Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Матководство (1982).doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

4.4.1. Искусственный рой

При хорошем лёте около 1 кг пчел примерно с шести расплодных сотов (молодых пчел !) или с восьми медовых сотов (внимание! Здесь может бегать и неплодная матка!) через воронку сметают в вентилируемый роевой ящик. Пчелы могут происходить и из различных семей. Очень хороши для этой цели не слишком большие рои марбургского роевого ящика (VIII, 2.3.2), особенно если нужно несколько ослабить много семей.

Из пересылочной клеточки выпускают сопровождающих пчел и закрытую клеточку с маткой помещают в роевую гроздь. Поверх ставят стеклянную банку-кормушку и рой на 1-3 дня уносят в подвал.

За это время оснащают улей двумя сотами с кормом и четырьмя рамками с вощиной. Вечером рой впускают в улей по большому картону. В стремящийся в улей поток пчел пускают матку.

Подкормку дают несколько раз пока вощина не будет отстроена!

Сроки: нормально май-июнь;

Преимущества: гигиенично, просто.

Недостатки: использование пчел во время взятка, пополнение молодых пчел только через 3 недели.

4.4.2. Искусственный рой налётом по скленару

Вечером в стороне от павильона с пчелами выставляют пустые рамки, к которым привязана клеточка с маткой. Затем туда смахивают пчел с нескольких сотов с расплодом. Лётные пчелы возвращаются назад в семью и остаются только молодые пчелы. Рой оставляют на ночь на воле, а утром забирают вместе с рамками, сажают в улей и выпускают матку.

Преимущество: очень надежный метод.

4.4.3. Расплодный отводок

В зависимости от времени года 1- 4 расплодных сота и 2 сота  с кормом и находящимися на них пчелами помещают в пустой улей. Матку дают без сопровождающих пчел в клеточке закрытой комочком сахарного теста. Затем клеточку врезают в расплодный сот или подвешивают между двумя сотами с расплодом. Наконец, симпатию пчел к матке подкрепляют запахом алкоголя (4.3.3.).

Отводки можно выставить уже в тот же вечер, при условии, что они будут размещены на расстоянии не менее 3 км от той пасеки, на которой их организовали. Такое отдаленное месторасположение имеет много преимуществ: нет слёта, нет опасности воровства, никаких других помех, собственный район взятка.

Если же отводок выставляют на той же пасеке, то в него дополнительно стряхивают пчел еще с 2-3 сотов с расплодам, для замены слетающих в свой улей. В этом случае необходимо в течение одного трех дней выдержать отводок в подвале; в дождливую погоду этот срок сокращается.

Преимущество: Незначительный расход пчел во время взятка (один отводок, начавший развиваться с 1 расплодного сота может к лесному взятку следующего года вырасти в полноценную семью). Молодые пчелы из расплодного сота выходят почти до начала выхода собственного расплода. Недостаток: Не столь надежен, как другие методы.

Срок: июнь, июль.

4.4.4. Отводок только с расплодом на выходе, без пчел

Если молодые матки сначала приходят в соприкосновение только с совсем молодыми пчелами, то их отхода не наблюдается. Такой отводок делают над семьей, которой позднее хотят дать матку.

Берут новый магазин в него ставят 2 сота с расплодом на выходе, сот заполненный водой и соты с кормом; все это без пчел. На стоящий рядом улей с пчелами кладут раму с двойной сеткой, которая на верхней стороне имеет закрывающийся леток. Магазин с сотами 6eз пчел ставят наверх и закрывают крышей. Тепло проникает наверх, так что пчелы могут выводиться из расплода. Если на следующий день выведется сотня пчел, матку просто пускают туда с сопро-

 вождающими пчелами. Пробку из сахарного теста эти пчелы прогрызть не в состоянии. Важно: леток этого корпуса в течение недели остается закрытым! Затем его осторожно приоткрывают настолько, чтобы сначала через него могла пройти одна пчела, потому что тихое воровство единственная опасность при этом методе. Не кормить! Теперь, с недельными промежутками, отводок подсиливают сотами с расплодом без пчел из материнской семьи до тех пор, пока молодая семья не станет сильнее ее.

