Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на вопросы_ABC.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
6.14 Mб
Скачать

49) Манифест Дэвида Паттерсона

Дэвид Паттерсон — одна из самых ярких, можно сказать, харизматических личностей современного компьютерного мира. Он занимает промежуточную позицию между фундаментальными исследованиями и бизнесом, а университет, где он преподает почти три десятилетия, не утратил своего бунтарского духа с тех времен, когда Паттерсон был студентом. Чтобы стать известным, ему хватило бы дизайна придуманного им логотипа компании Sun Microsystems, составленного из восьми знаков конъюнкции и дизъюнкции. И все же специалисты знают Паттерсона, прежде всего, как автора популярных технологических решений. Он возглавлял разработку RISC I, одной из первых реализаций идеи сокращенного набора команд процессора. Этот проект лег в основу архитектуры SPARC. Он руководил и инициативой по созданию избыточных массивов недорогих дисков (redundant array of inexpensive disk, RAID). О том, что означает RAID для создания высоконадежных систем хранения данных, говорить излишне. Сейчас, как и во времена создания архитектуры RISC, новые работы ведутся совместно с коллегами из Стэнфордского университета. На этот раз целью исследований является разработка программных и аппаратных основ построения компьютерных систем, ориентированных на восстановление после отказа. Для того чтобы предложить технические принципы Recovery Oriented Computing, необходимо было сначала критически переосмыслить статус-кво в информационных технологиях в целом.

Документ, опубликованный Паттерсоном два года назад, является своего рода революционным манифестом. В нем утверждается примат человеческих ценностей над машинными, в нем звучит призыв отказаться от технократической зашоренности, которой страдает большинство инженеров. Вот, в частности, что в нем говорится: «За двадцать лет производительность компьютеров возросла в 10 тыс. раз; вычисления, занимавшие в 1982 году месяцы, сегодня укладываются в час. Это прекрасно, к примеру, астрономы могут смоделировать Вселенную внутри кластера, за 10 тыс. долл. они могут собрать в архитектуру Beowulf терабайты внешней памяти, гигабайты оперативной памяти и множество гигагерцовых процессоров. Практически все ученые стали специалистами по вычислениям, и эта тенденция будет продолжаться и углубляться. Для всех остальных пользователей, свободные поисковые системы наподобие Google обеспечили доступ к океану информационных источников, позволили нам преобразовывать неясные представления в конкретные запросы и таким образом расширять наши знания. Но, увы, наряду с этими благами увлечение производительностью привело к зависимости от технологий. Мы оказываемся зацикленными на них. Мы разработали ненадежные технологии, которые при пользовании ими бесконечно огорчают нас. Врачи и юристы переустанавливают дисковые устройства в своих компьютерах, системные администраторы проводят дни и ночи в борьбе с ошибками в дорогостоящем программном обеспечении. Недовольство пользователей уже приводит к насилию. Кроме того, поведение компьютеров, начиная с простейших устройств и вплоть до мощных серверов, поддерживающих инфраструктуру Internet, непредсказуемо. Далее, слова ‘компьютер’ и ‘безопасность’ стали выражать противоположные значения. И, наконец, достижения по части оптимизации соотношения стоимость/производительность имеют обратный эффект: компьютеры называют всепроникающими, современный мир зависит от них, но никто не доказал, что они заслуживают подобного доверия. Сохранение нынешней парадигмы еще на протяжении следующих двадцати лет, когда скорости компьютеров возрастут еще в 10 тыс. раз, но при этом раз они не перестанут огорчать нас, как делают это сейчас, и не станут безопаснее, — это мой ночной кошмар.

Наступило время отрешиться от прошлого. Возможно, пора выбрать принципиально иное основание, на котором будут построены технологии будущего. Естественно, прокламировать проще, чем сделать, но все же я ставлю три цели.

  1. Синергетика с человеческой природой. Мы должны сделать технологии человечнее и для тех, кто пользуется простыми устройствами, и для тех, кто обеспечивает обслуживание этих устройств. Мы должны научиться заботиться о человеческой цене пользования информационными технологиями не меньше, чем о стоимости их приобретения.

  2. Зависимость. Мы должны создавать информационные технологии, на которые мир действительно может положиться так, как он опирается на технологии других типов, полностью доверяя им.

  3. Безопасность и охрана прав личности. Не станем обеспечивать свои трудом Большого Брата. Мы должны создавать технологии, которые будут обеспечивать и безопасность и права личности».

О том, что «так дальше жить нельзя», сейчас говорят многие ведущие компании, предлагая свои сценарии развития компьютерных систем. В отличие от скучных и однообразных презентаций «фирменных» проповедников Паттеросон нашел очень образную и человеколюбивую форму представления своих взглядов

50. Тенденции развития ИКТ

По результатам исследования компании McKinsey, сектор ИКТ был признан наиболее производительным и конкурентоспособным в российской экономике. Его развитие тесно связано с макроэкономическими факторами, в том числе начинающимися процессами реструктуризации экономики и тенденцией перехода от сырьевой производственной базы к развитию высоко-технологичных производств.

Прежде чем перейти к рассмотрению современных тенденций развития отрасли ИКТ России, целесообразно обозначить основные черты этапов в истории ее развития. По мнению многих экспертов, их можно охарактеризовать следующим образом: