фамильная энциклопедия. Н. 1998; Ажаховы - фамильная энциклопедия. Н. 1999; Братья Ажаховы. В сб. статей «Правда о дивизии. К истории 115-й дивизии Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии)». Н., 1999; Адыги – черкесы и зарубежье: семейные и генеалогические связи.// Республика. Н. 2000; Адыги – черкесы и зарубежье: семейные и генеалогические связи. // Гербовед. М., 2000; Касожский князь Редедя: реальности летописного сюжета. // Э., 2000, №1; Легенды историческая действительность в генеалогических преданиях малокабардинцев. Сб. Проблемы региональной ономастики. Майкоп. 2000. Адыгские геральдические символы: этносоциальная природа, семантика.// ЛКБ, 2001, №3; Великий горец.// в кн. Эфендиева С. «Кайсын Шуваевич Кулиев» (воспоминания современников). Н., 2001. Украинские фамилии адыгского происхождения. Сб. Проблемы региональной ономастики. Майкоп. 2002 Генеалогия в России и на Северном Кавказе. Н. 2002, №1.

Лит.: Бгажноков Б. Фамильная энциклопедия Максидовых (предисловие к книге «Родословная Максидовых») Н., 1996; Мусукаев А. Свой труд назвал энциклопедией фамилий. КБП. 1998, 24 марта; Печонов В. Шестьдесят одна «Америка» капитана Максидова// КБП. 1998, 16 мая; Шадуева Л. Разбудить генетическую связь.// СМ 1998, 20 мая; Мечиев Х. Память переданная по наследству.// КБП, 1998, 23 мая; Мусукаев А. Генетическая память - величайший феномен истории.// КБП, 1999, 6 февраля; Канукова А. И лъэпкъыр игъаф1эрэ тхыдэри ф1ыуэ илъагъу. (С любовью к своему роду и истории).// АП, 1999, 29 июля; Мусукаев А. Псоми къытхуэщхьэпэнущ (С пользой для всех нас).// АП, 1999, 2 декабря; Мусукаев А. Историко-этнологическое исследование Хамидие (Хапцей, Пшичо, Азапшей) // Гербовед, М. 2000, №44; Пчелов Е. Генеалогические труды А.Максидова // Гербовед. М. 2000, №44; Заубидов А. Тхыдэм пщ1э къытхуищ1мэ, ар псоми ди зэхуэдэ ф1ыщ1эщ. (Мы сами творим свою историю).// Родина Черкесов, 2002, 5 февраля.

С.Х. Хотко

д-р ист. наук

СНС АИГИ

г.Майкоп

К 60-летию А.А. Максидова

В этом году моему коллеге и старшему товарищу Анатолию Ахмедовичу Максидову исполняется 60 лет. Человек нелегкой судьбы, долгие годы верно прослуживший Отечеству в рядах ВМФ, сумел найти себя в науке уже в весьма зрелом возрасте. И, более того, сегодня мы имеем право признать в А.А.Максидове крупного научного деятеля, заложившего мощные организационные и источниковые основы для нового для нас направления — генеалогического поиска. Было бы не совсем уместно говорить здесь об огромном значении генеалогии, как самостоятельной исторической дисциплины. Это очевидно для любого специалиста-историка. Удивительно, как одному человеку в очень непростое время удалось столь многое: кропотливая работа в архивах Москвы, Краснодара, Владикавказа, других центрах; полевые исследования — опросы стариков в адыгских селениях КБР, КЧР и РА; издание более десяти весьма основательных генеалогических трудов и, наконец, создание (впервые!) генеалогической ассоциации Северного Кавказа. Анатолий Ахмедович весьма достойно представляет нас — членов этой ассоциации — в Москве: являясь вице-президентом Всероссийской генеалогической ассоциации.

Событием стало появление историко-генеалогического научного журнала "Генеалогия Северного Кавказа" в январе 2002 года. За два года А.А.Максидов сумел выпустить 7 номеров. И в каждом вы можете обнаружить большой пласт интереснейшей информации, это и генеалогия северокавказских просветителей, и родословная кабардинских и западно-адыгских князей Черкасских, уникальный геральдический материал, переводы западных публикаций. Журнал уже обрел свою постоянную читательскую аудиторию. С изданием сотрудничает большое число специалистов-генеалогов из Москвы и Санкт-Петербурга. Значение этого периодического издания выходит далеко за рамки Северного Кавказа: в нем публикуются актуальные, новые исследования ученых из Армении, Азербайджана, других государств. Хочется пожелать А.А.Максидову и далее поддерживать начатую серию на высоком уровне. Работы некоторых авторов носят любительский характер, но интерес к своим корням легитимен в любом случае и в этом плане генеалогия более толерантна, чем собственно историческая наука.

Массу позитивных отзывов, как я знаю, получила последняя книга А.А. Максидова «Адыги и народы Причерноморья». Анатолий Ахмедович, на мой взгляд, совершенно неуместно поскромничал и не опубликовал хотя бы некоторые из них – от крупных специалистов из Москвы. На Западе книги (того заслуживающие) всегда выходят с подобными отзывами. Со своей стороны, считаю возможным охарактеризовать работу Максидова как новационную, формирующую качественно новый взгляд по целому ряду важных проблем этнической истории Северо-Западного Кавказа и Северного Причерноморья.

Хочется пожелать уважаемому Анатолию Ахмедовичу новых ярких викторий в его многоплановой деятельности и долгих лет жизни.

З.Х. Мисроков

д-р юрид. наук, профессор