Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_Rossiyu_leto_2011_1.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
228.74 Кб
Скачать

10. Дворянство.

1 млн. 220 тыс. потомственных дворян.

Табель о рангах открыл дорогу в дворянство. Основа – поместное землевладение.

Большая часть земли сосредоточена в руках крупных дворян и работает на рынок.

Бедное дворянство и крестьянство было добито реформами Столыпина.

Конезаводы Орлова, овцеводство Четверякова [экономия], винодельчество Голицына и тд.

2 тыс. пром. предприятий принадлежало дворянам. Но промышленность не пользовалась спросом для инвестиций.

Тенешев – выходец из дворян – соединил дворянскую культуру и предприимчивость. Был типичным демократом. Получил инженерно-техническое образование, был пайщиком крупного А.О. В своем имении создал музей крестьянских промыслов. Увлекался этнографией, идеями социал-дарвинизма, педологией. Основал Тенешевское училище – со студенческим парламентом. Не имеет своего биографа.

Дворянство теряет свои позиции как класс – умирающий класс.

Создается комитет по делам дворянства, кредитные кассы.

Помещики. Несмотря на сокращение помещичьего землевладения в руках поместного дворянства в на­чале XX в. еще находился огромный земельный фонд. Под влиянием процесса капиталистического развития страны крупнейшие поме­щичьи хозяйства утрачивали свой прежний феодальный характер, превращались в предпринимательские капиталистические эконо­мии. Ряды крупных землевладельцев-помещиков пополнили выход­цы из других сословий. Эти новые помещики ("чумазые лендлорды") составили треть латифундистов-предпринимателей.

Крупное поместное дворянство, составляя меньшинство среди имущих верхов, занимало господствующее положение во всех сферах государственного управления и представляло собой самый сплочен­ный и образованный социальный слой в России, традиционно стояв­ший у кормила политической власти. Дворянство поставляло кадры высшей бюрократии в центре и на местах. Бюрократия пополнялась также выходцами и из других сословий, чем определялась двойствен­ность ее социального облика. Выражая интересы дворянства, бюрокра­тия постепенно сближалась с финансово-промышленным миром. Чиновники часто переходили на службу в акционерные компании, банки и другие предприятия. Они становились видными деятелями российской финансовой олигархии, возглавляя крупнейшие финансо­во-промышленные группы. В то же время иногда на высокие государ­ственные должности назначались представители финансовой олигар­хии. Возникали устойчивые связи между государственным аппаратом и финансовой верхушкой монополистического капитала.

Поместные дворяне все еще сохраняли огром­ные богатства. Земля, которая у них осталась, значительно под­нялась в цене, и теперь 40 млн. дес. стоили в три раза дороже, чем 87 млн. в 1861 г. Но многие дворяне землю потеряли и вы­ражали недовольство правительством.

Вторым источником богатства дворян были ценные бумаги, вклады в банках, руководящие посты в правлениях акционер­ных обществ и т. п. По переписи Петербурга в 1910 г. из 138 тыс. учтенных дворян 68 тыс., или около половины, жили доходами с ценных бумаг. Но большинство дворян-рантье жили довольно скромно. Многие помещики являлись владельцами заводов, построенных на их землях или купленных на доходы от помес­тий. Большинство этих промышленных предприятий (около 75 %) возникло после 80-х годов XIX

Важным источником дохода и политической силы дворян была государственная и военная служба, которая обеспечива­ла безбедную, а при высоких чинах даже комфортабельную жизнь. Дворянское происхождение создавало более благопри­ятные возможности для скорейшего прохождения чинов табели о рангах, но 5 октября 1905 г. Николай II подписал указ, который формально признавал лишь один образовательный ценз для занятия высоких должностей. Еще до указа многие должности занимались лицами недворянского происхождения, так как одно дворянство не могло обеспечить растущую потреб­ность госаппарата в подготовленных и способных кадрах. Пос­ле указа был открыт широкий доступ к государственной служ­бе лицам всех сословий. В начале века в гражданских ведомствах потомственные дворяне составляли 72 % чиновни­ков I-IV классов, 38 % - V-V1I классов и только 22 % среди служащих IX-XIV ранга. В армии половину офицерского кор­пуса составляли потомственные дворяне, в том числе 90 % всех генералов и 75 % полковников. В 1906-1917 гг. тенденция к сокращению доли потомственных дворян в госаппарате усили­лась, особенно заметно это произошло в армии в период миро­вой войны. Недворянские чиновники и офицеры уже не были горячими защитниками царизма.

Как видим, далеко не все дворяне имели основания защи­щать институт самодержавия, который привел к разорению многих из них. Дворянам казалось, что Николай II мог сделать для. их материального обеспечения гораздо больше, а не огра­ничиваться полумерами и декларациями. Кроме того, в дво­рянскую среду проникли идеи либерализма. В земском либе­ральном движении руководство принадлежало дворянам. Все это свидетельствовало о том, что самодержавие теряло опору в массе дворянства, но, разумеется, не всех, хотя недовольство направлялось в основном против бюрократического аппарата во главе с правительством. Таким образом, само дворянство не было единым ни в экономическом, ни в политическом отноше­нии. Дворяне принимали участие не только в руководстве пра­вых партий и либералов, но и в партиях самого левого толка (В. Ленин, Г. Плеханов, Г. Чичерин, А. Коллонтай, Ф. Дзер­жинский, П. Кропоткин, В. Чернов, Н. Авксентьев, Е. Брешко-Брешковская и др.).

Дело усугублялось для самодержавия тем, что оно было про­тив объединения дворянства в политически организованную силу. В результате только оппозиционная часть сплотилась в мощный блок. Защитники же самодержавия, оставаясь зако­нопослушными, сами не организовывались политически. Даже после 1905 г. чиновники, служащие и офицеры не имели пра­ва участвовать в политических партиях и обществах, а они

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]