Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ист.грамм.docx
Скачиваний:
68
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
181.43 Кб
Скачать

63. История настоящего времени.

Тематические глаголы ед мнч

I класс (образец нести)

II класс (образец стати)

III класс (образец знати)

IV к л а с

(образец

хвалити)

1л.

несоу

станоу

знаю

хвалю

2л.

несеши

станеши

знакши

хвалиши

3л.

несеть

станеть

знакть

хвалить

1л.

несемъ

станемъ

знакмъ

хвалимъ

2л.

несете

станете

знакте

хвалите

3л.

несоуть

станоуть

знають

хвалять

Дв. ч. 1-е л. несевЬ станеве ять знаэве хваливе ять

2-е л. несета станета знаэта хвалита

3-е л. несета станета знакта хвалита

нетематич глаг включает только 5 глаголов. Бытии, дати, ъсти, вЪдЪти, имЪти.

Памятники XI в. отражают все формы наст, времени этих глаголов в том виде, в каком они реконструируются для исходной системы, однако уже с XII и особенно в XIII—XIV вв. наблюдаются изменения этих форм. Прежде всего в 1-м л. мн. ч. вместо исконного окончания -мь появляется -мъ, что может быть расценено как отражение отвердения конечного [м'] после падения редуцированных; так, в Лавр, лет.: есмъ не молвилъ, азъ е с мъ , д а мъ; в Жит. Феод. XII в,: и др

- Если учесть, что глагол вЪдЪти был заменен в истории русского языка однокоренным глаголом вЪдати, который относился к III классу, а глагол имЪти уже с XI в. обнаруживал переход в этот же класс ,то можно утверждать, что формы этих глаголов, образованные по образцу нетематического спряжения, оказались полностью утраченными. Утраченными оказались и исконные формы глагола быти: в современном русском языке сохранилось лишь 3-е л. ед. ч. есть и отчасти 3-е л. мн. ч. суть. Однако если форма есть широко выступает в русском языке и самостоятельно, и в качестве связки, то суть по существу сохранилось в сугубо книжном стиле речи, да и там употребляется крайне редко.

Следовательно, внимания заслуживают лишь формы 1-го л. ед. ч. глаголов даты и Ъсти. Возникновение в этой форме твердого [м] на месте исконного [мь] привело к совпадению ее с формой имен. п. мн. ч. Такое совпадение не могло укрепиться в языке, ибо возникла нежелательная омонимия форм разных чисел. Поэтому необходимо было найти средство, чтобы вновь разграничить эти формы. Это средство было найдено в употреблении в качестве 1-го л. мн. ч, формы повелительного наклонения дадимъ, Ъдимъ Такие формы отмечены в памятниках XII—XIII вв.; например, нъ мы потребоу дадимъ брат (Панд. Ник. Черн. 1296 г.), Это обстоятельство повлекло за собой использование формы повелит, наклонения и во 2-м л. мн. ч., где вместо др.-русск. даете, Ъсте, появились дадите, Ъдите

Что касается 2-го л. ед. ч., то в нем исконные др.-русск. даси, Ъси, широко зафиксированные в памятниках и сохраняющиеся еще в некоторых северновеликорусских диалектах, с XIV в. начинают выступать с -ши (напр., в Псалт. XIV в.: вдаши, до избытка "Ъши; в Прол. 1383 г.: о(т)даши) по образцу тематического спряжения, В дальнейшей истории закрепились формы дашь, ешь, которые трактуются по-разному.

Тематические глаголы претерпели в своем развитии меньше изменений, причем ряд этих изменений носил чисто фонетический характер. Речь идет об изменении [е] > [о] во 2— 3-м л. ед. ч. и 1-м л. мн. ч. ([нес'бш], [толкн'бш], [нес'от], (тол-кн'от], [нес'ом), (толкн'ом) и т. п. из [несёши], [тълкнёши], [несёт ь], [тълкнёть], |несёмъ], [тълкнёмъ] и т. п.) и о появлении этого [о] по аналогии во 2-м л. мн. ч. ([нес'бте], (толкн'оте] из (несёте), [тълкнёте]). Форма 2-го лица единственного числа, где в старославянском языке выступало только окончание (ши). Древнерусские памятники XI в., а также более позднего времени фиксируют форму с окончанием -ши, реконструированную для исходной системы, однако начиная с XII в. в них появляются формы с окончанием -шь: тружаешь (Ев. ХП в.), емлешь, начиная с XI в. в 3-м л. ед. и мн. ч. наст, врем, в памятниках письменности обнаруживаются формы без окончания -ть или -тъ. Для нетематических глаголов такие формы отмечаются большей частью у глагола быти: