Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10-ый номер историко–генеалогического научно–ре...doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать

С адыгского на русский

Труден путь к братьям живущим (Шыф ца) у Черного моря

Но он труднее если ты кровник и вынужден скрывается от преследователей

Отважен был князь и остер на язык

Не стерпел оскорбления и меч мой не дрогнул

Не думал о детях, которые (как щенята) наверное блуждают по лесу

Молюсь я чтобы Тхашхо уберег их от Ермэлыхьэ (наверное от генерала Ермолова)

А кровники их за малолетством не тронут

Бежал я как трус звериными тропами,

Оставив детей на съедение собакам нет мне прощенья, нет мне прощенья

В плаче «Джамамбаевых» не называется имя покинувшего родину Джамабаева, но имя его проясняется в предании о Нартшао Жамбееве и Таукасере Таове, записанное нами со слов информатора Жамбеева Хаути Хазешевича 1946 года рождения из селения Урух, прямого потомка Нартшао Жамбеева в шестом поколении.

Предание о Нартшао Жамбееве и Таукасере Таове

«Это предание рассказал мне Жамбеев Нартшу, который в столетнем возрасте умер в 1972 году.

Как то князь Казиев ездил по селам и отбирал для предстоящего похода лучших войнов (зек1уэл1). Заехав в аул Коголкова он собрал стариков и спросил, - кто из сельчан достоин быть в дружине князья. Старики указали на Жамбеева Нартшао и Таове Таукасара. Услышав незнакомые имена князь сказал, - Разве может непородистый конь стать хорошим скакуном? Не прославившие свое имя воин, не может быть в моей дружине. Князь Казиев поехал в следующий аул и забыл о сказанном. Прошло время. Разговор стариков и князя кто-то передал Нартшао и Таукасару. Оскорбленные словами князья они поклялись, что Казиев пожалеет о сказанном. Возвращаясь из очередного похода Наршао и Таукасар встретили на опушке леса князя Казиева окруженного своей дружиной. Крикнув, - Берегись сын Казия, - они прорвались через охрану и слегка ранили его: Нартшао щеку, а Таукасар руку. Через несколько дней Нартшао и Таукасар согласно адыгскому обычаю решили навестить князя. У дома князя дружин встретила их обнажив кинжалами. Однако Казиев остановил своих дружинников и пригласил Нартшао и Таукасар в гостиную. Гости зашли в дом и поздоровавшись с князем справились о его здоровье. Поговорив немного они попрощались и вышли из гостиной.

Князь вызвал старшего дружинника и сказал, - Позаботься о гостях, примите их как полагается по нашим законам, они не виновны, виновен я и мой язык.

Так Нартшао и Таукасар доказали князю Казиеву, что они действительно настоящие адыгские рыцари.

Исходя из содержания «Плача Джамбеевых» и «Предании о Нартшао Жамбееве и Таукасаре Таове» казалось бы что нельзя отождествлять Нартшао из «Предания» и Джамамбеева из «Плача», поскольку в «предании» не сказано, о побеге Нартшао за Кубань после ранения князя Казиева. Здесь надо понимать, что реальное историческое событие произошедшее несколько веков назад со временем обрастает художественным вымыслом, сглаживаются некоторые отрицательные поступки героя приписываются героические деяния, меняются места действий, имена и фамилии. В данном случае совокупность архивных сведений о малолетних детях Нартшао, содержание преданий о его рыцарских поступках, упоминание в «Плаче» об убийстве князья и малолетних детях оставленных на родине предполагают сделать заключение о тождественности героя «предания» Нартшао и «плача»Джамбеева. Жамбеевых, потомков Джанымба, живших в Лоово-Кумском ауле князей Лоовых и Жамбеевых, потомков Шумахо из аула абазинского узденя Ашабово так остро не коснулись события «Ермоловского покорения» Кабарды в 1821 – 1822 годов, поэтому старшее поколение рода Жамбеевых в северо-западной части Кабарды более менее сохранилось и это просматривается в «Ведомости исчисления Кабардинского народа» Я.Шарданова 53 и в «Списке Большой Кабарды разных степеней узденям».54 Во втором документе датированном 1929 годом имя Шумахо Жеманбаева которому в 1825 году было 43 года уже не упоминается. В этих списках как уздени 3-й степени (беслен-уорки) значатся братья Шумахо – Айса – 33-х лет его сыновья Яхья – 12 лет, Харун – 8 лет, Нал – 6 лет, Худ – 3 лет и второй брат Шумахо Исуп – 19 лет.

В этом же списке среди узденей 4-й степени (уорк – шаотлигуса) значатся Есанука Жамбеева 25 лет, который имел свой аул и его брат Кама – 23 лет.

Жамбеевы, потомки Нартшао Коголкинские Али и Темроко в этом списке не предоставлены. Родство Жамбеевых (Жеамабаевых) из селения Урух (Коголкино), Жамбеевых (Жемамбаевых) из селения Малка (Ашабово), Бжамбеевых из селения Нартан (Клишбиево), Джантубаевых (Жанымбей) из Карачаево-Черкесии в нашем исследовании документально не подтверждаются. Однако на основании семейных преданий Жамбеевых, Джантубаевых и Бжамбеевых можно предположить, что все они происходят от первопредка Жаныма из абазинского племени тапанта и в прошлом состояли в близком родства, сохраняя территориальное, хозяйственное и идеологическое единство.

Сегодня эти фамилии хотя и утратили территориальное и хозяйственное единство, стойко сохраняют идеологическое единство, духовно и материально сближаясь под влиянием общей внешней опасности для фамилии, потере известного среди родственник лица, необходимости решения вопросов общефамильной значимости, оказании материальной помощи пострадавшему от стихийных бедствий и т.д.