Преимущество: Этот метод практически обеспечивает 100%-ный

прием маток. Особенно применим после длительной перевозки, а также при подсадке маток в

семьи другой породы или в агрессивные семьи.

В главах с VII по IX рассматривался путь молодой маточной личинки через готовую матку и ее спаривание до основания новой семьи. Большое число описанных способов может привести читателя в недоумение, однако каждому из них принадлежит свое место в определенных географических, климатических, хозяйственных и функциональных условиях.

X ГЛАВА

ВЫВОД ТРУТНЕЙ И УХОД ЗА НИМИ

Фридрих РУТТНЕР

1. Введение

Всю литературу о выводе маток почти невозможно просмотреть, но лишь относительно немногие работы освещают вопросы выращивания трутней и условия, которые необходимо создать для поддержания их жизнеспособности. Незначительный интерес к трутням объясняется тем, что в пчеловодном мире долгое время царило предубеждение против трутней — даже известное отвращение к этим «бесполезным, ленивым и глупым» существам, вывод которых, по - возможности, надо подавлять, чтобы не расходовать напрасно мед. Когда ЛЕВЕНЕЦ (1956 а) привел данные, что на выращивание 1000 трутней требуется 750 г меда и 450 г пыльцы и что те же 1000 трутней в течение своей жизни потребляют еще 6,32 кг меда, то он только подтвердил то, что раньше большинство пчеловодов знали и без научных исследований. Для пчеловодов-практиков расчет прост: на 1000 трутней меньше — на 7 кг меда больше.

Теперь нам известно, что эти данные о большом потреблении корма трутнями не только преувеличены (ВАЙСС, 1969), но что выращивание трутней включено в динамическую и биологическую систему «пчелиная семья» и что последняя представляет собой не механическую структуру простой совокупности отдельных факторов, но результат поразительного воздействия обмена веществ, сущность которого нами и теперь еще далеко не раскрыта. Не удивительно, что реальность выглядит совсем иначе, чем это позволяют предположить беглые расчеты и что нет причин рассматривать выращивание трутней только как обузу для товарного медосбора (см. ниже).

То что генетическое качество трутней в большой мере влияет на качество потомства, не нуждается в обсуждении. Но что также и качество самой матки в большой степени зависит от числа и качества готовых к спариванию с ней трутней, еще далеко не всеми признано. В этой связи приобретает большое значение понятие «полноценное спаривание» (РУТТНЕР, 1956), согласно которому нормальной продолжительностью жизни и яйценоскостью отличаются только те мат-

ки, которым во время короткого брачного облёта удалось заполнить свои семеприемники 5 - 7 миллионами спермиев. Если этого не происходит  - вследствие ли незначительного числа трутней, или недостаточных возможностей вылета -  тогда пчелы нередко преждевременно заменяют маток.

Возможно, небольшой интерес пчеловодов к выводу трутней частично основывается на том, что обычно к периоду наибольшего вывода маток и без особых мероприятий имеется обилие трутней; вероятно, также и потому, что влиять на вывод трутней труднее чем на вывод маток.

Но то что имеются вполне применимые методы, стимулирующие вывод трутней, будет показано в этой главе. Стимулирование вывода трутней посредством хозяйственно-технологических мероприятий приобретает особое значение при следующих условиях:

1) продление сезона вывода маток; 2) надежное спаривание с отселектированными трутнями, то есть организация изолированных точков, изолированных пунктов осеменения и введение инструментального осеменения.

2. Трутневый расплод в годовом цикле пчелиной семьи

Появление трутневого расплода в пчелиной семье - первый признак проявления стремления к размножению. По Д. АЛЛЕНУ (1958) в среднем проходит три недели (16-41 день) с момента появления в семье первого трутневого расплода до обнаружения мисочек с яйцами. Не без основания в гл. VII несколько раз упоминалось э том, что успешный вывод маток можно начинать лишь при наличии трутней (или, по крайней мере, зрелого трутневого расплода) ; а в разгар лета, когда без затруднений можно выводить маток соответствующими стандартными способами, время вывода трутней уже миновало.

