Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МАлков.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
739.84 Кб
Скачать

Единичное (единое) преступление, его виды и отличие от совокупности преступлений

Совокупность преступлений слагается из единичных преступлений, за которые лицо, их совершившее, еще не осуждалось. В УК РФ дается лишь общее законодательное определение понятия преступления. Однако в нем нет законодательного описания признаков единичного (единого) преступления, хотя при наличии в УК совокупности преступлений его наличие в законе было бы весьма полезно. Сказанное иногда ведет к правовой оценке содеянного как двух преступлений при наличии одного (единого) преступного деяния.

Л., будучи доцентом кафедры государственного технического университета, согласно трудовому договору как преподаватель был наделен правом приема экзаменов у студентов. В нарушение своих должностных обязанностей Л. за взятки ставил зачеты и оценки за курсовые проекты и экзамены без самой процедуры их приема, за что был осужден по п.«б» ч.4 ст. 290 и ст. 292 УК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор суда оставила без изменения.

Президиум Верховного Суда РФ, удовлетворяя протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором поставлен вопрос об исключении из судебных решений указания об осуждении Л. по ст. 292 УК РФ, указал на следующее. По смыслу закона получение взятки– преступление, совершаемое из корыстных побуждений, когда должностное лицо сознает, что материальные ценности ему переданы как взятка за совершение определенных действий, входящих в его служебные полномочия, в интересах взяткодателя.

Статья 292 УК РФ подлежит исключению из приговора, поскольку совершенные осужденным действия, связанные с внесением в экзаменационные листы и зачетные книжки студентов ложных сведений – «удовлетворительных» оценок за экзамены и защиту курсовых проектов без фактической аттестации и принятия курсовых проектов, – составляют объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, и дополнительной квалификации не требуют175. 

Согласно ч. 1 ст. 14 УК преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

В УК отдельных зарубежных стран дается законодательное описание признаков единичного преступления. Так, в ст. 28 УК Республики Молдова сказано, что «единичное преступление представляет собой действие (бездействие) или совокупность действий (бездействий), квалифицируемых в соответствии с положениями одной нормы уголовного закона». В этом УК дается законодательное описание признаков длящегося (ст. 29) и продолжаемого преступления (ст.30)176. 

Развернутая характеристика отдельного (единого) преступного деяния и его видов дана в УК Латвийской Республики 1998 г.

В частности, в ст. 23 этого УК устанавливается:

«(1) Отдельным (единым) преступным деянием признается одно деяние (действие или бездействие), имеющее признаки состава одного преступного деяния, или двух, или нескольких связанных между собой преступных деяний, которые охвачены единым умыслом виновного лица и которые соответствуют признакам состава только одного преступного деяния.

(2) Отдельным (единым) преступным деянием признаются также продолжаемые и длящиеся преступные деяния.

(3) Отдельным продолжаемым преступным деянием признаются несколько связанных между собой аналогичных преступных деяний, направленных на достижение общей цели, если они охвачены единым умыслом виновного лица и поэтому в своей совокупности составляют одно преступное деяние.

(4) Отдельным длящимся преступным деянием признается непрерывное осуществление состава одного преступного деяния (действия или бездействия), связанное с последующим длительным невыполнением обязанностей, которые закон под угрозой уголовного преследования возлагает на виновное лицо.

(5) Отдельным (единым) преступным деянием в случаях, предусмотренных в Особенной части настоящего закона, признаются совершенные повторно в течение года тождественные нарушения закона, за совершение которых уголовная ответственность наступает только в том случае, если имеется их совокупность, то есть установлено, что эти нарушения закона за данный период совершены не менее двух раз и при этом в предыдущий раз они были зафиксированы в установленном законом порядке, и нарушитель знал об этом»177. 

Мне думается, что законодательная обрисовка единого преступления и его видов в УК полезна.

