Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая и теоретическая магия.doc
Скачиваний:
146
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
836.1 Кб
Скачать

1.2. Наблюдение Сфер

Наблюдатель

Введем понятие простого наблюдателя в Сфере Духа.

Простой наблюдатель в Сфере Духа – это некоторая ассоциация f и ссылка на АП. Наблюдатель работает следующим образом – он «смотрит» по ссылке на АП1, затем ищет это АП1 в своей ассоциации, находит f (АП1)=АП2, и меняет ссылку на АП2. Это очень похоже на то, как действует человек – есть некоторое воспринимаемое состояние, и затем оно переходит в другое состояние.

Люди не чувствуют поиска в ассоциации – считаем, что поиск происходит неосознанно, «на автомате».

Наблюдателя можно изобразить так:

Видно, как наблюдатель «переползает» по стрелочкам из одного АП к другому.

Иллюзия. Внешний мир.

Пока мы считаем, что наблюдатель следует по ассоциациям самостоятельно, без всякой посторонней помощи. Однако считать так бывает весьма неудобно.

Например, вы обозреваете стол, на котором стоит стакан с водой. Вдруг кто-то толкает стакан и стакан падает. Можно ли считать изменение АП стоящего стакана на падающий вашей личной ассоциацией? Считать так несколько странно, и очень хочется сказать, что падение стакана было вызвано чем-то внешним.

Или, например, вы делаете предсказание. К вам приходит какая-то информация, но пришли ли она извне, или же была вызвана лишь вашими личными ассоциациями, по сути – вашей фантазией? Предпочтительнее считать, что она была вызвана внешними факторами, иначе все предсказания окажутся лишь порождением нашей фантазии.

Поэтому ассоциация наблюдателя разбивается на две части. Первая часть – внутренний мир наблюдателя. Это его мысли, чувства и так далее – т.е. то, что он сам склонен считать своей неотъемлемой частью. Эти ассоциации отображают одно АП в другое – например, когда человек думает.

Все остальное же называется внешним миром наблюдателя. Внешний мир наблюдателя определяет те изменения АП, которые не зависят от наблюдателя. Для краткости внешний мир мы будем называть иногда внешностью.

Но внешние и внутренние ассоциации «смешиваются», поскольку АП изменяется по обеим ассоциациям. Для того, чтобы объяснить механизм этого смешения, введем понятие иллюзии.

Иллюзия — это некий объект, который постоянно выполняет следующие такты:

  • Получает от наблюдателя некоторое АП1.

  • Переводит АП1 в АП2 на основании своей ассоциации (эта ассоциация является внешней для наблюдателя).

  • «Подсовывает» АП2 наблюдателю обратно.

Наблюдатель же получает АП2, переходит по собственной ассоциации в АП3, передает его иллюзии – и все повторяется сначала. Наблюдатель, работающий таким образом, называется наблюдателем с внешним миром. Понятно, что наблюдатель с внешним миром черпает информацию не только изнутри себя, но и из каких-то внешних источников.

Весь внешний мир можно трактовать как единую иллюзию. Однако, для удобства можно разбить его на несколько иллюзий. В этом случае наблюдатель сначала смотрит первую иллюзию, затем «переползает» во вторую, в третью и так далее. Это будет удобно в дальнейшем.

Картина мира наблюдателя с внешностью такова:

Некоторые стрелочки остались зелеными – это собственные ассоциации. Но некоторые стрелочки изменились и стали фиолетовыми – эти ассоциации мы теперь считаем принадлежащими иллюзии.

Может ли наблюдатель решить, является он наблюдателем с внешним миром или же простым наблюдателем? Очевидно, он этого сделать не может. Наблюдатель не осознает работы своей ассоциации, поэтому он не может сказать, осуществил ли он переход по ассоциации сам, или ему в этом «помогла» иллюзия. Поэтому можно сформулировать первую теорему неопределенности — «наблюдатель не может решить, есть ли у него внешний мир».

Сны и образы, возникающие во время медитации, являются, очевидно, иллюзией – ибо работают по указанному принципу. По первой теореме неопределенности, наблюдатель не может решить, вызван ли сон его мышлением и ассоциациями, или же он является внешним по отношению к нему. Всякий, кто хоть раз видел сон, согласится, что некоторые детали сна кажутся независимыми, автономными, и ведут себя не так, как хочет человек. Поэтому их вполне можно выделить во внешний мир. А первая теорема неопределенности гарантирует, что мы не ошибемся при таком выделении.

Наблюдение Сфер

Вспомним еще раз пример со стаканом, который упал, изменив свое АП. В реальной жизни мы часто считаем, что стакан упал не потому, что иллюзия построила какое-то активное представление, а потому, что на него подействовала сила тяжести. Но ведь в Сфере духа нет силы тяжести. Значит, изменение АП, связанное с падением стакана, должно соотноситься со Сферой, где эта сила есть – со Сферой материи.

Введем понятие активного наблюдателя. Активный наблюдатель над Сферой α — это такой наблюдатель, что:

  • Задана функция Im, которая отображает объекты из α в активные представления.

  • Наблюдатель переходит по внутренним ассоциациям внутри образа Im(α).

  • Задана функция Re, которая отображает АП в объекты B. Эти объекты называются телом наблюдателя в Сфере α.

  • Тело изменяется в соответствии с законами Сферы α.

Нетрудно видеть, что общение человека со Сферой Материи укладывается в определение активного наблюдателя над Сферой материи.

Когда наблюдатель соотносит какую-то часть внешности со Сферой, он совершает еще один рывок в своей картине мира. Теперь он предполагает, что изменения АП – это не просто следствие какой-то чудесной иллюзии, но что они являются следствием более «грубых» законов – законов иной Сферы. И картина мира выглядит уже так:

Синим здесь обозначена сторонняя Сфера, с которой наблюдатель сообщается при помощи операторов Im и Re.

Те активные представления, которые возникают при наблюдении Сферы, и те ассоциации, по которым они изменяются (например, падение стакана) являются, очевидно, иллюзией. Такая иллюзия называется образом Сферы. Понятно, что наблюдатель может делать суждения лишь на основании своих АП. Однако наблюдение образа Сферы как иллюзии и наблюдение Сферы ничем не отличаются с точки зрения АП. Поэтому наблюдатель не может решить, имеет ли он дело с иллюзией, или же со Сферой.

Обратно, если есть какая-то иллюзия, вполне можно представить себе Сферу, которая дает те же ощущения, что и иллюзия – прообраз иллюзии. Понятно, что отличить прообраз иллюзии от собственно иллюзии наблюдатель так же не может – это переформулировка предыдущего утверждения. Оба этих утверждения формулируются во второй теореме неопределенности — наблюдатель не может отличить простую иллюзию от образа Сферы.