О сроке вывода первых трутней нельзя судить ни по календарным данным, ни по началу цветения определенных растений (фенологии). Срок этот очень сильно варьирует из года в год и от семьи к семье. Но он, несомненно, как-то зависит от соотношения между количеством расплода и количеством пчел. Первый весенний расплод выращивают преимущественно перезимовавшие старые пчелы. При нормальном ходе развития в течение некоторого времени прирост молодых пчел покрывает отход старых. Так как одновременно площади расплода непрерывно увеличиваются, для пчелиной семьи наступает тяжелый и опасный период ; большая часть пчел концентрируется на расплоде, но несмотря на это они нередко не покрывают его целиком. В этой ситуации семья не готова к выводу трутней. Лишь когда прирост увеличится и соотношение изменится в пользу пчел, положение разрядится и начнется вывод трутневых личинок. В семьях, зимующих сильными, напротив, всегда имеется наготове достаточно пчел-кормилиц ; тогда трутневый расплод выращивают и старые пчелы и даже к очень раннему сроку (примерно к зацветанию первых ивовых).

Параллельно со стремлением выводить трутней развивается стремление отстраивать трутневые ячейки. Сильные семьи в мае-июне отстраивают 90-100% трутневых сотов (ФРИ, 1975). Когда имеется уже достаточно трутневых ячеек и расплода, это стремление быстро проходит. Тому же автору удалось доказать, что семьи, которых не обеспечивают трутневыми сотами, сооружают больше трутневых ячеек и выращивают в 5 раз больше трутневого расплода, чем те, у которых имеется 1-2 трутневых сота. Давая и соответственно отбирая трутневый расплод, ФРИ смог управлять по желанию его закладкой семьей.

Следовало ожидать, что сильные семьи выращивают больше трутней (на каждую 1000 пчел) чем слабые. Маленькие семейки, менее 200 пчел, в опытах ФРИ (1976) вообще не выводили трутней.. Но начиная с семей численностью в 4000 пчел, картина получалась очень неоднородной и колебания между семьями одинаковой силы нередко оказывались больше, чем различия между крупными классами.

Сколько же трутней выращивает пчелиная семья, свободно отстраивающая соты?

На этот вопрос может ответить только опыт, так как обычно за пчелиные семьи, решает пчеловод, нужно ли вообще и сколько именно семье заложить трутневого расплода.

К. ВАЙСС (1962) в течение нескольких лет наблюдал над несколькими семьями пчел, которым была предоставлена возможность совершенно свободно строить соты, то есть им ставили в ульи исключительно пустые рамки с полосками вощины. Не применяли никакого ограничения в выводе расплода (разделительной решетки) и не отбирали мед. Следовательно, семьи могли совершенно свободно расширяться и закладывать столько трутневого расплода, сколько хотели.

Наибольшее расширение трутневого расплода было установлено между концом мая и серединой июня. В среднем, в это время было обнаружено 5100 ячеек с трутневым расплодам (размах колебаний 2900-8700), что составляет 14% всего расплода. В пересчете на годовое количество расплода доля трутневого расплода составляет 4,6%.

Д. АЛЛЕН (1964) оценивает ту же долю в 16%. Дж. ФРИ (1975) обнаружил в мае в 14 семьях выровненной силы в среднем по 5500 ячеек, но при существенно меньшей силе семей на трутневой расплод приходилась большая доля в общем количестве расплода (примерно 29%). В июне насчитывалось 2500 трутневых личинок, а в июле - 3400.

Эти солидные цифры, казалось бы, подтверждают встречающийся, прежде всего в кругах пчеловодов оптимизм относительно ожидаемой от одной семьи продукции трутней. Но если определять число трутней не по количеству расплода, а по фактически выращенным взрослым особям, то картина меняется самым невероятным образом. К. ВАЙСС находил в своих свободно строящих семьях в первой декаде июля (то есть в период наибольшего выхода трутней) в среднем только 1400 мужских особей. Лишь в одной число их превысило 2000. Сравнение

со средним числом расплодных ячеек показало, что это составляет всего четвертую часть ожидаемой цифры. Еще резче была разница в опытах ФРИ (1976, табл. 7).

Если же скорректировать для сравнения предыдущие показатели состояния расплода, то разница между ожидаемым и фактическим числом трутней окажется удивительно большой. Такой быстрый отход можно объяснить только тем, что очень многие трутни никогда не достигают половой зрелости, погибая в первые же дни жизни. В опытах ФРИ (1975) максимальное число трутней в семьях было: в мае -  574,  в июне - 1797 и в июле - 486.