По своей социально-психологической и правовой характеристике единичные преступления бывают простыми либо сложными. Когда в основе преступления лежит одно действие, повлекшее одно преступное последствие (иногда не поддающееся четкому измерению), имеет место так называемое простое преступление178.  В основе сложных преступлений лежат несколько действий, повлекших одно преступное последствие, либо одно действие, вызвавшее несколько последствий, или несколько действий, повлекших несколько преступных последствий.

В учении о составе преступления также различают простые и сложные составы. К сложным составам преступлений одни авторы относят альтернативные составы, составы с двумя действиями, составы с двумя формами вины и составы с двумя объектами179, другие – составы с двумя действиями, с двумя формами вины и с двумя объектами180. 

А.А.Пионтковский среди сложных преступлений различал продолжаемые, длящиеся, собирательные и составные преступления181.  Н.Ф. Кузнецова выделяла составные преступления, преступления с двумя действиями, длящиеся, продолжаемые и преступления, квалифицированные наличием тяжких последствий182.  Автор данной работы с учетом прежней нормативно-правовой базы также различал составные преступления; преступления, в основе которых лежат альтернативные действия; преступления с двумя действиями; длящиеся и продолжаемые преступления; преступления, квалифицированные наличием тяжких последствий; и преступления, в основе которых лежат повторные действия183.

Однако, в связи с изменениями, которые внесены в уголовное законодательство, ныне следует различать составные и продолжаемые преступления; преступления, в основе которых лежат альтернативные либо повторные действия, и длящиеся преступления.

Именно при названных видах сложных преступных деяний органы предварительного расследования и суды испытывают наибольшие трудности при квалификации содеянного как единичного преступления либо как совокупности преступлений. Ошибочная оценка содеянного как единичного преступления либо как совокупности преступных деяний может повлечь за собой необоснованное назначение обвиняемому более строгого либо мягкого наказания, по сравнению с тем, которого он заслуживает с точки зрения справедливости. Вот почему важно научиться правильно распознавать в содеянном единичные сложные преступления и отграничивать их от совокупности преступлений.

Особую сложность при отграничении от совокупности преступлений представляют составные и продолжаемые преступления, а также преступления, в основе которых лежат альтернативные либо повторные действия.

Под составными понимаются в законодательном порядке совмещенные в одно преступление два или более преступных деяния, каждое из которых при оценке изолированно могло бы рассматриваться как самостоятельное преступление. В литературе обращено внимание на то, что составные преступления являются не чем иным, как специальным случаем учтенной законом совокупности преступлений184.  Типичным случаем составного преступления являются умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч.4 ст. 111); незаконное производство аборта, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда здоровью (ч.3 ст. 123); похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (п. «в» ч. 3 ст. 126); незаконное лишение свободы, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст.127); изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей или причинение тяжкого вреда ее здоровью, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия («б» ч.3 ст. 131, УК), насильственные действия сексуального характера, подпадающие под п. «а» и «б» ч.3 ст. 132 УК и др. Все названные выше преступления относятся к преступным деяниям с двумя формами вины (ст. 27 УК) и признаются совершенными умышленно.

По моему мнению, к составным преступлениям следует отнести убийство, сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. «з» ч.2 ст. 105 УК), поскольку законодатель указанные преступления объединил в одно, характеризующееся повышенной общественной опасностью, и установил за это наказание – лишение свободы на срок от восьми до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы или смертную казнь. Пленум Верховного Суда РФ содеянное в таких случаях рекомендует квалифицировать «по п. «3» ч.2 ст.105 УК РФ в совокупности со статьями УК, предусматривающими ответственность за разбой, вымогательство или бандитизм»185.  Мнение Пленума по этому вопросу разделяется Э.Ф. Побегайло186,  А.Н.По­повым187  и другими авторами.

Поскольку цель или назначение формулирования законодателем составных преступлений – упростить процессуальную деятельность правоприменителя, то мне представляется, что разумнее при таких ситуациях не увлекаться квалификацией содеянного по совокупности преступлений и при решении этого дискуссионного вопроса в пользу той или иной научной позиции исходить из правила, согласно которому все сомнения по поводу применения закона должны толковаться в пользу обвиняемого.

