Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Матководство (1982).doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

3.3.2. Семья воспитательница как индивидуум

Если породная принадлежность семьи-воспитательницы может оказывать известное влияние на результаты вывода маток, то это еще в большей мере относится к ее индивидуальным задаткам независимо от происхождения. Я непрерывно сталкивался с этим фактом на протяжении многих лет и подтверждаю наблюдения многочисленных пчеловодов, занимавшихся выводом маток. Усиленно выращивающие расплод семьи, считающиеся хорошими воспитательницами, а также мало-расплодные медопродуктивные семьи, которые поэтому плохо приспособлены для ухода за маточными личинками, встречаются среди семей пчел любой породы и популяции. Помимо этого, имеются хорошие и плохие семьи-воспитательницы, у которых инстинкт размножения развит особенно сильно или особенно слабо. В параллельных опытах, которые ставят, одновременно над пчелами одной и той же породы и на одной и той же пасеке, встречаются семьи, хорошо принимающие личинок, а также такие, которые из большой предложенной им серии берут на воспитание лишь отдельных личинок и выращивают к тому же мелких маток. Кроме приема привитых мисочек семьи могут различаться также по продуцированию молочка. Тот, кто занимался получением маточного молочка, знает, что есть семьи, с «огромной продуктивностью» и наряду с ними такие, которые дают незначительное количество этой продукции (ДАДАН, 1958; МЫРЗА и БАРАК, 1961). Но и средний срок первого снабжения кормом насухо привитых личинок может колебаться от семьи к семье (ЭРЕШИ ПАЛ, 1960). У плохих воспитательниц в большинстве случаев и при повторных выводах не наступает никакого улучшения. Эти семьи по самой своей индивидуальной основе не пригодны для вывода маток. Разумеется, не по одному плохому приему сразу нельзя причислить семью к плохим воспитательницам. Об этом можно судить лишь после второй попытки.

Пчелиная семья — это индивидуальность. Ее характер определяется многими факторами, большей частью взаимно переплетающимися и взаимнообусловленными. Пример тому — продуктивность пчелиной семьи. Иногда какая-нибудь характерная черта семьи проявляется особенно отчетливо. Каждому знакома злобливость семей. Опытных пчеловодов не удивляет, что и инстинкт размножения у пчелиных семей проявляется по-разному.

4. Внешняя среда

После обсуждения значения подготовки и способов дачи в семью племенного материала, а также условий его воспитания остается еще рассмотреть воздействие внешней среды. Оно проявляется в возможном влиянии различного микроклимата, особенно температуры на выращиваемую племенную продукцию внутри и вне семьи-воспитательницы, влияний взятка и кормления перед и во время вывода и, наконец, во влиянии непосредственно воздействующего комплекса факторов погоды, климата, ландшафта и времени года.

4.1. Микроклиматические факторы вывода

В то время как пчелиная семья, как правило, сама может позаботиться о нужном для вывода маток микроклимате расплодного гнезда и маточные личинки выращиваются в самых оптимальных условиях, дозревание их нередко осуществляется в инкубаторе, а иногда даже приходится на некоторое время помещать маточники в совершенно чуждую им внешнюю среду. Как это сказывается на выращенных матках ?

4.1.1. Регуляция в пчелином семье

Влажность и температура в имеющей расплод пчелиной семье, несмотря на меняющиеся внешние условия, довольно постоянны. БЮДЕЛЬ (1948) в Мюнхене определил, что относительная влажность расплодного гнезда составляет примерно 40%. по ЭРТЕЛЮ (1949) в Батон Руже (США) – 40 - 60%. ХИММЕР (1927) и многие другие исследователи в различных климатических условиях установили, что температура расплодного гнезда равна примерно 35°С. В то время как расплод как будто относительно устойчив к колебаниям влажности, он может, по ХИММЕРУ (1927), нормально развиваться лишь в очень узких температурных границах между 32 и 37°С. Температура в рас-плодном гнезде почти не повышается выше 37°С, но падение ее за нижнюю оптимальную границу может легко произойти. Наиболее равномерная температура наблюдается в районе яиц и открытого расплода (БЮДЕЛЬ, 1955), напротив, у запечатываемого и уже закрытого расплода происходят ее наибольшие колебания. По ЖДАНОВОЙ (1963) средняя температура расплодного гнезда весной, когда площадь расплода мала, относительно низкая 31 -  32°С и сильно колеблется, причем по краям расплодного гнезда обнаруживаются кратковременные снижения температуры до 26 и 24°С. Когда позднее семьи энергично выращивают расплод, температура по краям расплодного гнезда также заметно ниже, чем в центре, где она составляет 35— 36°С. Снижение температуры от середины к краям расплодного гнезда, происходит также в наблюдательном улье с сотом, имеющим большую поверхность, что по ДРЕШЕРУ (1968), имеет следствием удлинение срока развития пчелиного расплода с 19 дней (в середине) до 21 дня (на периферии). Не исключено, что наблюдавшиеся ФАКУДОЙ и САКАГАМИ (1968) частые исчезновения молодых стадий расплода в крайних зонах расплодного гнезда связаны с понижением здесь температуры.