Таблица 7

СРАВНЕНИЕ ЧИСЛА ТРУТНЕВЫХ ЯЧЕЕК С ЛИЧИНКАМИ И ВЫВЕДШИХСЯ ТРУТНЕЙ ПО ТРЕМ РАЗЛИЧНЫМ СРОКАМ В РАСЧЕТ ПРИНИМАЛИСЬ ТОЛЬКО СЕМЬИ, НАСЧИТЫВАЮЩИЕ БОЛЕЕ 10 000 ПЧЕЛ (ПО ФРИ, 1975)

Число фактически выведшихся в одной семье трутней поддерживается, следовательно, в скромных пределах (по ВАЙССУ в первой декаде июля 3,4% от общего числа особей). Число имеющихся в конечном итоге в одной семье трутней, очевидно, лишь в незначительной степени определяется количеством расплода. В устраняемом расплоде особенно велика доля яиц, и соответственно, самых молодых личиночных стадий. В одной семье 24 апреля находилось 69% трутневых яиц, но 8 мая оказалось только 8% трутневого расплода. Другая семья 8 мая имела 64% трутневого расплода по сравнению с 1% трутневого расплода 22 мая.

Согласно этим данным становится сомнительным упомянутый расчет о расходе корма трутнями. И все же результат, полученный Д. АЛЛЕНОМ (1958) оказался неожиданным. Он установил, что семьи которым была предоставлена свобода в выращивании расплода (то есть с большой долей трутневого расплода) не производили заметно меньше пчелиного расплода и дали такой же медосбор, как «ограничиваемые» семьи с минимальным количеством трутневого расплода. Но так как трутневые личинки, без сомнения, все же потребляют корм и так как благодаря этому возникает большой его расход, по сравнению с расходом корма бедными трутнями семьями, напрашивается вывод, что семьи, которые выращивают много трутней, прилежнее работают. Во всяком случае нет повода, из-за страха уменьшения медосбора, уничтожать много трутней. В представленную (гл. I) в начале книги картину «гармонически работающей семьи», очевидно, вписываются также и трутни.

Период изгнания трутней в разгар лета в большой степени зависит от местных температурных условий и различен в разных местностях. ФРИ (1975) смог экспериментально доказать эту зависимость, тем что он помещал пчелиные семьи под изоляторы; пока пчелы получали корм, они до некоторой степени поддерживали трутней; но прекратили подкормку - и в течение нескольких дней все трутни исчезли. В Лунце-ам-Зее, где летом хороший пыльцевой взяток способствует усиленному выращиванию расплода (см. гл. VII, 1.3.1.) трутни, несмотря на пониженные средние температуры, держаться в семьях на целый месяц дольше, чем в Оберурселе. В местностях, с осенним взятком (например, в районе Средиземноморья) еще осенью можно наблюдать вывод новых трутней, которых в массе, все же, разумеется, меньше, чем весной.

Зависимость содержания трутней от кормового потока в пчелиной семье (и не от обеспеченности запасами корма!) понятно, если вспомнить, что трутни в первые дни жизни почти не в состоянии сами брать корм, а их кормят пчелы-кормилицы (ЛЕВЕНЕЦ, 1956 а ; ФРИ, 1957) ; при этом они по Б. МИНДТУ (1962) получают высокопитательный смешанный корм из меда, молочка и пыльцы. Уменьшение готовности к снабжению кормом может поэтому быстро и совершенно неприметно привести к сокращению числа трутней.

3. Воздействие внешних и внутренних факторов на вывод и содержание трутней

Здесь придется лишь кратко перечислить все факторы, влияние которых на трутней известно.

3.1. Сила семьи

Сильная семья выращивает раньше и большее число трутней, чем слабая.

3.2. Принос корма

Особую роль играет снабжение пыльцой. Как установил ФРИ (1975) пчелиные семьи собирают тем больше пыльцы, чем больше они выращивают расплода. По ТЕЙБЕРУ (1973), некоторую роль играет также место, куда складывается пыльца в семье. Только перговые запасы в непосредственной близости к расплоду оказывают положительное влияние на вывод трутней (см. гл. VII, 4.1.).