Составные преступления, как правило, посягают на два объекта и этим они отличаются от простых (однообъектных) преступлений188.  Однако ныне возможны составные преступления, посягающие на один и тот же объект, но на двух и более потерпевших. При правовой оценке составных преступлений как учтенной законом совокупности преступлений следует различать два основных их вида:

а) составные преступления, в основе которых законом учтена реальная совокупность преступлений;

б) составные преступления, в основе которых законом учтена идеальная совокупность преступлений.

Так, В. напал на потерпевшую с целью завладения ее деньгами, при этом причинил тяжкий вред ее здоровью. Суд квалифицировал его действия по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч.3 ст. 162 (в ред. 13 июня 1996 г.) и ч.1 ст. 111 УК РФ. Президиум Верховного Суда РФ приговор суда и другие решения по этому делу изменил, указав, что в случае причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей в ходе разбойного нападения действия виновного полностью охватываются составом преступления, предусмотренного п.«в» ч.3 ст. 162 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ не требуют189. 

Составные преступления в судебной статистике учитываются как одно преступное деяние, о чем уже говорилось выше.

Единым сложным является продолжаемое преступление. О., распивая с Р. в квартире последнего спиртное, в ходе возникшей ссоры ударил его ножом в область грудной клетки сзади, нанес проникающую рану. После этого он ушел из квартиры потерпевшего, чтобы продолжить распивать спиртное в квартире В. Имея умысел на убийство Р., О. вернулся в квартиру последнего и снова нанес ему удар ножом в грудь от чего наступила смерть потерпевшего. Облсуд действия О. квалифицировал как совокупность покушения на причинение умышленного тяжкого вреда здоровью и убийство Р.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ исключила из приговора указание на осуждение О. за покушение на причинение тяжкого вреда здоровью, подчеркнув, что при таких обстоятельствах действия осужденного по отношению к Р. являются продолжаемыми, охватываются единым умыслом, а поэтому в данном случае дополнительной квалификации по ч.3 ст. 30 и п. «в» ч.3 ст. 111 УК РФ не требуется190. 

В теории и судебной практике под продолжаемыми понимают преступления, складывающиеся из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление191. Однако такая трактовка продолжаемого преступления страдает неточностью. В следственно-судебной практике встречаются продолжаемые преступления, слагающиеся из так называемых альтернативных, а не тождественных действий, например, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК) и др. Кроме того, продолжаемые преступления могут совершаться не только умышленно, но и по неосторожности.

Особенностью продолжаемого преступления является то, что оно совершается не одним действием и не непрерывно, а разрозненными во времени действиями (актами), которые не носят характера самостоятельного преступления, а представляют из себя звенья или этапы реализации одного и того же преступного деяния, либо каждое из них является следствием одной и той же неизвинительной ошибки субъекта этого преступления. Коль скоро отдельные акты продолжаемого преступления не носят характера самостоятельного преступления, они не получают отдельной правовой квалификации, а расцениваться в совокупности как одно преступление.

Продолжаемые преступления следует отличать от совокупности отдельных одинаковых (тождественных) преступлений, при которой каждое из них подпадает под одну и ту же статью (или часть статьи) УК. Сложность отграничения такого вида совокупности преступных деяний от продолжаемого преступления заключается в том, что по своим внешним признакам эти виды преступной деятельности во многом совпадают. Однако при продолжаемом преступлении между отдельными актами противоправных действий имеется специфическая субъективная связь, выражающаяся в том, что каждый очередной акт продолжаемого преступного поведения выступает в качестве приема, звена или этапа реализации лицом его преступного намерения либо является продолжением неосмотрительной деятельности, обусловленной предшествующей его неизвинительной ошибкой, например, причинение смерти по неосторожности в результате неоднократного введения больному медсестрой лекарства, которое ему противопоказано (ч.3 ст. 109 УК).