После всего сказанного вызывает удивление то, что у готовящейся к роению семьи маточники располагаются не в середине, а по краям расплодного гнезда и в зоне не только пониженной но и подвергающейся значительным колебаниям температуры. Не является ли это реликтом из тех древнейших времен, когда функционально способные пчелиные самки, как развитые женские формы, в условиях умеренных температур создавали еще не такие крепкие жизненные сообще-ства, как мы наблюдаем теперь, но этот вопрос требует особого изучения.

Каковы же условия при искусственном выводе маток ? Мы, вероятно, ошибаемся, считая, что маточники на прививочных рамках в середине расплодного гнезда находятся под воздействием постоянной температуры. Образовавшийся здесь необычайно широкий промежуток между сотами создает условия для температурных колебаний. БЮДЕЛЬ (1955) установил, что три расширении расстояний между сотами температурная разница доходила до 5°С. Когда приви-вочную рамку помещали между сотами с открытым расплодом, ЖДАНOBA (1963) наблюдала в районе маточников температуру от 30° до 35°С, а между сотами с закрытым расплодом колебания составляли даже от 24° до 34°С.

Во время хорошего нектарного взятка средняя температура расплодного гнезда была несколько ниже, чем в другое время (ЖДАНОВА , 1963), при высокой внешней температуре она могла повышаться почти до 38°С (ЛЕНСКИ, 1964), такая температура в исключительных случаях была зарегистрирована и в районе размещения прививочной рамки (ЖДАНОВА, 1967). При этом выводились более легкие матки чем до и после этого. Было ли это связано непосредственно с температурой, следует, разумеется, еще уточнить так как при высоких внешних температурах многие пчелы покидают расплодное гнездо, в результате чего может возникнуть нехватка корма для личинок. Появление мелких маток также может быть скорее следствием недостаточного питания, чем непостоянством температуры расплодного гнезда при сверхраннем весеннем выводе маток, который матководы постоянно стремятся проводить.

Вполне вероятно, что удлиненный срок развития отдельных маток объясняется наблагоприятным по температурным условиям крайним положением их маточников на прививочной рамке, однако, возникает вопрос, только ли температурные или пищевые факторы играют здесь роль. Это может произойти и с целой серией, в которой иногда наблюдается замедленный выход маток. Прежде всего это относится к повторным выводам, которые для изучения воспитательной энергии стареющих пчел проводились один за другим в одной и той же семье без подсиливания ее молодыми пчелами. ГЕТЦЕ (1924)

БУХНЕР (1953) установили у таких семей при исчезновении расплода снижение температуры, которое БУХНЕР связывает с наблюдавшимся в этих опытах удлинением сроков развития маток. Между тем, следует напомнить, что при других методах вывода без расплода,

- таких как использование роевого ящика или вывод в безрасплодной семье, созданной из стряхнутых с рамок пчел, где должны были бы преобладать подобные температурные условия, а также и при повторных выводах - до сих пор не было установлено продления срока развития маток. В моих «последовательных» выводах маток в которых я давал каждый раз в одну и ту же не омолаживаемую семью-воспитательницу непрерывно до 17 и 20 серий (ВАЙСС, 1971), наблюдавшееся при этом среднее удлинение срока развития маток, если не полностью, то во всяком случае во вторую очередь было связано с температурным фактором. Почти до конца попадались также отдельные особи с нормальным сроком развития. Кроме того удлинялся не только средний личиночный период, но также стадии предкуколки и куколки, во время которых подопытные особи содержались в оптимальных условиях в инкубаторе.