Сложными являются преступные деяния, в основе которых лежат альтернативные либо повторные действия. К такого рода преступлениям следует отнести незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст.223), незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.228 УК) и др.

Особенностью таких преступлений является то, что учинение одним и тем же лицом каждого из названных в законе альтернативных действий уже само по себе является достаточным для признания преступления оконченным. Однако лицо не признается совершившим новое преступление, если оно последовательно осуществляет все перечисленные в законе альтернативные действия, например, вначале производит товар, не отвечающий требованиям безопасности, затем некоторое время хранит его, а затем перевозит его к месту сбыта и сбывает (ст. 238 УК). Содеянное в таком случае квалифицируется как единое продолжаемое преступление, слагающееся из альтернативных действий, оно не образует совокупности преступлений.

В УК 1996 г. предусматриваются отдельные составы преступлений, в основе которых лежат неоднократные / повторные / действия (ст. 154, ч. 1 и 2 ст. 180). Так, незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи признаются единым преступным деянием, если они совершены неоднократно или из корыстных побуждений (ст. 154 УК).

Незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров также признается преступлением при условии, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

В соответствии с ч. 2 ст. 180 УК уголовная ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара наступает также при условии, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (ч.2 ст. 180, УК)192. 

Если такого рода действия совершены впервые, при отсутствии корыстных побуждений (ст. 154) либо не повлекли крупного ущерба (ст. 180), они расцениваются в качестве административного правонарушения, наказуемого в соответствии со ст.ст. 5.37 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях193. 

Сложными являются так называемые длящиеся преступления. Своеобразие их заключается в том, что они совершаются (длятся) непрерывно в течение определенного, иногда длительного времени. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. (в ред. Пленума от 14 марта 1963 г.) «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» под длящимся преступлением понимается действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования194. 

Длящимся, например, является незаконное хранение огнестрельного оружия (ст. 222 УК). Если лицо при незаконном хранении карабина затем вносит в его конструкцию определенные изменения, переделывая, например, в обрез, то такие действия не образуют нового преступления, а являются элементом длящегося незаконного хранения этого огнестрельного оружия.

При решении вопроса об оценке содеянного как единичного (отдельного) преступления необходимо исходить из социально-психологической направленности и существа подлежащего квалификации преступного поведения, а также из описания уголовным законом его объективных и субъективных признаков в качестве деяния, запрещенного под угрозой наказания.

Всякое преступление – акт внешнего волевого поведения человека. За мысли и чувства, которые не нашли своего проявления во внешнем поведении, лицо не может привлекаться к уголовной или иной правовой ответственности, так как такая ситуация лишена объективных показателей волевых процессов, протекающих в голове субъекта деятельности. Психологами давно подмечено, что о реальных помыслах и чувствах того или иного деятеля можно судить лишь по его действиям или поступкам.

Преступление является осознанным актом внешнего волевого поведения человека. Сложные задачи, решаемые субъектом деятельности, в том числе преступной, для своего осуществления предполагают необхо-димость и сложной его деятельности. Единство сложной деятельности определяется единством решаемой задачи. В ходе решения сложных задач лицо, как правило, прибегает к осуществлению таких актов внешнего поведения, которыми реализуется не конечная, а вспомогательная (промежуточная) задача. Такого рода поведенческие акты человека не имеют самостоятельного социально-правового значения, а оцениваются в качестве операции, этапа или средства реализации конечной цели или решаемой задачи.

Поэтому эти вспомогательные поведенческие акты хотя формально и подпадают под признаки какого-либо состава преступления, с точки зрения уголовного закона оцениваются в системе с другими, с учетом конечного результата, и, как правило, не рассматриваются в качестве самостоятельных составов преступлений, а оцениваются как составные элементы единого сложного преступления.

Г л а в а с е д ь м а я